Мастер - класс
Использование кейсовой технологии в воспитательной работе
Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Дидактический материал: кейсы (по количеству участников), презентация по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель
Ожидаемые результаты:
Получат знания:
что представляет собой кейс-технология;
особенности применения данного метода в обучении;
какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
анализировать конкретные ситуации (кейсы);
применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.
Ход мастер – класса
Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги!
2. Посмотрите, я пришла к вам сегодня с разными сумками. Здесь у меня рюкзак, сумка спортивная, дамская сумочка и кейс. Скажите, какой из этих предметов упоминается в педагогике последние годы? (варианты ответов)
3. Я хочу представить вам одну из интерактивных методик –
«Кейс технология».
Это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов).
4. Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:
описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Следует отметить, что в методической литературе встречаются определения и кейс – технологии и метода кейсов.
Метод кейсов основан на следующих положениях:6
метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос
акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.
результатами применения кейсового метода помимо знаний являются практические навыки.
Цели кейс-метода:5
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Представление последствий принимаемых решений
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Данные цели соответствуют системно- деятельностному подходу и формированию УУД.
При решении задач формируются различные компетентности:6
Отрабатываются коммуникативные навыки
Формируются навыки применения контраргументации
Развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации
Вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
Формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем
Осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения
Осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д.
Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:8-9
Метод инцидента;
Метод ситуационно-ролевых игр;
Метод разбора деловой корреспонденции;
Игровое проектирование;
Метод дискуссии.
Кейс-стади.
Метод инцидентов.10
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.
Отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
В чем заключается проблема?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
ситуация : «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое программирование.
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Ситуационно-ролевая игра.
Игра «Планета друзей»
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
Составить правила совместного проживания на планете.
Описать, какие события происходят на планете.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Метод дискуссии.
Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»
• Обобщенная формулировка, характеризующая проблему обучения детей-инофонов
• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая
позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов
• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел
новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».
• Задания, которые приведут к результату (продукту):
1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?
2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?
3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?
4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный,иисходя из конкретных социально-педагогических реальностей.
• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс-стади.
Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Любой из этих методов можно применять не только в учебном процессе, но и в работе с родителями.
Я предлагаю вам один из кейсов, в котором представлена проблемная ситуация из работы классного руководителя. Для этого вам необходимо объединиться в мини – группы, обсудить проблему и найти решение. Затем один представитель из группы представит ваше решение, и мы должны будем выработать единый вариант.
Работа в мини – группах. Время для обсуждения – 3 минут.
Вывод
Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?
В ходе нашей коллективной работы я предложила вам несколько вариантов, вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила брошюры. В нём содержится вся теоретическая информация.
Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.