СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Исследовательская деятельность на уроках при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны приемы и методы, повышающие эффективность запоминания и понимания при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Исследовательская деятельность на уроках при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ"»

Мастер-класс  «Методические приемы формирования исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и при подготовке к ОГЭ И ЕГЭ»

Мастер-класс «Методические приемы формирования исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и при подготовке к ОГЭ И ЕГЭ»

« Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться….. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень… Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться…»   В.А. Сухомлинский

« Нет, и не может быть детей, которые бы не хотели учиться…..

Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень…

Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться…»  В.А. Сухомлинский

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. 

Метод обучения

  • (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. 
Методы обучения Активные методы обучения: По источнику получения знаний: По характеру исследовательской деятельности: а) Объяснительно-иллюстративные, б) репродуктивные,  в) частично-поисковые, г) исследовательские. а) методы проблемного обучения, а) словесные,  б) методы програмированного обучения, б) наглядные, в) методы интерактивного обучения. в)практические.

Методы обучения

Активные методы обучения:

По источнику получения знаний:

По характеру исследовательской деятельности:

а) Объяснительно-иллюстративные,

б) репродуктивные,

в) частично-поисковые,

г) исследовательские.

а) методы проблемного обучения,

а) словесные,

б) методы програмированного обучения,

б) наглядные,

в) методы интерактивного обучения.

в)практические.

Исследовательский   метод обучения-  организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Исследовательский  метод обучения-

организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
  • В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
  • В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Цель исследовательской деятельности:  получение навыков исследовательской деятельности,, конкретные результаты исследовательской работы развитие активности

Цель исследовательской деятельности:

  • получение навыков исследовательской деятельности,,
  • конкретные результаты исследовательской работы
  • развитие активности
Методические приемы формирования исследовательской компетенции: 1. Экспресс-исследования  2.Приём группировки 3.  Прием маркировки текста «ИНСЕРТ». 4.Прием «Чтение со стопами» 5.Составление аналитических схем, кластеров 6.Прием «Ассоциация». 7.Написание синквейнов и работа с ними. 8. Рефлексия .

Методические приемы формирования исследовательской компетенции:

  • 1. Экспресс-исследования 
  • 2.Приём группировки
  • 3.  Прием маркировки текста «ИНСЕРТ».
  • 4.Прием «Чтение со стопами»
  • 5.Составление аналитических схем, кластеров
  • 6.Прием «Ассоциация».
  • 7.Написание синквейнов и работа с ними.
  • 8. Рефлексия .
  1. Экспресс-исследования – кратковременное исследование по  предложенной педагогом тематике .   Индивидуальные Групповые

1. Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике .

Индивидуальные

Групповые

1 - Определение направления кровотока в венах, выступающих на поверхности рук.  Вопрос .   Как доказать, что сосуды, видимые на поверхности руки – вены?   Перетянуть предплечье около запястья и наблюдать, с какой стороны набухнут сосуды.    Или методом исключения: не капилляры, т.к. большие; не артерии, т.к.не пульсируют.

1 - Определение направления кровотока в венах, выступающих на поверхности рук. 

  • Вопрос .   Как доказать, что сосуды, видимые на поверхности руки – вены?

Перетянуть предплечье около запястья и наблюдать, с какой стороны набухнут сосуды.

Или методом исключения: не капилляры, т.к. большие; не артерии, т.к.не пульсируют.

 2- Выявление функций периферического зрения (роль палочек и колбочек в восприятии цвета).   Эксперимент.      Вопрос: Что это был за предмет?  Какого цвета был предмет?

2- Выявление функций периферического зрения (роль палочек и колбочек в восприятии цвета).

  • Эксперимент.

  • Вопрос: Что это был за предмет?
  • Какого цвета был предмет?
3.Прием «Ассоциация»  тема: «Мутации». На листе бумаги запишите все слова, которые ассоциируют с понятием «МУТАЦИЯ» Ген, чернобыль , отклонения, изменения, рак, облучение  Составьте рассказ «Что мы знаем о мутациях», используя все ассоциации группы.  Мутации- это изменения, отклонения от нормы, появляются в ответ на действие внешних факторов, например облучения. Бывают генные, хромосомные, геномные.

3.Прием «Ассоциация» тема: «Мутации».

  • На листе бумаги запишите все слова, которые ассоциируют с понятием «МУТАЦИЯ»
  • Ген, чернобыль , отклонения, изменения, рак, облучение

  • Составьте рассказ «Что мы знаем о мутациях», используя все ассоциации группы.
  • Мутации- это изменения, отклонения от нормы, появляются в ответ на действие внешних факторов, например облучения. Бывают генные, хромосомные, геномные.

   Как бы думаете, что связывает этих знаменитых людей?     Жанна де Арк Фредерик Шопен Ганс Христиан Андерсен

Как бы думаете, что связывает этих знаменитых людей?

Жанна де Арк

Фредерик Шопен

Ганс Христиан

Андерсен

Познакомьтесь с данными о заболеваниях этих знаменитых людей
  • Познакомьтесь с данными о заболеваниях этих знаменитых людей
   «Что вам удалось установить, при глубоком изучении биографии этих людей?»

