Мастер-класс
«Использование приемов технологии критического мышления при написании сочинения-рассуждения»
Цель: передача опыта по использованию приёмов критического мышления при работе с текстом ЕГЭ по русскому языку
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
1. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на районном семинаре учителей русского языка и литературы! Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом работы в подготовке к государственной итоговой аттестации.
Задание № 27 в работе ЕГЭ требует более серьезных навыков работы с анализом текста: «Прокомментируйте сформулированную проблему, включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними». Экзаменуемый должен рассмотреть проблему (ценностное понятие), содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов автора текста
2. Вступительное слово
Жизнь показывает, что успешность сегодня определяется не объемом знаний, а умением быстро и самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться, поэтому школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Одна из технологий, которая помогает мне в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения – это технология развития критического мышления.
Каким же образом я внедряю эту технологию?
Очень эффективным методическим приёмом при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на ЕГЭ является чтение с остановками. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета помогает увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.
Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Эту стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения. Скорее всего, вопросы к тексту будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом? Задача учителя в этой стратегии: найти в тексте оптимальные места для остановки
Создание ментальных карт
Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте. Даже сам внешний вид этой схемы дает понять, что она помогает эффективно проводить мозговые штурмы, составлять конспекты, усваивать информацию и делать презентации.
Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Интеллект-карта концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.
Технология обучения написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время. Думаю, её использование в системе обязательно даст результаты. С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею.
Работа над текстом осуществляется в следующих направлениях: лингвистический анализ текста, тема текста, проблема текста, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения, аргументы. Далее идет следующий уровень (линии): композиция сочинения, вступление и возможные его виды, основная часть, заключение и возможные его виды, абзацное членение, речевые клише. Редактирование.
Обращаясь к заполненной интеллект-карте, учащиеся выстраивают логическое высказывание сначала в устной, потом письменной речи. Именно таким образом отрабатываются задания 9.3 (ОГЭ) и 27 (ЕГЭ) при написании сочинения-рассуждения.
Свойства ментальных карт:
1. Наглядность: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
2. Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно.
3. Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4. Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
5. Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
6. Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи.
Преимущества ментальных карт перед другими методами:
концентрация информации на важных моментах;
визуально чёткие ассоциации;
улучшение запоминания.
Данный метод даёт возможность учителю:
повышать мотивацию, качество знаний;
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
активизировать деятельность;
выявлять причины когнитивных затруднений;
корректировать знания учащихся.