СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Методические приемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы при реализации ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методические приемы"»

Мастер-класс «Методические приемы» Формулирование вопросов — универсальный методический прием для современного урока. Как применять формулирование вопросов?

В связи с требованиями новых ФГОС мы все чаще стремимся к практико-ориентированному обучению. В целом суть его в том, что школьник учится решать проблему, которую ставит перед ним жизнь. Но можно с сожалением констатировать, что школьники часто ее вообще не видят, а значит, и не могут решить. Методический прием «Формулирование вопросов» чрезвычайно полезен для этого, ведь увидеть проблему — это и значит, по большому счету, поставить вопрос.

Начало формы

Конец формы

Пока человек не задумается, например, как подсчитать, сколько краски обоев нужно купить в комнаты, он не осознает проблему: «Ой, а я не знаю, как определить площадь стен!». Пока не задумается, куда девался целый чудесный июльский день («Только на минуточку присел с планшетом, а уже вечер!»), не осознает проблему правильного распределения времени. И так далее.

Но и это не все. Прием «Формулирование вопросов» помогает решить несколько проблем:

  • ребенок учится осознавать, что есть то, чего он не знает;

  • задавая правильные вопросы, проясняешь для себя материал, раскладываешь его мысленно по полочкам;

  • учишься именно самой формулировке вопроса (учителя русского языка знают, как иногда трудно научить собственно «ставить вопрос»!);

  • «Формулирование вопросов» можно сделать захватывающей игрой, одновременно развивающей творческие способности и помогающей хорошо запомнить материал.

Давайте рассмотрим несколько разных вариантов использования приема в классе.

«Угадайка»

Это игра для начальной школы; обычно проводится на уроках русского языка и служит для подготовки к изучению частей речи; но можно использовать и на других уроках: например, на уроке окружающего мира предложить загадывать животных или природные явления.

Один школьник загадывает что-то или кого-то. Ему задают три вопроса: что? какой? и для чего? Он отвечает, а остальные угадывают. Например, так: «Что? — Овощ. — Какой? — Красный. — Для чего? — Для салата.» Это помидор.

«Банк вопросов»

Прием может использоваться в любом классе и на любом предмете. Обычно рекомендуется групповой тип работы, но можно дать и индивидуальное задание, особенно в малокомплектном классе. Детям дается поручение составить как можно больше вопросов по изучаемой теме. Можно предложить различные задания группам, можно оговорить, что вопросы не должны быть однотипными, можно предложить какие-то вопросные слова, например, нужны вопросы, начинающиеся словами «что», «какой», «зачем» и «почему».

Затем создается общий «банк вопросов»: их пишут или печатают на картонных карточках и складывают в коробку; вызванный отвечать у доски ученик берет не глядя одну карточку из коробки и отвечает.

Викторина

Предложить ребятам придумать интересные вопросы по изучаемой теме и провести викторину в своем, параллельном или младшем классе.

«Детские вопросы»

Этот прием может стать элементом подготовки к проекту — поможет найти интересную тему. Учитель просит придумать к теме «детские» вопросы: «Почему водомерка не тонет?», «Почему близорукие лучше видят мелкие предметы в очках, линзы которых уменьшают, а не увеличивают?», «Почему металл тонет, а металлический корабль — нет?»

Можно придумать еще множество игр и заданий, основанных на формулировании вопросов, ведь любой прием — это лишь основа для педагогического творчества.


Методический прием «Волшебная шкатулка»

Этап мотивации к учебной деятельности.

- Сегодня под дверью нашего класса ребята обнаружили шкатулку. Шкатулка не простая, а волшебная. В ней находится некое неизвестное содержимое, а вернее предметы, которые послужат объектами для исследования на нашем уроке математики.

- Можете ли вы предположить, что там находится? (предположения)

- Нет? Тогда я вам предлагаю загадки, которые помогут определить, что находится в нашей волшебной шкатулке.

Загадка 1.

Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб)


Загадка 2.
Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это… (шар)

- Открываем шкатулку.

- Итак, сегодня на уроке мы…

- Формулируем тему урока…


Начало формы

Конец формы

Суть приема «Волшебная шкатулка»

Исходя из названия понятно, что суть этого приема заключается в использовании во время урока красиво оформленной шкатулки, в которой должно находиться некое неизвестное содержимое.  

Главная цель использования приема «Волшебная шкатулка»:

  • интересная форма подачи информации;

  • создание особой обстановки для дальнейшей работы с материалом.

Такой прием может быть использован:

  • на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности;

  • во время закрепления учебного материала, когда дети начинают ощущать интеллектуальную усталость и необходимо их активизировать;

  • при подведении итогов;

  • при проведении рефлексии.

