СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "История пионерского движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается разработка мастер-класса  "История пионерского движения" с использованием экспонатов школьного краеведческого музея. Данный мастер-класс раскрывает историю создания пионерской организации, её символов и атрибутов. Мастер-класс можно использоватьдля проведения урока истории или внеклассного мероприятия для обучающихся как старшей, так и начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "История пионерского движения"»

Отдел образования администрации Ромненского района

муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Рогозовская средняя общеобразовательная школа»







Номинация

«Встреча с прошлым»

(мастер – класс с использованием экспонатов школьного музея)

Тема работы

«История пионерской организации»







Автор:

Николовская Маргарита Анатольевна

учитель истории и обществознания

МОКУ Рогозовской СОШ

E-mail nickolowsckaya@yandex. ru





с. Рогозовка, 2018 год



Содержание

Введение

Глава 1.

    1. История пионерской организации ……………………………………4-8

Заключение

Список литературы и источников ………………………………………..10

Приложения ………………………………………………………………….11-18































Введение

Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего. Тема «История пионерской организации» актуальна в настоящее время. Современные школьники часто задают вопрос «Кто такие пионеры?». Исследование по данной проблеме с использованием экспонатов школьного музея проведено группой обучающихся 9 класса. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка.

Урок в музее организуется с целью приобретения обучающимися знаний по определенной учебной программе или для закрепления знаний, полученных на уроке.

Цель: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для обучающихся в использовании материалов школьного музея.

  2. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое.









История пионерской организации

(музейный урок для обучающихся 9 класса)

Вид урока: урок-исследование с элементами путешествия в прошлое.

Цель урока: способствовать приобщению обучающихся к культурно - историческому наследию своего народа, развитию познавательного интереса к истории своей Родины, созданию условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, привлечению к коллективному творчеству.

Задачи урока:

Формирование у старшеклассников чувства патриотизма, гордости за историю своей Родины, позитивного отношения к историческому прошлому.

Развитие коммуникативных навыков и умений старшеклассников.

Воспитание в школьниках уважения к историческому и культурному прошлому своего народа, почитание его истории, традиций и обычаев.

Методы и приемы: путешествие по страницам истории создания пионерской организации, словесный рассказ, демонстрация музейных предметов, наглядный метод, вопросно-ответный метод.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентации, экспонаты школьного краеведческого музея.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Краеведческое путешествие «Истоки пионерского движения».

  3. Исследовательский проект «Символы пионерской организации».

  4. Экскурсия «Музейный предмет рассказывает».

  5. Рефлексия (викторина).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы с вами находимся в школьном краеведческом музее. Мы приглашаем вас отправиться в краеведческое путешествие «История пионерской организации». Вовремя, которого пройдемся по страницам истории создания пионерской организации, познакомимся с символами пионерской организации. Встретимся с группой исследователей, которые изучали данную проблему. Экскурсоводы проведут экскурсию «Музейный предмет рассказывает».

Итак, наше путешествие начинается.

  1. Краеведческое путешествие «Истоки пионерского движения»

Пионерское детство – зарница,

Лагерь, лес, пионерский костер,

Дым, золой перемазаны лица…

Сколько лет пронеслось с этих пор.

Помню, клятву всем классом учили,

Свято веря избитым словам.

Словно мать мы Отчизну любили

И мечтали поехать на БАМ.

После школы мы разве скучали?

И не нужен нам был Интернет…

Чтец 1. Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч.

Чтец 2. В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская. Один из идеологов скаутизма И. Н. Жуков, стремившийся воплотить в детской организации позитивные стороны скаутского движения, предложил девиз «Будь готов!».

Чтец 1. 19 мая 1922 года-2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года-5-ый Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

Чтец 2. 21 января 1924 года - решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина.

Март 1926 года – Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с беспризорностью, в ликвидации безграмотности.

Чтец 1. Конец 1930-х годов – завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно – оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно – спортивные игры.

Чтец 2. 1941-1945 годы – по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котиков, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

Чтец 1. 1962 год – Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина. 1970 год – во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 млн. человек. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в её рядах побывало более 210 млн. человек.