  • «Что вам удалось установить, при глубоком изучении биографии этих людей?»
Вывод:   Прием ориентирован на развитие умения анализировать и обобщать информацию  Способствует развитию интеллектуальных способностей, учащихся.  У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью

Вывод:

  •   Прием ориентирован на развитие умения анализировать и обобщать информацию

  • Способствует развитию интеллектуальных способностей, учащихся.

  • У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью
4.Частично-поисковая лабораторная работа

4.Частично-поисковая лабораторная работа

Цитоплазматическая мембрана Растительная клетка

Цитоплазматическая мембрана

Растительная клетка

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»   Проницаемость воды Гипертонический раствор Деплазмолиз – возвращение протопласта в исходное положение Плазмолиз- отставание протопласта в мембранной упаковке от клеточной стен стенки Клетка кожицы лука Непроницаемость NaCl

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Проницаемость воды

Гипертонический раствор

Деплазмолиз – возвращение протопласта в исходное положение

Плазмолиз-

отставание протопласта в мембранной упаковке от клеточной стен стенки

Клетка кожицы лука

Непроницаемость NaCl

Цитоплазматическая мембрана Растительная клетка

Цитоплазматическая мембрана

Растительная клетка

Калий-натриевый насос

Калий-натриевый насос

5.Работа с текстом на уроках Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна. «Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

5.Работа с текстом на уроках

  • Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна.
  • «Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
 Виды чтения   3. Изучающее чтение – это чтение углубленное, вдумчивое. При изучающем чтении научного текста по биологии учителю необходимо научить школьников приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию. 2.Ознакомительное чтение – это ознакомление с содержанием текста в общем виде. При ознакомительном чтении текст прочитывается целиком. Ознакомительное чтение может использоваться, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выделить основное содержание. 1.Поисковое (просмотровое) чтение – это такой вид чтения, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, найти конкретную информацию.

Виды чтения

3. Изучающее чтение – это чтение углубленное, вдумчивое. При изучающем чтении научного текста по биологии учителю необходимо научить школьников приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию.

2.Ознакомительное чтение – это ознакомление с содержанием текста в общем виде. При ознакомительном чтении текст прочитывается целиком. Ознакомительное чтение может использоваться, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, выделить основное содержание.

  • 1.Поисковое (просмотровое) чтение – это такой вид чтения, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, найти конкретную информацию.
  Прием маркировки текста «ИНСЕРТ». Промаркировать текст , включающая следующие значки   «+» - это знаю     «-» - это не знаю    « ? » - это непонятно     « ͮ » -«галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает

  Прием маркировки текста «ИНСЕРТ».

  • Промаркировать текст , включающая следующие значки 

«+» - это знаю   «-» - это не знаю   « ? » - это непонятно   « ͮ » -«галочка» ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА  

  • Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов.
  •  
  • Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.
  •  
  • Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещённые вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.
  •  
  • Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.
  •  
  • Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов . Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

1) О каких группах запрещённых препаратов говорится в тексте (перечислите эти группы)?

2) К каким последствиям для здоровья спортсмена может привести приём анаболиков?

3) С какой целью принимает запрещённые мочегонные средства штангист, если известно, что по правилам соревнований побеждает тот, кто поднимет наибольший вес при наименьшей собственной массе тела спортсмена?

Составить текст с биологическими ошибками и найти их в тексте. Рассказ кота Мурлыки Я обыкновенный сибирский кот из  типа Млекопитающихся, класса хищников.   Именно поэтому я люблю молоко . Мне уже 20 лет, так что я старый кот. Жизнь моя уютна и спокойна, хотя последнее время меня начали беспокоить зубы, особенно  резцы. Они крупные, эмаль имеют только спереди и могут самозатачиваться,  но теперь болят, хоть плачь. Да еще желудок ноет, он  4хкамерный, видимо, рубец засорился , когда я мышей вместе с шерстью глотал. Что делать? А недавно меня водили к ветеринару, но по другому поводу: воспалилось на левом глазу  мигательная перепонка . Пришлось удалять. Но хватит о болезнях. Я красивый кот, и хозяева меня очень любят. Шерсть у меня пушистая, гладкая и шелковистая, потому что состоит она  только из остевого  волоса.

Составить текст с биологическими ошибками и найти их в тексте.

Рассказ кота Мурлыки

  • Я обыкновенный сибирский кот из  типа Млекопитающихся, класса хищников.   Именно поэтому я люблю молоко . Мне уже 20 лет, так что я старый кот.
  • Жизнь моя уютна и спокойна, хотя последнее время меня начали беспокоить зубы, особенно  резцы. Они крупные, эмаль имеют только спереди и могут самозатачиваться,  но теперь болят, хоть плачь. Да еще желудок ноет, он  4хкамерный, видимо, рубец засорился , когда я мышей вместе с шерстью глотал. Что делать? А недавно меня водили к ветеринару, но по другому поводу: воспалилось на левом глазу  мигательная перепонка . Пришлось удалять. Но хватит о болезнях.
  • Я красивый кот, и хозяева меня очень любят. Шерсть у меня пушистая, гладкая и шелковистая, потому что состоит она  только из остевого  волоса.
Задание 24. ЕГЭ  Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок .     1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.  Ошибки содержатся в предложениях:   1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения; 2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки; 3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

Задание 24. ЕГЭ Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок .

