ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лучший способ изучить что-либо –
это открыть самому.
(Джордж Полиа, венгерский, швейцарский
и американский математик).
В современных условиях учебный процесс, а именно — в информационной образовательной среде направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и само актуализацию учащегося.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно добывать эти знания и применять их в соответствии с личностными целями и потребностями, решая актуальные для учащихся проблемы. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования, личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.
Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, ценностно ориентационные, практические, коммуникативные). Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в информационной образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. В условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.
Поэтому учебные предметы нужно преподавать такими приемами и методами, предлагать к решению такие задачи, чтобы учащиеся стремились самостоятельным путем приобрести определенные знания, получили навыки самостоятельного и творческого мышления.
Мне бы хотелось представить свой опыт, как всего выше упомянутого можно добиваться на уроках математики.
Цель: Представление опыта работы проведения уроков математики с внедрением информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
-
Обобщить виды информационных ресурсов для использования на уроках математики.
-
Познакомить с возможностями и основами работы в программе «Математический Конструктор».
-
Показать на практике изучение некоторых тем геометрии и алгебры с использованием МК.
-
Демонстрация созданных моделей, использующихся для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ
-
Создание собственных моделей для внедрения их на различных этапах своих уроков.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках используются следующие средства ИКТ:
-
Обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности. Например, презентации при изучении новых тем.);
-
Тренажеры (предназначены для отработки разного рода умений, повторения или закрепление пройденного материала. Например, для подготовки к ОГЭ, тренажеры в режиме онлайн на сайте «Решу ЕГЭ».);
-
Демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
-
Имитационные (представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик).
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью моей деятельности.
В частности, хотелось бы показать, как на уроках математики можно использовать программные продукты, разработанные специально для преподавания математики. Наибольшее признание заслужили так называемые «программы динамической геометрии» или «интерактивные геометрические системы». Одной из таких является программа «Математический конструктор». Третья версия МК (МК 3.0), доступна из раздела «Инструменты» сайта Единой коллекции образовательных ресурсов (
http://school-collection.edu.ru), там же можно найти большое количество готовых моделей для работы. Помимо работы с готовыми моделями программа Математический конструктор предназначена для создания собственных интерактивных модулей по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент.
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
Профессия/Специальность | |
Предмет,УД / МДК/ ПМ | математика |
Учитель / Преподаватель / Мастер п/о | учитель |
Место проведения | сайт https://sites.google.com/site/ekonomikasegodnaizavtra/master- klassy. |
Класс / Группа | 9 класс | курс | |
Время занятия | 1ч. 30 мин. | количество обучающихся | 15 человек (1 подгруппа) |
Тема программы (раздела) | Задачи с параметрами |
Тема занятия | Функции и их свойства. Графики функций. |
Форма занятия | сетевая |
Методы | частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. |
Принцип | Наглядность, состязательность, творчество, открытость, обмен опытом. |
Педагогическая технология | ИКТ (демонстрационная компьютерная программа) |
Методическая цель | Распространение и обобщение опыта использования ИКТ на уроках математики. |
Материально – дидактическое оснащение занятия: | Материалы: Наглядные пособия: модели созданные в Математическом конструкторе Межпредметные связи: математика - информатика |
Технологическая карта мастер-класса
№ п/п | Этап мастер-класса | Время | Решаемые задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя /мастера производственного обучения | Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности) |
1. | Формирование педагогической проблемы | 5 мин | характеризуются основные идеи технологии; доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии. | Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителями, встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, помогая мастеру в организации занятия. | Работа с мультимедийным продуктом. Ставит перед участниками проблему, мотивирует на изучение данного вопроса, направляет в формулировке цели мастер-класса. кратко характеризует представляемую технологию | Расширить представления участников о возможностях ИКТ |
2. | Актуализация знаний участников в данной проблемной ситуации | 10 мин | Выяснить приёмы использования средств ИКТ на различных этапах уроков и занятий внеурочной деятельности. | Рассказывает о системе своей работы, показывает свои приемы. | Наблюдают, изучают результаты деятельности педагога. | Вызвать интерес, и стремление к самостоятельному использованию полученных знаний. |
3. | Представление системы учебных занятий. (см. приложение 1) | 15 мин | Показ интерактивных продуктов, беседа по вопросам, создание проблемной ситуации описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. | Рассказывает о системе своей работы, показывает свои приемы. Демонстрирует некоторые примеры. | Наблюдают, изучают результаты деятельности педагога. | Расширить представления участников о приемах использования МК на занятиях. |
4. | Имитационная игра (Представление фрагмента урока с применением ИКТ. (См. приложение 2 ) | 20 мин | Отбор участников, Способствовать применению полученные знания в самостоятельной работе. | Слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов открытого занятия. Формулируют цель урока, ставят перед собой задачи для достижения цели. Выполняют простейшие задания: -
определение графика функции, в зависимости от ее вида. -
Построение графиков основных функций по правилам смещения вдоль оси ОХ и по оси ОY. -
Слушают учителя, наблюдают за демонстрацией моделей на экране. (подробнее см приложение 1, сценарий мастер – класса и технологическую карту урока, приложение 2) | Проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися. Постановка проблемы – решение задания № 23 из вариантов для подготовки к ОГЭ. Учитель объявляет тему занятия, мотивирует учащихся к учебной деятельности. Задает наводящие вопросы, для формулировки цели и задач, корректирует ответы учащихся. Четкая формулировка цели и задач. Наблюдает, направляет, контролирует. Демонстрирует верные решения с помощью средств компьютерной программы «Математический конструктор» (МК). (подробнее см приложение 1, сценарий мастер – класса и технологическую карту урока – приложение 2) | Формирование УУД, ИКТ-компетентности. Регулятивные УУД: умение осуществлять целеполагание, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. |
5. | Моделирование | 25 | Разработать собственную модель занятия с применением средств ИКТ. | Выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия с применением средств ИКТ. | роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею. | Освоить основы работы в МК, сконструировать собственную модель занятия с применением математического конструктора. |
6. | Обсуждение | 10 мин | Систематизация знаний о ИКТ, о приемах использования ИКТ на различных этапах учебных занятий. | Задают вопросы по проведенному занятию, высказывают свое мнение, предложения, участвуют в общей дискуссии. | Дает комментарии по проведенному фрагменту занятия, отвечает на вопросы участников, участвует в общей дискуссии. | Ответить на вопрос, готов ли участник к самостоятельному использованию полученных знаний и сформулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. |
7. | Рефлексия «Выбери дистанцию» | 5 мин | Анализ результата совместной деятельности мастера и слушателей | Что взяли полезного? Хочется ли что-то отметить? Стала ли близка эта тема? Буду ли в дальнейшем использовать на своих занятиях? | Задает вопросы, объясняет как провести рефлексию. | Самоанализ. Определить для себя на сколько близка стала эта тема. |