СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское воспитание в детском саду включает в себя следующие задачи:

  1. Внушение чувства собственного достоинства – любить себя: вести здоровый образ жизни, уметь самостоятельно себя обслужить, иметь самостоятельные гигиенические навыки, навыки ухода за своими вещами, уметь распределять время.
  2. Внушение любви к матери, к членам своей семьи.
  3. Воспитание  уважения, любви, чувства взаимопомощи к окружающим (дети, воспитатели, няни).
  4. Прививать любовь к малой родине. Любовь – это прежде всего знание.

Знание того, что растет в родном краю, кто живет, герои, достопримечательности.

Нежелательно затрагивать глобальные вопросы – любовь к Родине.

  1. Знакомить детей:

с символикой   –   гербы, флаги, гимн;

атрибутикой  –  праздники (христианские, народные,

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС.

Консультация для педагогов.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Гражданское воспитание в детском саду включает в себя следующие задачи:

  1. Внушение чувства собственного достоинства – любить себя: вести здоровый образ жизни, уметь самостоятельно себя обслужить, иметь самостоятельные гигиенические навыки, навыки ухода за своими вещами, уметь распределять время.

  2. Внушение любви к матери, к членам своей семьи.

  3. Воспитание уважения, любви, чувства взаимопомощи к окружающим (дети, воспитатели, няни).

  4. Прививать любовь к малой родине. Любовь – это прежде всего знание.

Знание того, что растет в родном краю, кто живет, герои, достопримечательности.

Нежелательно затрагивать глобальные вопросы – любовь к Родине.

  1. Знакомить детей:

с символикой – гербы, флаги, гимн;

атрибутикой – праздники (христианские, народные, государственные); законом – наиболее общее одно понятие.


Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Понятие «Родины» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном, дочерью, гражданином, патриотом, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе гражданственности и патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Каждый педагог в своей программе работает и с фольклором, и знакомит с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений. Тем не менее, представления воспитанников о русской культуре отрывочны и поверхностны. Чаще всего у воспитателей отсутствуют соответствующие материалы и пособия. Окружающая действительность не дает возможности реально приобщить детей к народной культуре. Многие старославянские слова и изречения давно забыты и не используются в современной речи. Педагоги, не понимая и не умея их объяснить сами, опрометчиво считают их недоступными детям. И пересказывают сказки, «переводя их на современный русский язык», теряя важные смысловые оттенки, обедняя тем самым глубину чувствования ребенка. А «виртуальные» демонстрационные материалы дают возможность узнать, понять, рассмотреть, но не дают возможности прочувствовать.

Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского народа поможет организация в ДОУ краеведческой комнаты или мини-музея «Русская изба». В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Создание краеведческой комнаты или мини-музея «Русская изба» дает возможность с раннего возраста приобщать детей к национальной культуре, познанию ее прошлого, создает особую среду, вызывающую в сердце ребенка живой отклик, затрагивает глубинные струны его души и закладывает основу для пробуждения в ребенке будущего патриота, гражданина и Человека.


Возможные формы работы с детьми в краеведческой комнате или мини-музее:

  • Досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития, «сладкие вечера»

  • Встречи с интересными людьми (писатели, поэты, художники, композиторы)

  • Выставки работ детей по изобразительной деятельности и ручному труду

  • Экскурсии, проводимые детьми подготовительной группы

  • Конкурс «Юный экскурсовод»

  • Театральные постановки по мотивам русских народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты – предметов быта и одежды


Рекомендации по проведению экскурсий и занятий в мини-музее:

  • Перед каждой экскурсией или занятием необходимо предварительно подготовить детей к восприятию материала. На занятии или экскурсии будут непременно звучать новые слова и понятия, будет рассказано о различных незнакомых им обрядах и обычаях

  • Занятие должно обязательно соответствовать возрасту детей. Правильно подобранный материал будет стимулировать дошкольников, облегчая его запоминание.

  • Для лучшего закрепления знаний, полученных в мини-музее, имеет смысл проводить интегрированные занятия по разделам реализуемой программы, то есть давать детям возможность использовать полученные знания на занятиях по ИЗО, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и так далее…


Примерные темы экскурсий и занятий в мини-музее «Русская изба»:

Практическая часть.

  • Обзорные экскурсии

Рассказ об экспонатах (практическое предназначение, описание свойств)

Путешествие в прошлое


Практическое задание педагогам:

Перед педагогами иллюстрации к потешкам.

Объяснить значение выделенных слов.