Чтец 2. Середина 1980 – х годов – предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Чтец 1. Октябрь 1990 года – преемник пионерской организации – «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

  1. Исследовательский проект «Символы пионерской организации»

Учитель. История пионерского движения неотделима от истории нашей страны. Сегодня нельзя забывать своего прошлого. Каковы же символы пионерской организации? Этим вопросом занималась исследовательская группа. Вам слово…

Исследовательская группа (представляет свой проект, используя презентацию «Символы пионерской организации»).

Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Символы детской коммунистической организации – пионерское знамя (см. приложение №1), отрядный флаг, пионерский галстук (см. приложение №2) и значок (см. приложение № 3), горн (см. приложение №4), барабан (см. приложение № 5).

  1. Экскурсия в отдел музея «Пионерская организация Рогозовской средней школы» по теме «Музейный предмет рассказывает»

Учитель. Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские собрания. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате оформлялись ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

Экскурсовод (рассказывает о пионерской организации Рогозовской школы).

  1. Рефлексия (викторина).

  1. Чье имя носила пионерская организация до 1924 года? (Спартака)

  2. Чье имя носит пионерская организация? (Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина)

  3. Перечислите символы и атрибуты пионерской организации. (Красное пионерское знамя дружины, девиз, пионерский салют, флаг отряда, красный пионерский галстук, пионерский значок, горн, барабан)

  4. Кто автор слов «Марша юных пионеров» («Взвейтесь кострами, синие ночи»)? (А. Жаров)

  5. Кто был основателем пионерского движения в нашей стране?

(Н. К. Крупская)

  1. Назовите год и дату рождения Всесоюзной пионерской организации. (1922 год, 19 мая)

  2. Перечислите законы юных пионеров. (Пионер любит свою Родину.

Пионер чтит память тех, кто пал на поле боя, защищая свою Родину от врагов. Пионер – всем ребятам пример. Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив. Пионер растет смелым и не боится трудностей. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.)

  1. Что обозначают три конца пионерского галстука? (Так связаны друг с другом три поколения борцов за коммунизм – коммунисты, комсомольцы и пионеры.)

Заключение

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Историю любить и знать.

Как важно – не опоздать!

Современное поколение очень мало знает об истории создания пионерской организации, её символах и атрибутах. На уроках истории, обучающиеся соприкасаются с темой пионерии. В ходе подготовки исследовательского проекта и благодаря экспонатам, собранным в школьном музее обучающиеся открыли для себя много полезной и интересной информации по истории пионерии.

Школьный музей играет огромную роль в воспитании нравственно-патриотических чувств, гражданственности, чувства гордости за свою Родину.

























Список литературы и источников

  1. Азбука пионерской жизни. А. Г. Зебзеева. Москва. – «Молодая гвардия». - 1987 . – 126 с.

  2. Календарь школьника. Издательство политической литературы. – 1982. – 154 с.

  3. Архивные материалы школьного музея.

  4. Экспонаты музея МОКУ Рогозовской СОШ.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://www. timurovets.nios.ru/

  3. http://www.pionerorg.narod.ru/



























Приложение № 1.

Пионерское знамя

Красный цвет – это цвет крови, пролитой борцами за свободу трудящихся. Это цвет борьбы и победы. Пионерское знамя красное. Под этим знаменем дают пионеры Торжественное обещание – клятву быть верными заветам Ленина. Однажды гитлеровские танки ворвались в маленький городок Добруш. Опасно даже выглянуть на улицу, но Маня Голофаева пробирается в пионерский клуб: не должна пионерская святыня попасть в лапы врага! Отец помог девочке хорошенько спрятать знамя. Пять раз обыскивали фашисты дом Голофаевых. Но спасено было пионерское знамя. С этим знаменем вышла Маня на улицу родного городка в час его освобождения [1, с. 40-41]. Так берегут свои знамена пионеры. Держать знамя в руках, нести его впереди строя – очень ответственно. Это большая честь. Знаменоносцами выбирают самых лучших пионеров.





















Приложение № 2.

Пионерский галстук

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного.

А под этим знаменем

В бой идут бойцы,

За Отчизну бьются

Братья и отцы.

Как повяжешь галстук,

Ты - светлей лицом…

На скольких ребятах

Он пробит свинцом!

Пионерский галстук –

Нет его родней!

Он от юной крови

Стал еще красней.

Как повяжешь галстук,

Береги его:

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного.

