Мастер-класс
изготовление «Лэпбука» по теме
«Занимательный мир звуков и букв»
ФИО авторов: учитель-логопед: Валова Анна Владимировна
Цель: Ознакомление педагогов, родителей с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Участники мастер-класса: родители, педагоги ДОУ
Дорогие родители и педагоги мы пригласили Вас сегодня для того, что бы вы погрузились в увлекательную, творческую деятельность, а заниматься мы сегодня с вами будем очень интересным делом.
Сегодня мы изготовим «Лэпбуки» по теме «Занимательный мир звуков и букв»
Дорогие родители, скажите пожалуйста, а вам знакомо слово «ЛЭПБУК». (Ответы)
Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это самодельная тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
В процессе нашей работы, вы убедитесь, что лэпбук – это игрушка и замечательное средство обучения.
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начнем?
Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и возраста детей.
Составляем план будущего лэпбука.
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Создание макета.
Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т.д. Для детей в основном доступны именно эти формы, для взрослых же границ для фантазии нет.
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги, ПВА.
Степлер.
Скотч.
Картонная папка-основа (покупаем или можно ее сделать своими руками).
Дорогие родители, педагоги конечно, сегодня, я немного упростила Вам работу, Вы видите на столах у вас есть все необходимые заготовки, основа лэпбука, готовый материал ( картинки, буклеты, мин. Книжки и т.д.).
Теперь приступаем к самому интересному, созданию лэпбука! Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места.
1.Дидактическая игра «Где спрятался звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: 1. Учить детей определять место звука в слове.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речи.
3. Совершенствовать слухо-произносительную сторону речи.
4. Воспитывать культуру общения, желание произносить звуки правильно, исправлять ошибки.
5. Автоматизировать в самостоятельной речи.
2. Дидактическая игра "Собери букву"
Цель: закрепление знаний о буквах (согласных), расширение словарного запаса; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность.
Ход игры: Дети в виде пазла собирают буквы. Первый звук в названии картинки на частях букв, соответствует части соответствующей буквы. Дети, находя первый звук в названии картинки, начинают составлять букву.
Автоматизация звуков в словах, чистоговорках, и предложениях
3. Дидактическая игра «загадки от снеговика»
Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, словесно-логическое мышление, слуховое восприятия.
4. Игра «Кто быстрей»
Цель игры: автоматизация правильного произношения звука в словах, предложениях.
Оборудование: Для игры необходимо игровое поле, фишки по количеству игроков (или небольшие игрушки), игровой кубик.
Правила игры. Автоматизация звука в словах, в предложениях: игрок бросает кубик, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигает свою фишку по картинкам, называя каждую, чётко произнося звук. Попав на картинку с синим кружком, необходимо назвать предмет ласково, попав на картинку с красным кружком необходимо придумать с этим словом предложение.
5. Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; воспитывать любовь к сказке.
6. Дидактическая игра «Рассели жителей в домики»
Цель: закрепить распознавание гласных и согласных звуков
Ход игры: перед детьми буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Ребенку нужно распределить буквы в нужный домик. Гласные в красный, согласные в сине-зеленый домики.
7. Дидактическая игра « Прочитай слоги»
Цель: обучить детей чтению слогов, овладеть умением читать слияние (т.е. сочетание согласного с гласным звуком).
8. Дидактическая игра «Лото»
Цель. Закрепить умение составлять слово из рассыпавшихся букв.
На папке есть пустые места для новых придумок, и часть кармашков пока пустые, но скоро и туда найдётся, что положить, ведь лэпбук рассчитан на длительную работу. А после этого начинаем занятия с ребенком.
И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве. Я вам хочу пожелать успехов в воспитании детей и надеюсь, что этот мастер – класс поможет вам.