  • 1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
  • 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
  • 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
  • 4. Во всех клетках имеется ядро.
  • 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

  • Ошибки содержатся в предложениях:

 

  • 1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения;
  • 2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
  • 3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.
    Задание 24. ЕГЭ  Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.      1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию. Ошибки содержатся в предложениях: 1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию. 4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 5. Личинки комаров не являются популяцией.

Задание 24. ЕГЭ Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.  

  • 1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
  • 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
  • 3. Популяция является структурной единицей вида.
  • 4. Популяция является движущей силой эволюции.
  • 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
  • Ошибки содержатся в предложениях:
  • 1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.
  • 4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
  • 5. Личинки комаров не являются популяцией.
Чтение текста с заполнением таблицы . Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Уровни организации живой материи», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Митоз», «Мейоз», «Этапы онтогенеза» «Борьба за существование», «Приспособленность организма к условиям  внешней среды»,  «Взаимоотношения между организмами».

Чтение текста с заполнением таблицы .

  • Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем:
  • «Уровни организации живой материи»,
  • «Химический состав клетки. Неорганические вещества»,
  • «Митоз», «Мейоз», «Этапы онтогенеза»
  • «Борьба за существование»,
  • «Приспособленность организма к условиям
  • внешней среды»,
  • «Взаимоотношения между организмами».

1.

Зародышевые листки

2.

Эктодерма

Развивающиеся из них органы

Энтодерма

3.

Развивающиеся из них ткани

Из эктодермы развиваются:

Мезодерма

Нервная и эпителиальная ткани

Из энтодермы развиваются:

1 - нервная система (вместе с органами чувств);

1 - эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути;

Эпителиальная ткань, выстилающая внутри органы – дыхательной и пищеварительной систем,

Из мезодермы формируются:

2 - наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его- эпителий), ногти, волосы, сальные и потовые желез);

1- скелет, скелетная мускулатура,

Мышечные (гладкая, поперечно-полосатая скелетная и поперечнополосатая сердечная) и соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь) ткани

2 - легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала;

3 - эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов;

2- соединительно-тканная основа кожи (дерма),

4 - воспринимающие клетки (рецепторы) органов слуха, обоняния, зрения

3 - щитовидную и околощитовидную железы.

3- органы выделительной и половой систем,

4- сердечно-сосудистая система,

5- лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

Работа с терминами   Важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадает интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов. Пример биологического диктанта по теме: «Взаимоотношения организма и среды».  Задание : дайте определения следующим понятиям: симбиоз мутуализм протокооперация         Неразделимые взаимовыгодные Устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов отношения между  живыми организмами Необязательные взаимовыгодные отношения между организмами двух видов (первичное сотрудничество)

Работа с терминами

  •   Важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадает интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.
  • Пример биологического диктанта по теме: «Взаимоотношения организма и среды». 
  • Задание : дайте определения следующим понятиям:
  • симбиоз
  • мутуализм
  • протокооперация

       

Неразделимые взаимовыгодные

Устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов

отношения между

живыми организмами

Необязательные взаимовыгодные отношения между организмами двух видов

(первичное сотрудничество)

Генетика Аллельные гены Гомозигота Локус Аутосомы Шкатулка

Генетика

Аллельные гены

Гомозигота

Локус

Аутосомы

Шкатулка

Аналитическая схема - кластер Нервная система Периферическая Центральная Соматическая Головной мозг Спинной мозг Нервы и нервные узлы за пределами центральной нервной смстемы Автономная 1-Симпатическая 2-Парасимпатическая

Аналитическая схема - кластер

Нервная система

Периферическая

Центральная

Соматическая

Головной мозг

Спинной

мозг

Нервы и нервные узлы за пределами центральной нервной смстемы

Автономная

1-Симпатическая

2-Парасимпатическая

Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность». Давайте учиться запоминать, а не зубрить!
  • Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность». Давайте учиться запоминать, а не зубрить!
 Мнемонические приемы обучения на уроках биологии.   На уроках биологии необходимо запоминать большое количество специализированных терминов, которые должны быть связаны между собой. Это достаточно сложно. И одним из способов решения такого вопроса мы видим в применении на уроках мнемотехники.   Мнемотехника  - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Мнемотехника существует уже давно - настолько давно, что ее назвали в честь греческой богини Мнемозины, которая была богиней памяти, дочерью неба и земли (Урана и Геи), и матерью муз.

Мнемонические приемы обучения на уроках биологии.

  • На уроках биологии необходимо запоминать большое количество специализированных терминов, которые должны быть связаны между собой. Это достаточно сложно. И одним из способов решения такого вопроса мы видим в применении на уроках мнемотехники.  Мнемотехника  - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
  • Мнемотехника существует уже давно - настолько давно, что ее назвали в честь греческой богини Мнемозины, которая была богиней памяти, дочерью неба и земли (Урана и Геи), и матерью муз.
Школьный курс биологии – это система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов.   И терминов этих превеликое множество
  • Школьный курс биологии – это система взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов.

