Шелковников Игорь Вячеславович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области
Мастер – класс. Комплексная подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в системе словарно-синтаксической работы на уроках
Цель: использование основных принципов здоровьесбережения в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.Экология мыслительного процесса – экология человеческого сознания – экология русской речи как механизмы регулярного функционирования процесса здоровьесбережения.Совершенствование аппарата речевой деятельности ребёнка.
Задачи.
Образовательные :
создать условия для развития познавательных, творческих, интеллектуальных интересов обучающихся; стимулирование метода наблюдения и умения находить нужную информацию в соответствии с условиями учебных заданий.
Развивающие: равзвитие навыков проблемно-поисковой деятельности.
Воспитательные:воспитывать навыки распознавания эстетических основ художественных текстов, неприятие грубости, вульгарности и пошлости в непосредственной языковой действительности.
Оборудование: карточки индивидуальной работы, тематическая презентация, компьютер, интерактивная доска.
Ход занятия.
Блок 1. Словарно-синтаксический анализ вариативного текста КИМ по русскому языку.
Слово учителя: к сожалению, мы часто имеем дело с довольно «скучными» текстами из серии «Эпизоды произведений» или «Жизнь замечательных людей». Я предлагаю Вашему вниманию тематический блок «Чувство юмора, или несколько случаев из творческой жизни Николая Фоменко».В ходе нашего занятия мы исследуем художественный текст, обратив внимание на художественно-образные средства.Небольшой рассказ посвящён забавныму происшествию с участием знаменитого актёра, режиссёра и телеведущего Николая Владимировича Фоменко (родился в 1962 году).
Учитель раздаёт карточки индивидуальной работы, предлагает слайдовую трансляцию некоторых этапов работы и поиска решения учебных проблем.
Текст для анализа
1.Как человек особых дарований Николай Фоменко с завидной регулярностью попадает в смешные ситуации в кино и в жизни. 2.Так, например, в 1997 году на съёмках лирической комедии «Сирота казанская» отрабатывали эпизод, когда актёр, одетый в лохматую шкуру, должен был изображать троглодита. 3.Работа над фильмом началась в карельских лесах, недалеко от Петрозаводска.
4.Фоменко в нелепом одеянии взгромоздился на дощатый помост почти на вершине сосен, где, по замыслу режиссёра, собирался изобразить бурное поведение примата с человеческим лицом. 5.Как говорится, пока суд да дело, Фоменко задремал и тихонечко прилёг на помосте. 6.В это самое время внизу затеяли нешуточную ссору между собой режиссёр и сценарист: столетний бор огласился криками и бранью. 7.Фоменко быстренько пришёл в себя, оценил обстановку и, чтобы остановить ссору, принялся прыгать и куролесить с диким рёвом в кронах сосен. 8.О нём почти забыли, к тому же на площадке собрались праздные зеваки из туземцев.
9.Столь неожиданный дебют актёра произвёл фурор: местные с выпученными от страха глазами бросились в заросли, а съёмочная группа в полном составе прилегла на карельском песочке, корчась от хохота. 10.Какое уж тут продолжение ссоры! 11.Недавние оппоненты, крепко обнявшись, исходили хрустальными слезами смеха. 12.Сам же Николай преспокойненько спустился с сосновой «кафедры» и с невозмутимым видом стал пить кофе из режиссёрского термоса. 13.Вот так актёрский талант позволил продолжить работу над фильмом и предотвратил ненужные дрязги между важными для общего дела людьми. 14.Правда, позже эпизод с нахальной обезьяной так в фильм и не включили.
Учебные задачи, поставленные перед детьми.
1. Укажите номера предложений, в которых использованы образцы иноязычной лексики.
2.Подберите иноязычное слово-синоним к русскому существительному «туземцы». В каком значении в тексте употреблено данное слово?
3.В каких предложениях есть фразеологизмы? Объясните их значение.
(Пока суд да дело, пришёл в себя).
4.Какое слово (примат или обезьяна) в качестве синонима можно подобрать к существительному «троглодит»?
Троглодит (греч.) – «низшая ступень» первочеловека, значит слово «примат» ( лат. «первый») ближе к нему по значению.
5.В 6 предложении есть древнейшее слово, встречающееся во всех индоевропейских языках. Укажите его и объясните значение, которое оно имело в старославянский период развития языка.
(Слово «бор» - буквально «место, где можно брать дичь, ягоды, грибы, древесину. Древние арии, потом и славяне жили в лесных районах Европы. В германских языках «борман»(медведь) – «житель бора, леса»).
6. В каком предложении есть эпитет положительной стилистической «окраски». Назовите сам эпитет.
Хрустальные слёзы (слёзы от смеха не трагичны).
7.Дайте общеупотребительные слова-соответствия следующим лексемам: зеваки, куролесить, праздные, дрязги.
Зрители, наблюдатели; хулиганить, безобразничать; бесполезные, попусту проводящие время; ссоры, конфликты.
8.Слово «взгромоздился» имеет несколько насмешливый, хотя и торжественный характер. Подберите к нему антоним высокого стиля.
Низвергнуться.
9.Объяснить постановку запятых в 7 предложении текста.
Блок 2. Лабиальный.
Учитель устно рассказывает о происшествии с Фоменко на одной из морских съёмок.Напоминает о том, что актёра собирались утвердить на роль корабельного врача в фильме-катастрофе «72 метра».
Учитель: если уж мы затронули морскую, любимую для петербуржца Фоменко, тематику, то позвольте предложить Вам немного отвлечься. В Ваших карточках есть текст скороговорки:
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрац,
В порту Мадрас матрац матроса
Порвали в драке альбатросы.
Попробуйте воспроизвести скороговорку «на скорости».Надеюсь, это будет способствовать совершенствованию Вашего речевого аппарата.
Блок 3.Эпистолярный.
Всем Вам предстоит работа над экзаменационным изложением.
Задание: преобразуйте текст скороговорки так, чтобы сохранилась тематика, но само предложение можно было бы вставить в текст сжатого изложения.
Заключение. Рассказать о матросской традиции на подводных лодках и пожелать каждому из нас в трудную минуту почаще заглядывать в спасительную коробочку, чтобы не потерять бодрости и оптимизма.