СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс. Комплексная подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в системе словарно-синтаксической работы на уроках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс проведен на городском семинаре-парактикуме для учителей русского языка и литературы. Цель - показать использование основных принципов здоровьесбережения в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Главная идея: экология мыслительного процесса – экология человеческого сознания – экология русской речи как механизмы регулярного функционирования процесса здоровьесбережения. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс. Комплексная подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в системе словарно-синтаксической работы на уроках»

Шелковников Игорь Вячеславович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области

Мастер – класс. Комплексная подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в системе словарно-синтаксической работы на уроках

Цель: использование основных принципов здоровьесбережения в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.Экология мыслительного процесса – экология человеческого сознания – экология русской речи как механизмы регулярного функционирования процесса здоровьесбережения.Совершенствование аппарата речевой деятельности ребёнка.

Задачи.

Образовательные :

создать условия для развития познавательных, творческих, интеллектуальных  интересов обучающихся; стимулирование   метода наблюдения и умения  находить нужную информацию в соответствии с условиями учебных заданий.

Развивающие: равзвитие навыков проблемно-поисковой деятельности.

Воспитательные:воспитывать навыки распознавания эстетических основ художественных текстов, неприятие грубости, вульгарности и пошлости в непосредственной языковой действительности.


Оборудование: карточки индивидуальной работы, тематическая презентация, компьютер, интерактивная доска.


Ход занятия.

Блок 1. Словарно-синтаксический анализ вариативного текста КИМ по русскому языку.

Слово учителя: к сожалению, мы часто имеем дело с довольно «скучными» текстами из серии «Эпизоды произведений» или «Жизнь замечательных людей». Я предлагаю Вашему вниманию тематический блок «Чувство юмора, или несколько случаев из творческой жизни Николая Фоменко».В ходе нашего занятия мы исследуем художественный текст, обратив внимание на художественно-образные средства.Небольшой рассказ посвящён забавныму происшествию с участием знаменитого актёра, режиссёра и телеведущего Николая Владимировича Фоменко (родился в 1962 году).

Учитель раздаёт карточки индивидуальной работы, предлагает слайдовую трансляцию некоторых этапов работы и поиска решения учебных проблем.



Текст для анализа

1.Как человек особых дарований Николай Фоменко с завидной регулярностью попадает в смешные ситуации в кино и в жизни. 2.Так, например, в 1997 году на съёмках лирической комедии «Сирота казанская» отрабатывали эпизод, когда актёр, одетый в лохматую шкуру, должен был изображать троглодита. 3.Работа над фильмом началась в карельских лесах, недалеко от Петрозаводска.

4.Фоменко в нелепом одеянии взгромоздился на дощатый помост почти на вершине сосен, где, по замыслу режиссёра, собирался изобразить бурное поведение примата с человеческим лицом. 5.Как говорится, пока суд да дело, Фоменко задремал и тихонечко прилёг на помосте. 6.В это самое время внизу затеяли нешуточную ссору между собой режиссёр и сценарист: столетний бор огласился криками и бранью. 7.Фоменко быстренько пришёл в себя, оценил обстановку и, чтобы остановить ссору, принялся прыгать и куролесить с диким рёвом в кронах сосен. 8.О нём почти забыли, к тому же на площадке собрались праздные зеваки из туземцев.

9.Столь неожиданный дебют актёра произвёл фурор: местные с выпученными от страха глазами бросились в заросли, а съёмочная группа в полном составе прилегла на карельском песочке, корчась от хохота. 10.Какое уж тут продолжение ссоры! 11.Недавние оппоненты, крепко обнявшись, исходили хрустальными слезами смеха. 12.Сам же Николай преспокойненько спустился с сосновой «кафедры» и с невозмутимым видом стал пить кофе из режиссёрского термоса. 13.Вот так актёрский талант позволил продолжить работу над фильмом и предотвратил ненужные дрязги между важными для общего дела людьми. 14.Правда, позже эпизод с нахальной обезьяной так в фильм и не включили.

Учебные задачи, поставленные перед детьми.

1. Укажите номера предложений, в которых использованы образцы иноязычной лексики.

2.Подберите иноязычное слово-синоним к русскому существительному «туземцы». В каком значении в тексте употреблено данное слово?

3.В каких предложениях есть фразеологизмы? Объясните их значение.

(Пока суд да дело, пришёл в себя).

4.Какое слово (примат или обезьяна) в качестве синонима можно подобрать к существительному «троглодит»?

Троглодит (греч.) – «низшая ступень» первочеловека, значит слово «примат» ( лат. «первый») ближе к нему по значению.

5.В 6 предложении есть древнейшее слово, встречающееся во всех индоевропейских языках. Укажите его и объясните значение, которое оно имело в старославянский период развития языка.

(Слово «бор» - буквально «место, где можно брать дичь, ягоды, грибы, древесину. Древние арии, потом и славяне жили в лесных районах Европы. В германских языках «борман»(медведь) – «житель бора, леса»).

6. В каком предложении есть эпитет положительной стилистической «окраски». Назовите сам эпитет.

Хрустальные слёзы (слёзы от смеха не трагичны).

7.Дайте общеупотребительные слова-соответствия следующим лексемам: зеваки, куролесить, праздные, дрязги.

Зрители, наблюдатели; хулиганить, безобразничать; бесполезные, попусту проводящие время; ссоры, конфликты.

8.Слово «взгромоздился» имеет несколько насмешливый, хотя и торжественный характер. Подберите к нему антоним высокого стиля.

Низвергнуться.

9.Объяснить постановку запятых в 7 предложении текста.

Блок 2. Лабиальный.

Учитель устно рассказывает о происшествии с Фоменко на одной из морских съёмок.Напоминает о том, что актёра собирались утвердить на роль корабельного врача в фильме-катастрофе «72 метра».

Учитель: если уж мы затронули морскую, любимую для петербуржца Фоменко, тематику, то позвольте предложить Вам немного отвлечься. В Ваших карточках есть текст скороговорки:

Баркас примчался в порт Мадрас,

Матрос принёс на борт матрац,

В порту Мадрас матрац матроса

Порвали в драке альбатросы.

Попробуйте воспроизвести скороговорку «на скорости».Надеюсь, это будет способствовать совершенствованию Вашего речевого аппарата.


Блок 3.Эпистолярный.

Всем Вам предстоит работа над экзаменационным изложением.

Задание: преобразуйте текст скороговорки так, чтобы сохранилась тематика, но само предложение можно было бы вставить в текст сжатого изложения.


Заключение. Рассказать о матросской традиции на подводных лодках и пожелать каждому из нас в трудную минуту почаще заглядывать в спасительную коробочку, чтобы не потерять бодрости и оптимизма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!