С. Щипачев

Три конца у пионерского галстука. Три конца и узел. Так связаны друг с другом три поколения борцов за коммунизм – коммунисты, комсомольцы и пионеры. Пионерский галстук такой же красный, как знамя. Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе со взрослыми вышли и ребята. В руках у рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки, чтобы все видели: идут будущие строители нового мира [1, с. 21]. Повяжешь алый галстук – дорожи им, береги его. Зарубежные ребята – члены пионерских и демократических организаций – тоже носят галстуки. У одних – например, у пионеров Болгарии, Венгрии, ГДР, Югославии – они такие же красные. У других цвет галстука повторяет цвет национального флага их страны: например, у польских харцеров он красно-белый.





































Приложение № 3.

Значок

Маленький металлический флажок. В центре – пионерский костер. Пять поленьев – символ единства горячих сердец пионеров всех пяти частей света. Три языка пламени. Над пламенем – серп и молот, а по лезвию серпа – надпись: «Будь готов!» Таким был самый первый пионерский значок. 1 Мая 1923 года с этими значками на груди вышли на демонстрацию пионерские отряды Замоскворецкого района столицы. После присвоения пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина появился значок с изображением красного знамени, Мавзолея Ленина и салютующего пионера. Значком пионеров 30-х годов специальный знак – зажим на галстуке. Значок пионеров военных лет сейчас отыскать непросто, потому что его тогда надо было по образцу сделать самому из жести или из красного материала. Уже после войны появился пионерский значок, похожий на нынешний: красная звездочка, три языка пламени, надпись: «Всегда готов!» [1.,с. 41-42]. Значок, какой носят пионеры сегодня, появился в 1964 году. Пятиконечная звезда на значке – это эмблема нашей великой Родины. В центре звезды – силуэт Владимира Ильича Ленина: имя Ленина носит Всесоюзная пионерская организация. Над звездой – три языка пламени. Как три конца у галстука, напоминают они о крепкой связи трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. Пионер всегда готов к борьбе за дело Коммунистической партии, и эти слова – «Всегда готов!» - написаны на значке.









Приложение № 4.

Горн

Без горна, как без барабана, нельзя себе представить жизнь в стране Пионерии. В лагере горнист просыпается первым и будит всех: «Вставай, дружок, вставай!» Он подает веселый сигнал: «Бери ложку, бери хлеб, собирайся на обед!» [1, с. 25] Он провожает лагерь ко сну: «Спать, спать по палаткам! Спать! Спать!» Светит солнце или небо в тучах, но горн всегда сияет празднично: и когда зовет ребят на сбор, и когда играет марш: «На линейку!», и когда приветствует вынос знамени. Но случится беда – протрубит горнист тревогу. И этот сигнал тоже сразу услышит и поймет каждый пионер.



























Приложение № 5.



Барабан

С 1922 года, с тех самых пор, как первые красногалстучные отряды зашагали по улицам Москвы, барабан неразлучен с пионерами. Бьет барабан, ведет на парад, в поход и на дружную работу. Барабанщик – рядом с горнистом [1, с. 12]. Вместе стоят они на пионерской линейке у лагерной мачты, в дружинном или отрядном строю. Вместе идут за красным знаменем или флагом. Быть барабанщиком – быть смелым, шагать впереди и звать вперед.



























Приложение № 6.

Костер

7 мая 1922 года пионеры первых отрядов Москвы собрались в парке Сокольники. Вечером на костровой площадке вспыхнул большой костер. Первый пионерский костер [1, с. 56]. Звенели у костра веселые песни и шли серьезные разговоры. Ребята мечтали о том времени, когда пионерские костры вспыхнут по всей стране и сплотят детей в борьбе за дело Октября. Это день так и был назван – День пионерского костра. Костер на пионерском значке напоминает: живи, пионер, так, чтобы людям возле тебя было тепло, светло, интересно, Живи ярко.



























Приложение № 7.

Гимн пионерии

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан – Дешкиным и поэтом Александром Жаровым:

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы Пионеры – дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

Радостным шагом, с песней веселой,

Мы выступаем за комсомолом,

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров всегда будь готов!

Мы поднимаем красное знамя,

Дети рабочих, смело за нами!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы Пионеры – дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

(Обучающимся раздается текст песни. Они исполняют «Марш юных пионеров»)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!