 

  • И терминов этих превеликое множество
Ткани растений   2 на «О»- основная и образовательная  2 на «П» - покровная и проводящая  1 на «М» - механическая

Ткани растений

  • 2 на «О»- основная и образовательная

  • 2 на «П» - покровная и проводящая

  • 1 на «М» - механическая
Прием ЛИМПОПО Растительные ткани листа  Л ист  И меет  М еханическую  П окровную  О бразовательную  П роводящую  О сновную ткани

Прием ЛИМПОПО

  • Растительные ткани листа Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани
При изучении отделов растений держим 5 пальчиков и загибаем при назывании и приговариваем значимые правила. 1.Водоросли - низшие растения 2.Мхи - нет корней, преобладает гаметофит 3.Папоротники - есть корневище, преобладает спорофит 4.Голосеменные - нет трав, опыление ветров 5.Покрытосеменные - есть цветок, плод и двойное оплодотворение
  • При изучении отделов растений держим 5 пальчиков и загибаем при назывании и приговариваем значимые правила.
  • 1.Водоросли - низшие растения
  • 2.Мхи - нет корней, преобладает гаметофит
  • 3.Папоротники - есть корневище, преобладает спорофит
  • 4.Голосеменные - нет трав, опыление ветров
  • 5.Покрытосеменные - есть цветок, плод и двойное оплодотворение
Задание №22 Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Механизм какого процесса демонстрирует это устройство? Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?

Задание №22

  • Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс.
  • Механизм какого процесса демонстрирует это устройство?
  • Почему объем мешков, прикрепленных к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?
 Симпатическая и Парасимпатическая нервная система.   Симпатическая - симпатичная любит работать и делает все быстро . Парасимпатическая - от слова «пара», «двоешница» -любит поспать и поесть, делает все медленно

Симпатическая и Парасимпатическая нервная система.

  • Симпатическая - симпатичная любит работать и делает все быстро .
  • Парасимпатическая - от слова «пара», «двоешница» -любит поспать и поесть, делает все медленно
Слово-образ « б е г о н и я » Онтогенез. Эмбриональное развитие    Бластула  Е  Гаструла  О  Нейрула  И  Я родился

Слово-образ « б е г о н и я »

  • Онтогенез. Эмбриональное развитие

Бластула Е Гаструла О Нейрула И Я родился

 Ц ирк -  о громный,  к упол  п естрый,  С ловно  р адугой   в ознесся (для растений)   Ц  – царство О  – отдел К  – класс  П  – порядок  С - семейство  Р  – род  В  – вид

Ц ирк -  о громный,  к упол  п естрый, С ловно  р адугой   в ознесся (для растений)

  • Ц  – царство
  • О  – отдел
  • К  – класс 
  • П  – порядок 
  • С - семейство 
  • Р  – род 
  • В  – вид
  Ц епко Т ащит К от О грызок С еребристой Р ыбки В ерткой    Ц -царство Т -тип К -класс О -отряд С -семейство Р -род В -вид

Ц епко Т ащит К от О грызок С еребристой Р ыбки В ерткой

  • Ц -царство
  • Т -тип
  • К -класс
  • О -отряд
  • С -семейство
  • Р -род
  • В -вид
К аждая Д евушка Д олжна Т очно З нать С вой С едьмой Э таж. Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: К аталитическая, Д вигательная, Д ыхательная, Т ранспортная, З ащитная, С троительная, С игнальная Э нергетическая.

К аждая Д евушка Д олжна Т очно З нать С вой С едьмой Э таж.

  • Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:
  • К аталитическая,
  • Д вигательная,
  • Д ыхательная,
  • Т ранспортная,
  • З ащитная,
  • С троительная,
  • С игнальная
  • Э нергетическая.
 Чтобы  лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение :   « П оставить МАТ »– П рофаза М етафаза А нафаза Т елофаза

Чтобы  лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение :

  • « П оставить МАТ »–
  • П рофаза
  • М етафаза
  • А нафаза
  • Т елофаза
А  А рхейская П отом П ротерозойская П оявился П алеозойская М ир М езозойская Кайнозойский
  • А А рхейская
  • П отом П ротерозойская
  • П оявился П алеозойская
  • М ир М езозойская
  • Кайнозойский

 Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:   К аждый О тличный С тудент Д олжен К урить П апиросы Т ы , Ю ра , М ал П ей Н очью Ч ай Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:

  • К аждый О тличный С тудент Д олжен К урить П апиросы
  • Т ы , Ю ра , М ал
  • П ей Н очью Ч ай
  • Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский,
  • Триасовый, Юрский, Меловой,
  • Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Гаметофит – принцип трех « Га »  Га - Га - Га Га метофит - половое поколение растений (n)  имеет Га плоидный набор хромосом (n)  на нем образуются Га меты (n), которые вырастают из споры

Гаметофит – принцип трех « Га » Га - Га - Га

  • Га метофит - половое поколение растений (n)

имеет

  • Га плоидный набор хромосом (n)

на нем образуются

  • Га меты (n), которые вырастают из споры
Мнемотехника  на уроках химии

Мнемотехника на уроках химии

Сапоги мои того пропускают Н 2 О.  Сначала вода, потом кислота, иначе может случиться беда.  Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.  Фенолфталеиновый в щелочах малиновый
  • Сапоги мои того пропускают Н 2 О.

