Методическая разработка
Тематического образовательного мастер – класса
«В гостях у театра - МАСКИ»
Автор-составитель: Матвеева Маргарита Сергеевна,
советник директор по воспитанию
и работе с детскими общественными объединениями МОУ Новопокровская школа Ветлужского муниципального округа Нижегородской области.
Направление: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество.
Форма проведения: обучающий мастер-класс практико-ориентированного характера.
Пояснительная записка.
Тематический образовательный мастер-класс «В гостях у театра – МАСКИ» имеет художественную направленность и ориентирован на привлечение детей к театральному искусству, которое является мощным фактором положительного воздействия на эмоциональную сферу развития ребёнка .
Сказка «Теремок» известна каждому ребенку с раннего детства, герои сказки любимы детьми, дети с удовольствием включаются в игру-театр «Теремок». Но какой театр без маски?
Предлагаем мастер класс по изготовлению масок для сказки «Теремок». Герои сказки: медведь, волк, лиса, заяц, лягушка-квакушка, мышка-норушка.
Маски бывают разные. Можно использовать технику папье-маше, другие способы. Но, самый простой и интересный для детей, а также достаточно простой, способ изготовления маски из бумаги.
Участники мастер-класса получат возможность изготовить авторские театральные маски, работая с большим выбором материалов, декорирования и широким цветовым спектром.
Цель: Выполнить маски для постановки сказки «Теремок», познакомить детей с элементами мира театрального искусства.
Задачи:
-
Подготовить шаблоны масок для сказки «Теремок».
-
Подготовить необходимые материалы для изготовления масок.
-
Подготовить помощников, мотивирующих начало мастер-класса.
-
Провести репетиции с помощниками.
-
Организовать мастер-класс.
Предполагаемые результаты
Участники мастер-класса узнают историю появления театральных масок, станут участниками игры «Загадки о животных». Каждый участник мастер-класса изготовит маску понравившегося героя сказки «Теремок».
Категория детей: дети 7-10 лет, 15 человек.
Методы проведения:
–словесные: беседа, рассказ, объяснение;
–наглядные: демонстрация авторских работ педагога;
–практические: персональная помощь педагога.
Учебно – наглядные пособия:
–авторские работы педагога;
Условия проведения мастер-класса.
Помещение оборудованное:
–столами и стульями для группы из 15 человек;
–стенд, для организации выставки работ;
Инструменты и материалы:
на каждого подростка:
–цветной картон;
–краски;
–клей ПВА;
–кисточки;
–ножницы;
–белый картон;
-карандаши простые;
–элементы декора: полубусины, бисер, стразы, пайетки, ленты, кружево;
–заранее подготовленный набор деталей: две детали основы.
План проведения мастер-класса
1.Вводный этап. Знакомство с группой участников мастер-класса.
2.Основной этап
2.1 Беседа «История театральной маски».
2.2 Практическое изготовление маски.
3.Завершающий этап. Постановка миниспектакля.
План - конспект проведения образовательного мастер-класса.
