Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. «Как помочь ребенку правильно понять художественный текст.»»
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
С. Я. Маршак
Мастер-класс
«Как помочь ребенку правильно понять художественный текст?»
Цель: научить школьников анализировать прозаический текст, используя набор литературоведческих понятий.
Задачи:
- Оценить язык текста.
- Дать характеристику персонажам в их связях и отношениях.
- Выявить особенности строения художественного произведения через понятия фабулы и сюжета.
Литературоведческие понятия:
- язык художественного произведения;
- план действий героев и план чувств;
- отношения между персонажами;
- художественное пространство;
- точка зрения;
- фабула и сюжет.
Язык художественного произведения — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.
Язык художественного произведения — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.
- План действий – это поступки, которые совершает герой, особенности его поведения.
- План чувств –это внутреннее состояние героя, его душевные переживания, обусловленные совершенными поступками, происходящими событиями.
Отношения между персонажами
- Персонаж (литературный герой) – вид художественного образа, действующее лицо художественного произведения .
- Выделяют следующие КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЖЕЙ: ГЛАВНЫЕ, ВТОРОСТЕПЕННЫЕ, ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ, ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ.
«Художественное пространство» – это пространство, которое задается единственным персонажем или группой персонажей и естественным для них поведением и видением мира, законами, по которым живут герои. В произведении столько пространств, сколько персонажей. Выход персонажа на границу или за границу художественного пространства образует событие.
«Точка зрения» -это особый взгляд на мир, понимание и оценка явлений, событий, вещей, поступков автором, рассказчиком и (или) героями.
- Фабула - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различаю экспозицию, завязку, развития действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход повествования о событиях.
- Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. (по словарю Д.Н. Ушакова)
Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Язык. Выразительный, многозначный. Рассказывает, описывает, учит. Отражает стиль автора!
Инструмент!
Праздник. Весёлый, долгожданный. Петь, играть, танцевать Я долго ждал его! Непонимание!