СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Кроссенс-технология создания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Кроссенс-технология создания"»


Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.

Притча

Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

Логика говорила:

- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

- Что это вы всё спорите?

- А ты кто такой?

- Я  -  Разум.

- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.

- Без кого же из нас человек не может обойтись?

- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?

-Нет.

- Может ли торговец обойтись без логики?

- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как, же жить? Опираясь на логику или на интуицию?

- Опираясь на разум.


А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни?

(Ответы участников)

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках.

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую разные приемы, технологии, формы и методы обучения. Я стараюсь совершенствоваться, шагать в ногу со временем, осваивать все новое, интересное. Совсем недавно я познакомилась с новой технологией. Может, кому-то из Вас она уже знакома и вы применяете её в своей работе, но мне все-таки хочется рассказать о ней. Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать ребус. СЛАЙД 1

Итак, получилось слово КРОССЕНС

Тема моего мастер-класса «Кроссенс-технология как интерактивное средство обучения» СЛАЙД 2

Мы сейчас разгадывали ребус. А что ещё можно разгадывать? (Ответы участников: загадки, кроссворды, шарады и т.д.)

Что обозначает слово кроссворд? (Ответы участников: пересечение слов).

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов», «крестосмыслица». СЛАЙД 3

Впервые «кроссенс» был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. СЛАЙД 4

Когда я изучила эту технологию, то с удовольствием предложила её детям, и она стала пользоваться успехом в классе. Работа по созданию «кроссенса» может показаться непростой, но она достаточно интересная. Расскажу, как он создаётся.

Основной смысл создания «кроссенса» – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определенной аудитории. По словам создателей, идея «кроссенса», как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в «кроссенсе» они уже заполнены картинками.

СЛАЙД 5

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Таким образом, всего картинок в «кроссенсе» девять, а задач (по числу соседних пар) двенадцать.

Как же читать «кроссенс»?

СЛАЙД 6

«Кроссенс» следует начинать читать слева направо и сверху вниз, далее двигать только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате. У нас получается цепочка, завернутая «улиткой». Картинка 1

Также начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в «кроссенсе». Картинка 2

Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5, 4-5. Картинка 3

На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).

Теперь предлагаю вашему вниманию довольно простой и понятный алгоритм создания «кроссенса». СЛАЙД 7

1) Определить тематику, общую идею.

2) Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.

3) Найти связи между элементами, определить их последовательность.

4) Выделить элементы, имеющие 3 связи и более.

5) Сконцентрировать смысл в центральном элементе.

6) Выделить отличительные черты каждого элемента.

7) Найти и подобрать изображения элементов.

8) Заменить прямые образы символическими.

9) Построение ассоциативной связи между элементами.

10) Выход на новый уровень.

Эта технология может использоваться на различных этапах учебной деятельности: СЛАЙД 8

1) Проверка домашнего задания.

С помощью «кроссенса» рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы.

2) Формулировка темы урока, постановка цели урока.

Найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать.

3) Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы.

Виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах.

4) Обобщение материала, закрепление.

«Кроссенс» состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод.

5) Организация групповой работы.

Составление «кроссенса» на заданную тему из предложенных изображений, сравнение «кроссенсов» групп.

6) Творческое домашнее задание.

Составление «кроссенса» в печатном или электронном виде на заданную тему.

7) Построение структуры урока.

Девять элементов «кроссенса» могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с темой, целью или проблемой в середине.

Данную технологию можно использовать и во внеурочной работе.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Организация групповой или парной работы с «кроссенсами» одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции.

Как любое творческое задание, «кроссенсы» повышают инициативность, креативность и развивают воображение. Работа с ними способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

СЛАЙД 9

Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:

● отражает глубину понимания учеником заданной темы;

● способствует развитию логического и образного мышления;

● повышает мотивацию;

● развивает способность самовыражения.

Сейчас я предлагаю вам самим поработать с «кроссенсами» и установить ассоциативные связи. СЛАЙД 10, 11

Практическая часть. СЛАЙД 12

Переходим к практической части нашего мастер-класса. У каждой группы на столе лежат задания. Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить ассоциативную цепочку. В ходе работы Вам предстоит определить по какой теме урока и на каком этапе можно использовать данный «кроссенс».

Второе задание немного посложнее. Вам нужно восстановить цитату, для того чтобы узнать какое слово пропущено, вам придется разгадать «кроссенс».

Заключение.

СЛАЙД 13

Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Внедрение данной интерактивной технологии позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения и воспитания. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее.

Составлять «кроссенсы» - одно удовольствие, но требует времени. Результат вы увидите в глазах детей.

Рефлексия.

В завершении я хотела бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мастер-классе. На ваших столах лежат карточки кружочки разного цвета.

Те, кому понравился мастер-класс, и для кого информация оказалась полезной, возьмите зеленый кружочек.

Те, кто уже знаком с этой технологией, активно ее применяет, возьмите желтый кружочек.

Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом мира - это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?

Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще!

СЛАЙД 14. Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!