Прилетели гулюшки,

Сели гули к люлюшке…


Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка – с помелом…


– Кисонька-Мурысенька,

Где ты была?

– На мельнице.


  • Игры и игрушки

Игрушки бабушек и дедушек

Театр старинных кукол

Народные промыслы

Моя любимая игрушка


Практическое задание педагогам:

Перед педагогами предметы народных промыслов (дымковская игрушка, городецкая игрушка, гжель, хохлома).

Назвать характерные особенности дымковской игрушки.


  • Предметы одежды

Народный костюм в сравнении с современной одеждой

Откуда рубашка пришла

Бабушкин сундучок

Лапти-скороходы

Народные узоры

Изделия, связанные бабушкой


Практическое задание педагогам:

Перед педагогами плоскостные куклы: Маша в русском народном костюме, Наташа в современном платье. Сравнить костюм куклы Маши и куклы Наташи.


  • Головные уборы

Женский головной убор

Мужской головной убор

Сравни старинные головные уборы и современные


Практическое задание педагогам:

Перед педагогами силуэты кокошников и карандаши.

Предложить украсить кокошник для куклы Маши.


  • Обувь

Лапти-лапоточки

Валенки, валенки

В красных сапожках пройду по дорожке


Практическое задание педагогам:

Перед педагогами лапти, валенки, кукла в красных сапожках.

Предложить вспомнить потешки , где употребляются выделенные слова. Драматизировать потешку, действуя с куклой.


  • Предметы быта

Жилище разных народов

Деревянная посуда в сравнении с современной

Старинная мебель

Инструменты-помощники

Золотые руки

История о часах


Практическое задание педагогам:

Предложить педагогам найти лишнее в цепочках слов:

  1. Кочерга, ухват, дрель

  2. Лавка, сундук, шифоньер

  3. Ковш, ладья, корыто

  4. Изба, терем, юрта


  • Современная продукция наших предприятий


  • Народные игры

Подвижные русские народные игры

Игры-хороводы

Разучиваем считалки

Мои любимые игры


Практическое задание педагогам:

Игрушка Домовой. Проведение игры «Аюшки».

̶ Домовой!

̶ Аюшки!

̶ Где ты был?

̶ У бабушки!

̶ Что принес?

̶ Крынку!

̶ Что с ней сделал?

̶ Под лавку поставил.

̶ Экий Домовой чудак!

̶ А вы, дети, как?

̶ А мы бы в крынку молока налили

и на стол поставили.

̶ Ладно, в другой раз так и сделаю.

Прячется.

̶ Домовой!

̶ Аюшки!

̶ Где ты был?

̶ У бабушки!

̶ Что принес?

̶ Кочергу!

̶ Что с ней сделал?

̶ Молока налили и на стол поставил.

̶ Экий Домовой чудак!

̶ А вы, дети, как?

̶ А мы бы кочергой в печи угли мешали.

̶ Ладно, в другой раз так и сделаю.

И т.д.


  • Русский фольклор

Потешки, заклички, загадки, считалки,

дразнилки, сказки, драматизация сказки .


Практическое задание педагогам:

Назвать как можно больше русских народных сказок.


  • Знакомство с традициями, обычаями народа

В том числе с народными праздниками и христианскими.


Практическое задание педагогам:

В традициях русского народа встречать весну закличками, играми, песнями. Одна из таких игр «Полетушки».

Провести игру «Полетушки». Ведущий называет предмет или животное. Если назван летающий предмет или животное, игроки поднимают указательный палец вверх и опускают, изображая полет.


Утка, гусь, стрекоза,

Божья коровка, коза,

Муха, жук, ведро, воробей,

Сойка, дятел, удод, муравей,

Бабочка, чиж, тополиный пух,

Страус, щегол, ворона, лопух,

Комар, пчела, медведь, оса,

Воздушный змей, щегол, коса!

Журавль, скворец, свинья, огурец.


Кто не ошибся, тот молодец!


Конечно, предпочтительнее вести данную работу в краеведческой комнате, такт как мини-музей существенно ограничивает педагогов в выборе форм работы с детьми. Но и мини-музей в современном обществе инновационных технологий – большая удача для дошкольного учреждения.

Ведь без прошлого у человека нет будущего. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» Г. Фрейтаг. И задача гражданского воспитания в детском саду пробудить в ребенке, предоставить возможность почувствовать неразрывную связь со своим народом, ощутить себя сыном, дочерью, гражданином своей страны. «А главное все-таки: люби, люби свое отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь». М.Е.Салтыков-Щедрин.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!