Мастер-класс:
«Круги Луллия»
Подготовила
Учитель-логопед Гнеушева Т.П.
Круги Луллия
«Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий. История создания игры началась с работы над развитием речевых функций и логического мышления.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Задачи:
-
закрепление произношения поставленных звуков в речи;
-
развитие фонематических процессов;
-
уточнение и активизация словарного запаса;
-
совершенствование слоговой структуры слова;
-
формирование структуры предложений;
-
совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей,чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи.
На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела(хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с
которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:
I. Игры на подбор пары.
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2.
Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания».
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»).
II. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры
больше нравятся детям.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем»
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте
«Звуковые круги». «Звукарики», «Где спрятался звук?»
Цель игр:
- совершенствование навыков звукового анализа
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»
Цель игр:
- совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.
Игры на развитие связной речи «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»
Цель игр:
- совершенствование навыка речевого общения
- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
- развитие речевого творчества
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка - шишка, ковёр-забор и т.д.),с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и
читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии, активизации речевого общения.
Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».
Их можно надевать на карандаш, накладывать круги разные по диаметру друг на друга - в любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Варианты использования этой методики безграничны.
Практическая часть:
-
Работа с кругами Луллия по сказкам, на примере сказки «Колобок»
Варианты игры:
1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.
2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).
4 вариант: спрашиваем, что было сначала, а что потом.
5 вариант: задаём вопросы по сказкам (смотри ниже).
Например:
- Колобок - Это кто? (Колобок)
- Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- Что еще бывает такое же круглое? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
- Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок.
- Кто испёк Колобка?
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Куда отправился Колобок? Зачем?
- Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Кто съел колобка?
- Почему лиса съела колобка?
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).
- Что бы было, если бы колобок встретил ёжика
2. Работа с кругами Луллия по методике «Круги Луллия» тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».
- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)
- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?
- Какие недостатки у стеклянного чемодана?
- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.
Варианты педагогов
- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду.
Подобные игры можно организовывать и не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти тех, кто получил карточки от моего помощника.
Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением объектов и материала.
- У кого карточки с изображением материала образуют внутренний круг.
- У кого карточки с изображением объектов образуют внешний круг.
- Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………) Первое наше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.
Педагоги выполняют задание.
- Какое сочетание у нас получилось? (…………) Молоды!
- Для игры «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против, до тех пор пока я не проговорю слова. Готовы?
Ходим кругом друг за другом.
Только надо не зевать.
Все, что стрелка нам покажет,
Будем дружно называть.
- Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случится?
- А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…
Заслушивается один рассказ.
- Обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.
- Большое спасибо, уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре должно было стать «Решение проблемы», но мы рассмотрели её чуть ранее на примере стеклянного чемодана.
- Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Такая игра может быть использована на занятии, в качестве приема для подведения итога, может быть использована в совместной деятельности в режиме дня. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.