СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Использование парной и групповой формы работы на уроках в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра «Однорукие»: представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование парной и групповой формы работы на уроках в начальной школе».»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова














Мастер – класс

«Использование парной

и групповой формы работы

на уроках в начальной школе».







Подготовила:

учитель начальных классов

Горелова Анна Александровна












р.п. Чаадаевка, 2019 год

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в парах и группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность парной и групповой формы работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс парной и групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса:

СЛАЙД 1

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Меня зовут Горелова Анна Александровна, я работаю учителем начальных классов четвертый год. Мое педагогическое кредо «Учить детей учиться!».

- Вашему вниманию я хотела бы представить мастер-класс «Использование парной и групповой формы работы на уроках в начальной школе».

СЛАЙД 2

Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова величайшего швейцарского педагога И.Г. Песталоцци.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи…»

- Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-три»:

  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

  • каждый «номер второй» кладёт руки на пояс так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

  • каждый «номер третий» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.

- Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер-класс.

Мы живем в век перемен. В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы в процессе этой деятельности развивались бы способности, творческие силы и индивидуальность школьников, и каждый обучающийся смог бы достичь своего расцвета.

Мы привыкли оценивать активность учащихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? Ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение.

А есть такие дети, которые с рождения отличаются определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Вот и у меня в классе есть такой ученик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Хотелось бы дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом.

Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Я хотела бы в своем выступлении остановиться на том, как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе.

СЛАЙД 3

Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На первом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого, не перебивая и не обижая.

СЛАЙД 4

Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

СЛАЙД 5

Третий этап - групповая работа. Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс. Важно грамотно сформировать группы. Решений может быть несколько. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант.

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией - задумчиво, с удовольствием, ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 3 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Ласковые».

- Вот мы с вами готовы к дальнейшему изучению и обсуждению темы. Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. В ходе мастер-класса каждой группе предстоит окунуться в мир детства и выполнить групповую работу по обсуждаемой нами теме.

Сегодня я продемонстрирую отрывок урока по изобразительному искусству с использованием групповой формы работы.

Тема урока: Первоцветы (составление коллективного панно).

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

- О чем говорится в этой загадке?

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает

Когда это бывает? (весной).

- Какие еще у весны есть приметы?

- А сейчас мы узнаем нашу тему урока. Отгадайте загадку.

Белый, желтый, голубой,

Появляются они весной. (цветы).

- Ребята, весной появляются не просто цветы, а первые цветы года.

СЛАЙД 6 - первоцветы

- Назовите цветы, которые относятся к первоцветам?

- Сегодня на уроке мы научимся делать одуванчики из салфеток.

СЛАЙД 7 - одуванчики

- Работать мы будем группами.

Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе у каждой группы лежит набор для работы: папка.

1. папка: клей, ножницы, коричневая и чёрная бумага, лист белого картона;

2. папка: клей, ножницы, зелёная бумага;

3. папка: жёлтые салфетки, степлер, ножницы, карандаш, шаблон круга. Разложите весь набор перед собой. 

Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину.

Задание для первой группы.

- Перед вами белый лист бумаги.

- А что еще бывает белым? Совсем недавно вся земля была белая, но время идет, и зима отступила. Под лучами солнца появляются проталинки. А потом начинает расти молодая трава.

- На ваших столах обрезки цветной бумаги, т.е. бросовый материал. Заполните белый лист бумаги кусочками темной бумаги, используя ножницы и клей.

СЛАЙД 8 - травы

Задание для второй группы.

- При помощи какой бумаги вы изобразите травку?

- Какой формы будут травинки? (вытянутые). Возьмите бумагу и выполните травку.

- А теперь очередь за одуванчиками. Скоро они распустятся у вас на столах.

Задание для третьей группы.

- Для изготовления одуванчиков мы используем салфетки желтого цвета СЛАЙД 9

1. Каждую салфетку сворачиваем два раза.

2. Затем свернутую салфетку закрепляем посередине степлером.

3. Обводим круг и вырезаем.

4. Делаем частые надрезы по кругу.

5. А теперь отделяем каждый слой салфетки и приминаем к центру, пока не получим цветок.

- Первая группа передает землю второй группе, вторая группа наклеивает траву, а третья группа приклеивает одуванчики на землю с травой.

- Вот такая классная полянка у нас получилась.

СЛАЙД 10

Таким образом, мы видим, регулярное и целенаправленное использование на уроках групповой работы позволяет сделать учебную деятельность в полной мере субъектно ориентированной, что, в свою очередь, помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Воспитание - это наука, обучающая наших детей обходиться без нас».

СЛАЙД 11

Нашу встречу мне хочется закончить китайской притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

СЛАЙД 12

Так и в наших руках многое: развитие личности ребёнка. Любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.

Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!