Этапы занятия | Содержание | Используемые средства, приёмы | Время |
1 этап | Вступление. — Добрый день, дорогие друзья! Сегодня занятие проведу я- советник директора по воспитанию Матвеева Маргарит Сергеевна. Стук в дверь. — К нам в гости пришли ребята старших классов и принесли с собой корзину. Давайте посмотрим что в ней? Письмо! Письмо: Здравствуйте, дети. У нас в лесу случилась беда. К нам в Теремок постучался медведь, попросился с нами жить, залез на Теремок, а Теремок и развалился. Разбежались все звери. Помогите всех зверей собрать и построить новый Теремок.(Белка) -Ребята, но в корзине ещё и грибы, не простые, а с загадками. Давайте отгадаем! - Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки; Боится кошки. (Мышь) -В воде плавает, Но не рыба, На земле прыгает, Но не заяц (Лягушка) - Что за зверь в лесу живёт, Он кору везде грызёт. Как растает везде снег, Одевает серый мех. Летом ходит в огород И морковку там грызёт (Зайчик) -Рыжая хозяюшка Из леса пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла (Лиса) -Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый …(Волк) - Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь) - Как же мы поможем белке собрать всех зверей и построить новый Теремок? Героев сказки мы знаем, остаётся нам составить новый сценарий сказки и разыграть её, но как зрители узнают что Маша – это мышка, что не хватает? Не хватает «маски». | Приветствие, беседа. Инструктаж по ТБ и ПБ. | 10 мин |
2 этап | Основная часть. — В основном в нашей жизни мы играем с масками во время праздников. Назовите праздники на которых люди используют маски? (Новый год, Рождество, Масленица) Но маски используют и в театре. Театральная маска является своего рода накладкой с вырезами для глаз, скрывающей лицо актёра, служащей наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски могут завершать самые разнообразные образы от человека, до животного или мифологического существа. Использовались маски ещё в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии, традиционных театрах Японии, Южной и Юго-Восточной Азии. Изготавливались маски из различных материалов. Как вы считаете, для чего были необходимы маски? (обсуждение) Маски преследовали двоякую цель: во-первых, они придавали определённую физиономию каждой роли, во-вторых — усиливали звук голоса, а это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом. У масок уста были приоткрыты, глазные впадины резко углублялись, все наиболее характерные черты данного типа подчеркивались, а краски налагались ярко. Первоначально маски выделывались из кожи и воска. У рта маски обыкновенно отделывались металлом, а иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса, в устах же у маски помещался рупор (поэтому римляне обозначали маску словом persona, от personare — «звучать»). Дорогие друзья, как вы считаете, из каких материалов выполняются современные маски? (обсуждение) —Абсолютно верно, современные маски выполняются из различных материалов от кованных металлических, до лёгких из бумаги (в технике «папье-маше») или тончайшего пластика. Так же разнообразны их формы, размеры и цветовые решения. Маски могут закрывать всё лицо, либо некоторую его часть. Быть симметричным, либо ассиметричными. | Рассказ, беседа | 5 мин |
3 этап | Практическая часть. — Сегодня на занятии нам предстоит изготовить маски для героев сказки «Теремок». А в конце занятия мы придумаем новый конец сказки, где звери будут жить дружно и вместе. — Мои помощницы будут вам помогать. Приступим? — Да! — Нужно взять лист бумаги, положить перед собой и обвести по контуру маску нашего героя. Затем берём ножницы. Вспомним технику безопасности при работе с ножницами. — Сложить полученную деталь пополам, взять карандаш и в нижней части лица нарисовать рот, начиная от сгиба. Нарисовали, и начиная от сгиба аккуратно вырезаем, при этом не забываем о технике безопасности.. — Смотрим на образец. Форма глаз у героев может быть разная: у зайчика и лисички – раскосые глаза, у медведя и волка – круглые, большие, у мышки- маленькие, как пуговки. Глаза нарисовали. Внимание ! Сначала нужно согнуть бумагу в том месте, где нарисовали глаза, а потом сделать небольшой надрез, не вылезая за контуры глаза. Потом развернуть заготовку и уже по контуру вырезать форму глаза. —Разворачиваем маску. Сейчас можно дорисовать детали простым карандашом своему герою- усы, нос, ресницы, брови, бантик, выделить уши. Приступаем раскрашивать маски красками, наши помощницы – художницы вам помогут. | Демонстрация инструментов и материалов. демонстрация работы с дидактическими пособиями по композиции и цветоведению персональная помощь педагога. Дети повторяют правила работы с ножницами. | 25 мин | |
4 этап | Заключительная часть — Дорогие друзья, наше занятие подходит к концу, маски готовы . Я вызову по одному герою из сказки, вы наденете маски, и мы придумаем добрый конец сказки «Теремок». —Итак, выходит Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк и Медведь (Дети придумывают конец доброй сказки). — В нашей доброй сказке победила дружба. Ваши маски мы поместим в Белкину корзинку. У меня есть предложение – новую сказку «Теремок» показать в детском саду для малышей. | Беседа | 15 мин | |
Источники информации:
-
https://www.maam.ru/