  • Сначала вода, потом кислота, иначе может случиться беда.

  • Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.

  • Фенолфталеиновый в щелочах малиновый
Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.  ПВО — Присоединяет (электроны), Восстанавливается, является Окислителем.  Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно,  Индикатор лакмус – синий, щелочь здесь не будь разиней,  Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда.
  • Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.

  • ПВО — Присоединяет (электроны), Восстанавливается, является Окислителем.

  • Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно, 
  • Индикатор лакмус – синий, щелочь здесь не будь разиней, 
  • Когда ж нейтральная среда, он фиолетовый всегда.

Психодидактика – приемы, направленные на развитие памяти, логики, интеллекта Шкаф Облако Гнездо Конь Шляпа Люк Футболист Чайник Крылья Карандаши Стая Пляж Снеговик Шоколад Школьники

Психодидактика – приемы, направленные на развитие памяти, логики, интеллекта

  • Шкаф
  • Облако
  • Гнездо
  • Конь
  • Шляпа
  • Люк
  • Футболист
  • Чайник
  • Крылья
  • Карандаши
  • Стая
  • Пляж
  • Снеговик
  • Шоколад
  • Школьники
В болоте страха и вины Держись за берег иль плыви. Спасенье здесь, спасенье там, Спасти себя ты сможешь сам! Есть монстры вне и есть внутри, В свои проблемы посмотри: Что лучше – корни в берегах? Опасный ветер в парусах? И берег тот, и океан Не зря планете нашей дан. Чтоб берег прочный оценить, Попробуй вольным стилем плыть. И, океана соль вкусив, От страха сам себя спаси

В болоте страха и вины

Держись за берег иль плыви.

Спасенье здесь, спасенье там,

Спасти себя ты сможешь сам!

Есть монстры вне и есть внутри,

В свои проблемы посмотри:

Что лучше – корни в берегах?

Опасный ветер в парусах?

И берег тот, и океан

Не зря планете нашей дан.

Чтоб берег прочный оценить,

Попробуй вольным стилем плыть.

И, океана соль вкусив,

От страха сам себя спаси

ВЫВОДЫ Исследовательская деятельность позволяет увидеть и развивать способности учеников, поскольку требует от них самостоятельности, умения проблемно мыслить, способствует формированию таких качеств как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на любую проблему.
  • ВЫВОДЫ Исследовательская деятельность позволяет увидеть и развивать способности учеников, поскольку требует от них самостоятельности, умения проблемно мыслить, способствует формированию таких качеств как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на любую проблему.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

 Д.Тенцинг сказал: «Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят-видят».   В болоте страха и вины Держись за берег иль плыви. Спасенье здесь, спасенье там,  Спасти себя ты сможешь сам! Есть монстры вне и есть внутри, В свои проблемы посмотри: Что лучше – корни в берегах? Опасный ветер в парусах? И берег тот, и океан Не зря планете нашей дан. Чтоб берег прочный оценить, Попробуй вольным стилем плыть.  И, океана соль вкусив, От страха сам себя спаси!

Д.Тенцинг сказал: «Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят-видят».

  • В болоте страха и вины
  • Держись за берег иль плыви.
  • Спасенье здесь, спасенье там,
  • Спасти себя ты сможешь сам!
  • Есть монстры вне и есть внутри,
  • В свои проблемы посмотри:
  • Что лучше – корни в берегах?
  • Опасный ветер в парусах?
  • И берег тот, и океан
  • Не зря планете нашей дан.
  • Чтоб берег прочный оценить,
  • Попробуй вольным стилем плыть.
  • И, океана соль вкусив,
  • От страха сам себя спаси!
Вопрос .  Почему кожа на тыльной стороне пальцев в области суставов собрана в складки?       Эксперимент.   Оттяните вверх складку кожи в области межфалангового сустава и попытайтесь согнуть палец.  Это невозможно. Следовательно, кожные складки связаны с функциями суставов пальцев.
  • Вопрос Почему кожа на тыльной стороне пальцев в области суставов собрана в складки? 

  • Эксперимент.   Оттяните вверх складку кожи в области межфалангового сустава и попытайтесь согнуть палец.
  • Это невозможно. Следовательно, кожные складки связаны с функциями суставов пальцев.
 2. Выяснение роли противопоставления большого пальца руки всем остальным.   Эксперимент.   Прикоснитесь большим пальцем руки к остальным пальцем той же руки. Это затруднений не вызывает. Сделайте то же большим  пальцем ноги. Это невозможно.Почему?

2. Выяснение роли противопоставления большого пальца руки всем остальным.

  • Эксперимент.   Прикоснитесь большим пальцем руки к остальным пальцем той же руки.
  • Это затруднений не вызывает.
  • Сделайте то же большим
  • пальцем ноги. Это невозможно.Почему?
  Вопрос.   Почему по-разному функционируют пальцы на ноге и руке?   Нога приспособлена для опоры, рука – для хватания, что дало возможность трудовой деятельности.

Вопрос.   Почему по-разному функционируют пальцы на ноге и руке?

