СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-Класс "Использование кейсовой технологии в воспитательной работе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –

«Кейс технология».

Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов).

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-Класс "Использование кейсовой технологии в воспитательной работе"»

Мастер - класс


Использование кейсовой технологии в воспитательной работе

Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи: 
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Дидактический материал: кейсы (по количеству участников), презентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель 

Ожидаемые результаты:
Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;

  • особенности применения данного метода в обучении;

  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;

  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.



















Ход мастер – класса

Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!

2. Посмотрите, я пришла к вам сегодня с разными сумками. Здесь у меня рюкзак, сумка спортивная, дамская сумочка и кейс. Скажите, какой из этих предметов упоминается в педагогике последние годы? (варианты ответов)

3. Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –

«Кейс технология».

Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов).



4. Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:

  • описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

  • набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Следует отметить, что в методической литературе встречаются определения и кейс – технологии и метода кейсов.

Метод кейсов основан на следующих положениях:6

  • метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос

  • акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.

  • результатами применения кейсового метода помимо знаний являются практические навыки.

Цели кейс-метода:5

  • Развитие навыков анализа и критического мышления

  • Соединение теории и практики

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения

  • Представление последствий принимаемых решений

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Данные цели соответствуют системно- деятельностному подходу и формированию УУД.

При решении задач формируются различные компетентности:6

  • Отрабатываются коммуникативные навыки

  • Формируются навыки применения контраргументации

  • Развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации

  • Вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;

  • Формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем

  • Осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения

  • Осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д.

Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:8-9

  • Метод инцидента;

  • Метод ситуационно-ролевых игр;

  • Метод разбора деловой корреспонденции;

  • Игровое проектирование;

  • Метод дискуссии.

  • Кейс-стади.







Метод инцидентов.10

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.

Отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?

- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!

- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?

- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.


  • В чем заключается проблема?

  • Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

  • Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

  • Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.



Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

ситуация : «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

  • Какое право нарушено?

  • Кем нарушено?

  • На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

  • Что нужно сделать для его восстановления?

  • Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

  • Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

  • Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое программирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

  • Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Ситуационно-ролевая игра.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

  • Составить правила совместного проживания на планете.

  • Описать, какие события происходят на планете.



Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

  • Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии.

Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»

• Обобщенная формулировка, характеризующая проблему обучения детей-инофонов

• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая

позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов

• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел

новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».

• Задания, которые приведут к результату (продукту):

1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?

2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?

3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?

4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный,иисходя из конкретных социально-педагогических реальностей.

• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стади.

Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Любой из этих методов можно применять не только в учебном процессе, но и в работе с родителями.



Я предлагаю вам один из кейсов, в котором представлена проблемная ситуация из работы классного руководителя. Для этого вам необходимо объединиться в мини – группы, обсудить проблему и найти решение. Затем один представитель из группы представит ваше решение, и мы должны будем выработать единый вариант.

Работа в мини – группах. Время для обсуждения – 3 минут.

Вывод

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?

В ходе нашей коллективной работы я предложила вам несколько вариантов, вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила брошюры. В нём содержится вся теоретическая информация.

Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!