СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Использование приемов технологии критического мышления при написании сочинения-рассуждения» на районном семинаре учителей русского языка и литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование приемов технологии критического мышления при написании сочинения-рассуждения» на районном семинаре учителей русского языка и литературы»

Мастер-класс

«Использование приемов технологии критического мышления при написании сочинения-рассуждения»


Цель: передача опыта по использованию приёмов критического мышления при работе с текстом ЕГЭ по русскому языку

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.


1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на районном семинаре учителей русского языка и литературы! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом работы в подготовке к государственной итоговой аттестации.

Задание  № 27 в работе ЕГЭ требует более серьезных навыков работы с анализом текста: «Прокомментируйте сформулированную проблему, включите  в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними». Экзаменуемый должен рассмотреть проблему (ценностное понятие), содержание которого  нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов автора текста

2. Вступительное слово

Жизнь показывает, что успешность сегодня определяется не объемом знаний, а умением быстро и самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться, поэтому школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

Одна из технологий, которая помогает мне в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения – это технология развития критического мышления.

Каким же образом я внедряю эту технологию?

  1. Очень эффективным методическим приёмом при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на ЕГЭ является чтение с остановками. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета помогает увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей.  Суть  заключается  в  чтении отрывка текста и ответов  на  вопросы к  нему до перехода  к  чтению следующего отрывка. Вопросы направлены  на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания  последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает  или  отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным  содержанием  текста. Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.

Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Эту стратегию лучше использовать для  повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее  всего, вопросы  к  тексту будут «открытыми»,   требующими рассуждения, формулирования своей точки  зрения: почему? зачем?  каким  образом? Задача учителя в этой стратегии: найти в тексте оптимальные места для остановки

  1. Создание ментальных карт

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте. Даже сам внешний вид этой схемы дает понять, что она помогает эффективно проводить мозговые штурмы, составлять конспекты, усваивать информацию и делать презентации.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Технология обучения написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время. Думаю, её использование в системе обязательно даст результаты. С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. 

Работа над текстом осуществляется в следующих направлениях: лингвистический анализ текста, тема текста, проблема текста, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения, аргументы. Далее идет следующий уровень (линии): композиция сочинения, вступление и возможные его виды, основная часть, заключение и возможные его виды, абзацное членение, речевые клише. Редактирование.

Обращаясь к заполненной интеллект-карте, учащиеся выстраивают логическое высказывание сначала в устной, потом письменной речи. Именно таким образом отрабатываются задания 9.3 (ОГЭ) и 27 (ЕГЭ) при написании сочинения-рассуждения.








 Свойства ментальных карт:

1. Наглядность: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

2. Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно.

3. Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4. Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

5. Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

6. Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.

Преимущества ментальных карт перед другими методами:

  • концентрация информации на важных моментах;

  • визуально чёткие ассоциации;

  • улучшение запоминания.

Данный метод даёт возможность учителю:

  • повышать мотивацию, качество знаний;

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

  • активизировать деятельность;

  • выявлять причины когнитивных затруднений;

  • корректировать знания учащихся.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!