СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка масте-класса «Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности».Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности. Все, что он знает и чем может поделиться . 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности»»

Мастер-класс «Компетентности современного учителя в организации проектной деятельности»

Своё выступление я хочу начать китайской пословицей.

«Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

 Какие люди нужны нашему обществу?

Правильно – умные, трудолюбивые, творческие. Таких детей мы называем одаренными

 Кого считать одаренным ребенком?

Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными и одаренные дети встречаются крайне редко. Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.

Нужна ли особая работа с одаренными детьми?

Если нужна, то каковы, на Ваш взгляд, цели проведения особой работы с одаренными детьми?

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. 

Какие формы работы с одаренными детьми Вы можете назвать?

Наиболее распространёнными и традиционными являются следующие формы поддержки и работы с одаренными детьми:

•        проведение школьных интеллектуальных соревнований: предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;

•        поддержка участия в муниципальных интеллектуальных соревнованиях;

•        поддержка участия в региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и конференциях;

•        организация научных обществ учащихся в образовательных учреждениях;

•        привлечение преподавателей ВУЗов для работы с одаренными детьми по различным предметным направлениям.

- А могут ли ученики быть исследователями? ( Рассказываю о научном обществе, которое существует в школе).

Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.

Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.



Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

     На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

                 Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. 

         

Я думаю со мной согласятся коллеги, которые используют в своей работе метод проектов или  по другому - проектную деятельность.

В последнее время мы всё чаще слышим  о том, что  обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями,   которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Проект есть всякое действие совершаемого от всего  сердца и с определённой целью..." / Кагаров Е. Г. /

В нашей школе проектная деятельность используется как основа формирования ключевых компетенций педагогов и учащихся.  Суть работы  состоит в том, чтобы  проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития компетенций.

    



 Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся  нашей школы, можно отметить следующие моменты.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность в учебном процессе  используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но  особенно широко она представлена в старшей школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках физики, биологии, экологии, и т.д.  Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, оформление альбомов, написание репортажей, исследований, изготовление поделок и т.д.

Но согласитесь, ведь за 45 минут урока педагог можем только обозначить проблему или увидеть и услышать результат проекта, а работе над проектом требуется время. На помощь нам приходит внеурочная деятельность.

Существует большое разнообразие типов, видов проектной деятельности, но мы для себя определи наиболее приемлемые:

По количеству участников

1) личностный

2) групповой

3) коллективный

По продолжительности:

1) краткосрочный

2)средней продолжительности

3) долгосрочный

По типу деятельности

1) творческий

2) исследовательский

3) игровой

4)информационный

По количеству предметов

1) монопроект

2)межпредметный проект

Самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Девиз: «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить».

  Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода, проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования». На заседаниях школьных методических объединений  кл. руководителей рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности во внеурочное время».

Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно – практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и регионального уровней.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!