  • Нога приспособлена для опоры, рука – для хватания, что дало возможность трудовой деятельности.
 4. Влияние носовой полости на голосообразование.   Эксперимент.   А) Произнесите слова «ле», «ли», «ни». Б) Зажмите нос рукой и сделайте то же самое.

4. Влияние носовой полости на голосообразование.

  • Эксперимент.  
  • А) Произнесите слова «ле», «ли», «ни».
  • Б) Зажмите нос рукой и сделайте то же самое.

Вопрос.   Почему есть разница в звучании голоса? Носовая полость выступает как резонатор звука.    .
  • Вопрос.   Почему есть разница в звучании голоса?
  • Носовая полость выступает как резонатор звука.

.

 2.Приём группировки   Понятия: суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, варан, черепаха. Задание –  сгруппировать данные понятия, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:    а) сравнить понятия;    б) выделить общие признаки;    в) сгруппировать. 

2.Приём группировки

  • Понятия: суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, варан, черепаха.
  • Задание

сгруппировать данные понятия, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:  а) сравнить понятия;  б) выделить общие признаки;  в) сгруппировать. 

4.Чтение текста с заполнением таблицы . Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Уровни организации живой материи», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Митоз», Мейоз, Этапы онтогенеза «Борьба за существование», «Приспособленность организма к условиям внешней среды»,  «Взаимоотношения между организмами». Уровни организации живой материи № /П Название уровня 1. Что изучается на данном уровне 2. Молекулярный Значение Клеточный

4.Чтение текста с заполнением таблицы .

  • Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем:
  • «Уровни организации живой материи»,
  • «Химический состав клетки. Неорганические вещества»,
  • «Митоз», Мейоз, Этапы онтогенеза
  • «Борьба за существование»,
  • «Приспособленность организма к условиям внешней среды»,
  • «Взаимоотношения между организмами».

Уровни организации живой материи

Название уровня

1.

Что изучается на данном уровне

2.

Молекулярный

Значение

Клеточный

 8 . Творческие задачи «Лукошко для хомяка»   Грызуны запасают на зиму по несколько кг кормов. Для грызунов возникает задача: найти и перенести в кладовую свои запасы. Кроме рта у них нет другой тары, но подмоченные слюной продукты не хранятся. Природа нашла выход из этого противоречия, какой?

8 . Творческие задачи «Лукошко для хомяка»

  • Грызуны запасают на зиму по несколько кг кормов. Для грызунов возникает задача: найти и перенести в кладовую свои запасы. Кроме рта у них нет другой тары, но подмоченные слюной продукты не хранятся. Природа нашла выход из этого противоречия, какой?

Урок «Пищеварение в ротовой полости»

  • Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
  • В начале работы определяем цель эксперимента: доказать, что ферменты слюны расщепляют крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Затем знакомимся с оборудованием: накрахмаленные картофельным крахмалом салфетки, спички, вата или ватные палочки, йодная вода, химические стаканы или чашки Петри.
  • В ходе организационной беседы планируем эксперимент с использованием логической конструкции: «если, то…»
  • «Если ферменты слюны расщепляют крахмал, то после действия слюны мы не обнаружим крахмал с помощью качественной реакции (йодной воды). То есть если после обработки слюной накрахмаленной салфетки поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Как доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал? Ребята приходят к выводу, что надо провести такой же опыт, но вместо слюны взять воду.
  • Таким образом, для проведения эксперимента нам необходимо взять две накрахмаленные салфетки и на одну нанести простой рисунок слюной (эксперимент), а на другую водой (контроль). И если наше предположение верно, то на салфетке проявиться белый рисунок.
6.Прием «Ассоциация».   В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово «Селекция».   1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.   2 этап: Объединяют эти ассоциации в пары.   3 этап: Объединят ассоциации в группе.   4 этап: Работая в группе, составляют рассказ «Что мы знаем о селекции», используя все ассоциации группы.   5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры.  Какой новый сорт томата вы бы хотели получить?  Какими качествами он должен обладать и почему?   6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: «Как вы будете получать новый сорт  томата? Какие приемы будете использовать?»   7 этап: Задание: «Вам необходимо вывести сорт томата, пригодный для машинной  уборки плодов. Подумайте, какими качествами  он должен обладать и почему?»

6.Прием «Ассоциация».

  • В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые
  • возникают у них на слово «Селекция». 1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги
  • или в тетради. 2 этап: Объединяют эти ассоциации в пары. 3 этап: Объединят ассоциации в группе. 4 этап: Работая в группе, составляют рассказ «Что мы знаем о селекции», используя
  • все ассоциации группы. 5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы селекционеры.
  • Какой новый сорт томата вы бы хотели получить?
  • Какими качествами он должен обладать и почему? 6 этап: Работа в группе продолжается. Вопрос: «Как вы будете получать новый сорт
  • томата? Какие приемы будете использовать?» 7 этап: Задание: «Вам необходимо вывести сорт томата, пригодный для машинной
  • уборки плодов. Подумайте, какими качествами
  • он должен обладать и почему?»
 3.Написание краткого конспекта. По сложным темам, курсам, считаю полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ребятам выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием  может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.  Наиболее удобны для данного метода темы:  «Пластический и энергетический обмен», «Митоз»,  «Мейоз»,  «Этапы эмбрионального развития»,  «Строение клетки».