Для получения наиболее полного эффекта от использования приема рекомендуется и обстановку или историю появления шкатулки перед детьми сделать немного сказочно-таинственной. Могут быть такие варианты:

  • шкатулку передал сказочный герой;

  • она случайно оказалась под дверью в классе и ученики сами ее там обнаружили;

  • учитель показывает фокус, в результате которого у него в руках появляется шкатулка.

Прием больше подходит для использования в начальной школе, поскольку он имеет игровой характер.

Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка» в ход занятия.

Способ 1

Дети должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть:

  • карточки с заданием;

  • предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;

  • предметы, помогающие освоить учебный материал;

  • листок с информацией, которую предстоит обсудить.

Учитель может не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:

  • отгадать загадку;

  • узнать по описанию;

  • сделать собственное предположение, исходя из темы урока.

Способ 2

Детям необходимо наполнить шкатулку. Варианты того, что они могут туда положить:

  • записки с пожеланиями или предсказаниями;

  • стикеры с написанными тезисами по теме урока;

  • фишки, отражающие впечатление от урока.

Способ 3

Шкатулка служит для обмена информацией. Например:

  • можно предложить одной группе детей записать на листочках вопросы или информацию по теме и сложить их в шкатулку, а другая группа должна ознакомиться с такими сообщениями и дать свой ответ;

  • на протяжении изучения целой темы, дети могут складывать в шкатулку записки с указанием возникающих вопросов или необходимости получить дополнительную информацию, а на итоговом уроке проводится работа по анализу их содержания;

  • дети помещают в шкатулку письма для родителей, содержание которых обсуждается на предстоящем родительском собрании.  

Способ 4

Этот прием является хорошим способом провести эмоциональную разрядку. Детям можно предложить спрятать в шкатулку свое плохое настроение или эмоции после конфликтной ситуации и т.д. Также она может быть позитивным символом — собрать приятные воспоминания, хорошие впечатления. Такой элемент лучше включить в ход воспитательного занятия (классный час, мероприятие).

Детей всегда очень привлекает атмосфера секретности и таинственности. Создав такие условия на уроке, можно быть уверенным в том, что дети с интересом включатся в работу, проявят повышенную активность и личную заинтересованность. Для достижения данных целей рекомендую использовать методический прием «Волшебная шкатулочка».

Прием "Ледокол", или Как "растопить лед" между учениками

Прием «Ледокол» разработан для создания комфортных дружелюбных взаимоотношений между учениками. Цель приема — оценить эмоциональное состояние учеников, при необходимости подкорректировать его в лучшую сторону, устранить коммуникативный барьер и наладить контакт, преодолеть робость и помочь раскрыться в общении каждого из учеников.

Начало формы

Конец формы

Чаще всего прием «Ледокол» применяется в первые месяцы обучения, когда происходит знакомство одноклассников. Рекомендуется использовать метод и в давно скомпонованных классах для поднятия настроения и снятия напряжения. Лучшее время для «растапливания льда» — организационный момент в начале урока.

Простые примеры использования «Ледокола»

Применение «Ледокола» в давно скомпонованных классах:

  • Упражнение «Добрые слова». Урок начинается с доброжелательных слов педагога, адресованных ученикам: «Давайте подарим улыбку друг другу, пожелаем удачи, внимательности и отличного результата!». Затем ученики делятся пожеланиями друг с другом.

  • Упражнение «Легкий разговор» проводится перед объявлением темы урока. Цель упражнения — раскрепостить стеснительных учащихся, помочь им обрести уверенность в общении, попрактиковаться в поддержании беседы. Ученики разбиваются по парам и ведут непринужденный диалог на заданную тематику, спустя минуту партнеры и ключевая составляющая беседы меняются.

  • Упражнение «Хочу поделиться!». После объявления темы урока педагог просит учеников поделиться друг с другом своими ожиданиями, переживаниями и сомнениями, испытываемыми перед изучением нового материала. Важно: высказывания не оцениваются и не критикуются!

Анкетированная форма «Ледокола»

Игровое упражнение «Отыщи кого-нибудь» позволяет перейти от визуального знакомства к дальнейшему узнаванию друг друга. Каждому ученику раздаются листы бумаги с таблицей, в каждой ячейке которой указан вопрос. Заполнение таблицы происходит в процессе хаотичного общения учеников между собой. Имена одноклассников заносятся в те ячейки, на соответствующие вопросы которых были даны утвердительные ответы. Задача учеников — опросить всех без исключения присутствующих одноклассников и заполнить таблицу по максимуму. Примерная форма таблицы.

Кто получает удовольствие от прогулок пешком?

Кто засыпает перед телевизором?

Кто любит собак?

Кто ходит в спортивные секции?

Кто любит шоколад?

Кто живет на пятом этаже?

У кого есть кот/кошка?

Кто любит читать книги?

Кто умеет рисовать?

