СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс" Кластер. Кластер?Класте!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс" Кластер. Кластер?Класте!"»

Мастер-класс: «КЛАСТЕР. КЛАСТЕР? КЛАСТЕР!»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

— А сейчас, прошу ответить на моё приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать...

Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит сладкое!

— Предлагаю взять со стола один понравившийся десерт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

— В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. В своём мастер-классе я хочу продемонстрировать некоторые методические приемы технологии развития критического мышления, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны.

Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Итак, что же представляет собой кластер? Давайте поближе познакомимся с этой технологией

Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Технология составления:

1. Ключевое слово;

2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Использую данный прием на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,

может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или

формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу

учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении

самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

- на этапе актуализации знаний – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для

структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что

учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя

существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают

по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать

учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по

теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное»

и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта

информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Далее предлагаю расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном,

можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об

этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе

актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения

изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе,

что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя

существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения

Виды кластеров на уроках русского языка

Наиболее популярным видом кластера на этапе изучения нового материала

является «Фишбоун» («Рыбий скелет»).

На листе бумаги или на доске формулируется основной вопрос, тезис или предмет, о

котором предстоит вести речь. Это голова «рыбы». Затем выстраивается «скелет»: по

просьбе учителя ребята в течение 1—2 минут фиксируют в тетраде все, что им известно о

предмете речи. Таким образом, составляем список идей, которые тем или иным способом

должны быть озвучены. Далее учащимся предлагается на основании взаимного обмена

знаниями, сведениями сделать определенные выводы о предмете речи или ответить на

вопрос, поставленный буквально «во главу». Ответ или вывод является хвостиком нашей

«рыбы».

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой

востребованной и продуктивной моделью кластера является « Планета и ее спутники». Ею

удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

При организации групповой работы можно использовать кластер «Корзина

идей» на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у опыта и

знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме

урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все

то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по

следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или

иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2

минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся

друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3

минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны

выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли

разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в

виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если

они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы,

понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в

сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в

логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Эффективность приёма

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать

неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

• проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает

системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и

свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,

сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает

навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой

переработке информации.

Данный приём можно считать эффективным и в сильных, и в слабых классах

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить

себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом

нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают

мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях

чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой своб

Представляю вашему вниманию кластер на тему Члены предложения

А сейчас я предлагаю вам самим попробовать составить кластер по выбранной вами теме и защитить его.

предлагаю следующие темы: Дружба, Свободное время, Здоровый образ жизни, Школа (вытягивают тему, составляют кластер и защищают его)

Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?

Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя. В заключении желаю всем творческих успехов и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!