3.Написание краткого конспекта.

  • По сложным темам, курсам, считаю полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность ребятам выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием

может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Наиболее удобны для данного метода темы:

«Пластический и энергетический обмен», «Митоз»,

«Мейоз»,

«Этапы эмбрионального развития»,

«Строение клетки».

3.Прием «Чтение со стопами»   Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?

3.Прием «Чтение со стопами»

  • Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания.
  • После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка «стоп» и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя.
  • Возможные вопросы:
  • Какова главная мысль этой части текста?
  • Что было в этой части для вас новое?
  • Как вы озаглавите эту часть текста?
Митоз Митоз (непрямое деление) – это деление соматических клеток (клеток тела). Биологическое значение митоза – размножение соматических клеток, получение клеток-клонов (с тем же самым набором хромосом, с точно такой же наследственной информацией). Все соматические клетки организма получаются из одной исходной клетки (зиготы) путем митоза.   1) Профаза хроматин спирализуется (скручивается, конденсируется) до состояния хромосом ядрышки исчезают ядерная оболочка распадается центриоли расходятся к полюсам клетки, формируется веретено деления 2) Метафаза  – хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка 3) Анафаза  – дочерние хромосомы отделяются друг от друга (хроматиды становятся хромосомами) и расходятся к полюсам 4) Телофаза- кариокинез хромосомы деспирализуются (раскручиваются, деконденсируются) до состояния хроматина появляются ядро и ядрышки нити веретена деления разрушаются  цитокинез – разделение цитоплазмы материнской клетки на две дочерних Продолжительность митоза – 1-2 часа.

Митоз

Митоз (непрямое деление) – это деление соматических клеток (клеток тела). Биологическое значение митоза – размножение соматических клеток, получение клеток-клонов (с тем же самым набором хромосом, с точно такой же наследственной информацией). Все соматические клетки организма получаются из одной исходной клетки (зиготы) путем митоза.

1) Профаза

хроматин спирализуется (скручивается, конденсируется) до состояния хромосом

ядрышки исчезают

ядерная оболочка распадается

центриоли расходятся к полюсам клетки, формируется веретено деления

2) Метафаза  – хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка

3) Анафаза  – дочерние хромосомы отделяются друг от друга (хроматиды становятся хромосомами) и расходятся к полюсам

4) Телофаза- кариокинез

хромосомы деспирализуются (раскручиваются, деконденсируются) до состояния хроматина

появляются ядро и ядрышки

нити веретена деления разрушаются

цитокинез – разделение цитоплазмы материнской клетки на две дочерних

Продолжительность митоза – 1-2 часа.

5.Прием мотивации:   Парадоксальные факты В начале урока сообщается такой факт: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?

5.Прием мотивации:

  • Парадоксальные факты
  • В начале урока сообщается такой факт: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?
Допишите интеллект - карту  

Допишите интеллект - карту  

Зеленые Красные Отделы Водорослей Бурые Отдел Мхи Царство Растения Отдел Папоротникообразные Отдел Голосеменные Класс Однодольные Отдел Цветковые Класс Двудольные

Зеленые

Красные

Отделы Водорослей

Бурые

Отдел

Мхи

Царство Растения

Отдел

Папоротникообразные

Отдел

Голосеменные

Класс Однодольные

Отдел Цветковые

Класс Двудольные

7. Частично-поисковая лабораторная работа   Инструктивная карточка 1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека. 2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра. 3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?

7. Частично-поисковая лабораторная работа

  • Инструктивная карточка
  • 1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.
  • 2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра.
  • 3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?
 7.Написание синквейнов и работа с ними.   В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2. прилагательное (2 слова), 3. глагол (3 слова), 4. предложение (3 - 4 слова), 5. существительное ( 1 слово)  Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном  запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.  Примеры синквейна:   Чарлз Дарвин гениальный, смелый Вирус открыл, создал, убедил опасный, коварный эволюция — необратимый процесс пугает, заражает, уничтожает ученый   необъяснимая загадка природы враг

7.Написание синквейнов и работа с ними.

  • В синквейне 5 строк:
  • 1. понятие (слово),
  • 2. прилагательное (2 слова),
  • 3. глагол (3 слова),
  • 4. предложение (3 - 4 слова),
  • 5. существительное ( 1 слово)

  • Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном  запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Примеры синквейна:

 

