Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Рябинка»
457040, Россия, Челябинская область, город Южноуральск, улица Комонавтов, дом 7 А»
Тел. 8(35134)4-20-22
_____________________________________________________________________________________
Мастер-класс
«Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Материал предоставила:
Сергеева Светлана Николаевна
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад №18 «Рябинка»
Южноуральск, 2021
Мастер-класс
«Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц с тонкой моторикой «Криотерапией»
Задачи:
повысить компетентность педагогов ДОУ с помощью нетрадиционной методики – «криотерапии»;
отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию тактильной чувствительности с использованием элементов криотерапии;
осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию мастер – класс на тему: «Криотерапия или увлекательные игры со льдом».
Гиппократ считал , что холодовые процедуры обладают целительной силой
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).
Криотерапия или контрастная терапия - это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом, с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц с тонкой моторикой.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации тактильной чувствительности, мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях:
нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией;
с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми;
гипервозбудимыми детьми;
криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.
Криотерапия проводится в три этапа
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.
1 этап криоконтраста (попеременное воздействие холода и тепла)
У каждого из Вас имеется емкость с кусочками льда . Предлагаем Вам поиграть со льдом в течение 5-10 секунд. Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно я сжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки положить в емкость, салфеткой вытереть руки.
Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Далее проводится любая пальчиковая гимнастика.
Лед да лед, лед да лед
А по льду Мороз идет
Лед да лед, лед да лед
Только он не упадет
Я живу здесь не один
Друзей у меня много
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, мы подобрали игры и разделили их по степени продолжительности.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую емкость вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.
Игра «Разложи «Ледяное ожерелье» по схеме»
Кусочки льда необходимо раскладывать согласно схемам (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
Игра «Ледяной холст»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
Игра «Выложи букву по образцу»
Игра «Звуковой домик»
Правила данной игры: Педагог показывает по одной картинке, Вам необходимо назвать , что изображено. Далее Вы должны услышать, где находиться согласный звук «С» в начале, середине или конце слова и прикрепить в нужное окошко. (Слон,
В заключении хотелось отметить, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия. Не смотря на не большой опыт , мы предлагаем Вам использовать криотерапию в работе, и вы сами сможете убедиться в его безграничных возможностях.
Таким образом игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Буду рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.
Благодарю за внимание!