Государственное общеобразовательное учреждение
«Донецкая специальная школа-интернат№29»
Конспект мастер-класса
«Изготовление новогодней игрушки»
Подготовила и провела
учитель трудового обучения
2 категории
Жулина Н.Н.
с обучающимися 7 класса
2021-2022 уч. год
Цель :
Формировать склонности к творческим возможностям и дарованиям обучающихся к рукоделию посредством расширения кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающая:
- овладевать новыми технологиями.
- закреплять и отрабатывать умения, полученные на уроках трудового обучения.
Коррекционно-развивающая:
- коррекция общей и мелкой моторики , произвольного внимания и зрительного восприятия при выполнении задания.
-ориентировать на качество выполнения изделий.
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
- развивать аккуратность и терпение в работе.
Воспитательная:
-воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда и аккуратности,
- поощрять творчество и нестандартные решения при выполнении работы.
Материалы и инструменты и оборудование:
Синельная проволока, бусины, проволока, атласные ленточки, новогодний декор, ножницы, клеевой пистолет, клей.
Физкультминутки проводить каждые 20 минут занятия.
ХОД РАБОТЫ.
1.Организационно-психологический настрой.
Какое время года сейчас?(беседа с детьми о погоде)
Но как всем известно у природы нет плохой погоды, в этом году как никогда нас порадовала золотая осень, было совсем мало дождливых серых дней. А календарь неутомимо перелистывает день за днем и совсем скоро наступит зима , а зима у нас не менее красивая, чем осень. Но какая бы погода ни была за окном у нас в школе всегда тепло, уютно. Мы сегодня собрались в мастерской швейного дела не просто на урок с 7 классом, а пригласили много гостей на мастер-класс. Хозяева мастер-класса в хорошем настроении ? А гости не забыли взять с собой хорошее настроение?
Значит наш мастер-класс обязательно получится.
2.Основная часть.
Мотивация.
Учитель: Ребята, сегодня на столе я обнаружила коробку, в которой
лежала новогодняя игрушка и записка от Деда Мороза.
Уважаемые ребята, скоро Новый год, а мы с моими помощниками не успеваем украсить Ваш город. Помогите нам, пожалуйста. Заранее Вас благодарю. Дед Мороз……. Предлагаю Вам образец новогодней игрушки.
Целеполагание.
Учитель: Посмотрите, какая интересная новогодняя игрушка.
- А как Вы думаете, из какого материала она изготовлена?
- Какие материалы нам понадобятся для изготовления игрушки?
(ответы детей).
Учитель: Итак, пришло время открывать нашу Новогоднюю мастерскую. Но для того чтобы приступить к работе, я Вам расскажу историю новогодней игрушки.
История новогодней игрушки в России началась с 1700 года, когда Пётр Первый привёз в страну из Европы обычай украшать ёлку. В каждом доме или во дворе в зимний период теперь должно было стоять хвойное дерево. Этот праздник очень полюбился русскому народу. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.
В начале ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями с солью, фруктами. Главным украшением ёлки были яблоки. Позднее стали украшать ёлки, окрашенной яичной скорлупой, золочёными еловыми шишками, бумажными цветами. Вершины деревьев наряжали флажками, ангелами или звёздами. Со временем стеклодувы шары, а потом и виноградные гроздья, птиц, рыбок, кувшинчики, фигурки Санта-Клауса. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью.
В России, на протяжении долгих лет, самыми любимыми игрушками, опять же, были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые обворачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а ещё золочёные орехи, яблочки и, конечно же, свечи.
сегодня не принято навешивать на ёлку много украшений. Среди украшений явное преимущество по-прежнему остаётся за шарами.
В России существует примета: если покупать каждый год новую ёлочную игрушку, то счастье и удача будет сопутствовать вам весь год.
Учитель: Так что мода на ёлочные игрушки существует. Я предлагаю вам посмотреть, как мастера украшают свои елочные игрушки. ( Рассматривание на экране елочных игрушек , украшенных в различных техниках).
В последнее время очень часто стали делать объемное декорирование игрушек. Широкий спектр декоративных материалов, которые нам сейчас доступны, помогает претворить в жизнь любую творческую фантазию.
- Давайте рассмотрим, какие материалы применяют для этого.( Видеоролик)
-Мне очень хочется показать вам елочные игрушки, которые живут в моей семье. Некоторые из них были куплены 30-40 лет назад. Это шарики, сосульки. Есть у нас 2 домика – современной работы и сделанный очень-очень давно. Сейчас делают большие красивые шары ручной работы с пожеланиями и именными надписями.
Приятные новогодние хлопоты – это одна из самых замечательных составляющих зимнего праздника. Среди этих хлопот обязательно присутствует украшение дома и новогодней ёлки. Игрушки, гирлянды и прочие украшения можно купить в магазине.
Ну, а если есть желание и небольшое количество времени, то можно взяться за самостоятельное изготовление оригинальных и удивительных украшений. Например, сделать из синельной проволоки, бусин и атласных лент очень оригинальное елочное украшение. Оно украсит не только ёлку, но и стены, двери и окна.
Новый год — пора игры,
Здесь простор воображенью.
Что за чудо-украшенье
Новогодние шары!
Скажете, шары — привычный,
Вечный ёлочный наряд?
Это так, но на обычный,
Не совсем глубокий взгляд.
А фантазией заветной
Взгляд Вы поменяйте свой:
Это ж — малые планеты
Из галактики иной
Здесь случайно оказались.
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Перед тем как начать любую работу необходимо подготовиться.
Если мы начинаем уборку нам необходимо подготовить инвентарь, моющие средства, всевозможные тряпки, губки, щетки.
А в швейном деле нужна ли подготовка рабочего места?(Ответы обучающихся)
А что еще обязательно нужно знать и соблюдать?(Правила охраны труда. Обучающиеся рассказывают правила охраны труда при работе с ножницами, иголками и булавками)
Ребята мы с вами немного засиделись.
Перед тем как приступить к изготовлению игрушки, давайте с Вами разомнёмся.
Физминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал (наклоны корпуса вперёд-назад)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт (рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять (приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим (дети идут на места)
Учитель: Молодцы! А теперь приступаем к работе.
Демонстрация этапов изготовления игрушки.
Учитель пошагово демонстрирует изготовление игрушки, закрепляя каждый шаг демонстрацией на слайдах презентации, затем просмотр видео мастер-класса.
А теперь начинаем творить своими руками.
Практическая работа.
Целевые обходы учителя. Контроль правильности выполнения задания, помощь в выполнении, контроль соблюдения правил охраны труда при работе.
Учитель: Ребята, вы сидите рядом по парам. Рассмотрите игрушки друг у друга. Может быть, вы подскажите друг другу какое-то дополнение к дизайну игрушки товарища.
3.Рефлексия.
-Скажите, мы уже можем повесить нашу игрушку на елочку?
- Почему? (нет петелек).
-У нас есть ленточки 3-х цветов. Мы их используем как петельки игрушек. Но есть одно условие. Вы не можете просто так выбрать цвет ленточки. Если занятие вам понравилось – берете желтую ленточку, если были затруднения – белую, ну а если вам было совсем скучно – серую.
4. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, Вы очень постарались. Посмотрите, какие красивые игрушки у нас с Вами получились. Вам понравилось? А что особенно понравилось? Что было трудно выполнять? (ответы детей).
Мы с Вами помогли Деду Морозу и его помощникам.
Спасибо всем за участие в мастер-классе.