Чарлз Дарвин

гениальный, смелый

Вирус

открыл, создал, убедил

опасный, коварный

эволюция — необратимый процесс

пугает, заражает, уничтожает

ученый

  необъяснимая загадка природы

враг

  • Жанна д'Арк  (1412–1431), по описаниям, была высокоросла, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и имела тонкую женственную талию. Ее лицо было тоже очень красиво. Общее телосложение характеризовалось несколько мужскими пропорциями. Она отличалась большой любовью к физическим и военным упражнениям. Подобно многим девушкам с синдромом Морриса (псевдогермафродитизм) , она любила носить мужскую одежду. Но все эти факты имеют второстепенное значение по сравнению с тем обстоятельством, что у нее никогда не было менструаций.
  • Первое. Жанна была физически здорова, она очень быстро и хорошо научилась владеть оружием, прекрасно держалась в седле, обладала большой физической силой. Девушки и женщины с синдромом Морриса – прекрасные спортсменки.
  • Второе. Жанна д'Арк была высокой, стройной, статной девушкой, длиннорукой и длинноногой, с очень привлекательным лицом. Само по себе это явление нередкое, но именно женщины с синдромом Морриса характеризуются высоким ростом, длиннорукостью и длинноногостью.
  • Третье. В эпоху, когда храбрость и героизм редко требовались от женщин, Жанна д'Арк проявила исключительно последовательный и стойкий героизм. Девушки с синдромом Морриса отличаются исключительной смелостью.
  • Четвертое. В эпоху, когда женщинам грешно и никак не положено было носить мужское платье, Жанна д'Арк очень охотно его носила и очень неохотно, только под большим давлением от него отказалась.

Жанна де Арк

  • Современники так описывали его внешность Ганса Христиана Андерсена: «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед» . Андерсен страдал Синдромом Марфана. Этим заболеванием страдали несколько всемирно известных личностей, отличавшихся необычайной работоспособностью. Таков был лесоруб Авраам Линкольн, который благодаря постоянному самообразованию, выдающимся способностям и, главное, потрясающему трудолюбию стал президентом  США . Он обладал высоким ростом – 193 см, огромными стопами и кистями рук, маленькой грудной клеткой и длинными гибкими пальцами – типичное телосложение при синдроме Марфана. Очень похож на Линкольна по физическому складу был сын полунищего сапожника, ставший позже великим писателем XIX в., Ганс Христиан Андерсен. Его необычайное трудолюбие проявилась еще в школе. Свои литературные произведения он переписывал до десяти раз, добиваясь в конечном счете виртуозной точности и одновременно легкости стиля.
  • Синдром марфана – довольно редкое генетическое заболевание, его распространенность составляет 1 человек на 5000. Многочисленные исследования показывают, что это заболевание вызывает мутирование гена белка фибриллина в пятнадцатой хромосоме.
  • Статистика показывает, что в 75% случаях сидром передается от больных родителей детям. В 25% случаях дети с этим синдромом рождаются у абсолютно здоровых родителей. Причины синдрома марфана на сегодня до конца так и не выяснены, генетические мутации возникают в яйцеклетке или сперматозоиде в момент зачатия спонтанно. Дети с синдромом Марфана в вероятности 50% случаях передадут данное заболевание своим детям.

Ганс Христиан Андерсен

Шопен имел необычную «хрупкую» внешность. У него была бочкообразная грудная клетка и тонкие длинные пальцы. При росте 170 см в 1840 году он весил меньше 45 килограмм. Есть веские основания считать, что Шопен был бесплоден. Исходя из пищевых предпочтений Шопена, можно предполагать наличие у него недостаточности поджелудочной железы. Он плохо переносил животные жиры и стремился придерживаться диеты, богатой углеводами. Проблемы Шопена с питанием ярко описаны в повести Жорж Санд «Зима на Майорке». Спустя более чем сто лет в 1987 году О'Ши предположил, что Шопен страдал муковисцидозом — наследственной болезнью, поражающей преимущественно дыхательный и пищеварительный тракт. При муковисцидозе из-за нарушения транспорта (переноса веществ) через клеточную мембрану слизь, выделяемая слизистыми оболочками организма, становится густой и вязкой. Это приводит к рецидивирующим инфекциям легких, околоносовых пазух, нарушению функции поджелудочной железы, бесплодию. Фредерик Шопен
  • Шопен имел необычную «хрупкую» внешность. У него была бочкообразная грудная клетка и тонкие длинные пальцы. При росте 170 см в 1840 году он весил меньше 45 килограмм. Есть веские основания считать, что Шопен был бесплоден. Исходя из пищевых предпочтений Шопена, можно предполагать наличие у него недостаточности поджелудочной железы. Он плохо переносил животные жиры и стремился придерживаться диеты, богатой углеводами. Проблемы Шопена с питанием ярко описаны в повести Жорж Санд «Зима на Майорке». Спустя более чем сто лет в 1987 году О'Ши предположил, что Шопен страдал муковисцидозом — наследственной болезнью, поражающей преимущественно дыхательный и пищеварительный тракт. При муковисцидозе из-за нарушения транспорта (переноса веществ) через клеточную мембрану слизь, выделяемая слизистыми оболочками организма, становится густой и вязкой. Это приводит к рецидивирующим инфекциям легких, околоносовых пазух, нарушению функции поджелудочной железы, бесплодию.

Фредерик Шопен

 Многообразие приемов проведения исследования:   Сопоставления, Доказательства, Обобщения, Выдвижение гипотез, Перенос знаний в новую ситуацию, Использование аналогов, Целеполагание, Самоанализ Рефлексия.

Многообразие приемов проведения исследования:

  • Сопоставления,
  • Доказательства,
  • Обобщения,
  • Выдвижение гипотез,
  • Перенос знаний в новую ситуацию,
  • Использование аналогов,
  • Целеполагание,
  • Самоанализ
  • Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!