Игровая форма «Ледокола»

Игровое упражнение «10 секунд» позволяет повысить эмоциональное составляющее класса, сократить дистанцию в общении и узнать друг друга лучше. Тренинг следует проводить в просторном помещении, лучше всего в спортивном или музыкальном зале. Время игры составляет не более 15 минут.

Ход игры: по сигналу педагога ученики начинают хаотично перемещаться по залу, но как только прозвучит задание, ученикам следует в течение 10 секунд самостоятельно распределиться по группам согласно заданным критериям (цвет волос, цвет брюк, форма обуви, хобби, цвет глаз и т.д.). Критерии подбираются в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

«Растопить лед» во взаимоотношениях одноклассников позволяют эти и многие другие упражнения, необходимо учитывать  возрастные и психологические особенности учащихся.  В конце игровой и анкетированной формы приема «Ледокол» участникам необходимо поделиться «что понравилось?», «что не понравилось?», «что тревожило?», «что хотелось бы повторить».

http://pedsovet.su/metodika/priemy/6414_priem_ledokol

Прием «Два, четыре, вместе». Особенности его использования на уроках


Прием «Два, четыре, вместе» направлен на формирование сотрудничества в процессе обучения. Данный метод дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, согласовать ее с мнением других и прийти к единому решению вопроса. Это один из способов научить ребенка общению, критически мыслить, формулировать собственные выводы, анализировать и сравнивать свои суждения с мнениями других учеников.

Начало формы

Конец формы

Два, четыре, вместе

В основе приема Два, четыре, вместе лежат концепции Маслоу и Брюннера о разработке методик общего кооперативного обучения, предполагающие совместную учебную деятельность, направленную на достижение определенного результата. Главным преимуществом коллективных форм организации учебной деятельности является сотрудничество, в результате которого формируются следующие качества:

  • Более высокие достижения и более высокая продуктивность учеников.

  • Более заботливые и чуткие отношения между детьми.

  • Большая социальная компетентность и самоуважение.

  • Стабильное психологическое состояние здоровья детей.

  • Положительная взаимозависимость.

  • Индивидуальная и групповая подотчетность.

  • Навыки межличностного общения и общения в небольших группах.

  • Усвоение новых знаний на основе анализа полученных данных в ходе сотрудничества.

Основные принципы методического приема

Чтобы эффективно освоить прием «Два, четыре, вместе» и развить у детей навыки общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию, необходимо правильно организовать работу и действовать поэтапно:

  1. Поставить перед учениками вопрос для обсуждения, дискуссии или анализа гипотетической ситуации.

  2. После объяснения вопросов или фактов, касающихся данной ситуации, дать возможность индивидуально обдумать возможные ответы или решения в течение 1-2 минут.

  3. Объединить учеников в пары и предложить обсудить свои идеи друг с другом, заранее предупредив о том, что каждая пара должна прийти к единому мнению относительно решения проблемы. На этом этапе учитель также выделяет время для обсуждения.

  4. Объединить пары в четверки. В этом случае парам удобно развернуться парта к парте. Обсудить проблему уже вчетвером и снова прийти к согласию и единому решению вопроса.

  5. В зависимости от количества учеников в классе можно объединить четверки в большие группы или обсудить проблему коллективно, чтобы выработать единое правильное решение проблемы. По истечению времени ученики определяют, кто будет озвучивать полученный в ходе обсуждения результат.

Предостережением к использованию этого метода является возможный рабочий шум и пассивность отдельных учеников. Тщательная подготовка к уроку с учетом особенностей класса  и потраченного количества времени при обсуждении позволит избежать данной проблемы.

Применение приема Два, четыре, вместе

Использование приема  «Два, четыре, вместе» особенно эффективно на начальных этапах обучения учеников работе в малых группах. Особенно важно использовать данный прием в младших классах для формирования навыков общения и взаимодействия учеников. С помощью этого приема можно достичь любой дидактической цели на любом этапе урока:

  • Усвоение нового материала.

Изучая тему «Климат» на уроках географии, этот прием можно использовать в процессе выяснения влияния холодных океанических течений на формирование прибрежных пустынь Атакама и Намиб. Перед обсуждением учитель обращает внимание учеников на то, что обе пустыни имеют выход к океану и ставит перед ними вопрос:  Почему, невзирая на близость океанов, у побережья сформировались пустынные области?». Этот вопрос довольно сложный, и у учеников могут возникнуть разные предположения, исходя из тех знаний, которые они уже получили на предыдущих уроках. Поэтому результат дискуссий коротко отображают в тетради. Анализируя данные дискуссий, ученики совместно с учителем приходят к выводу о влиянии холодных течений на формирование прибрежных пустынь.

  • Проверка полученных знаний.

На этом этапе можно проверить правильность выполнения упражнений. Это касается заданий, при выполнении которых у большинства учеников возникли трудности. Имея возможность на уроке обсудить все тонкости выполнения работы, ученики быстро находят промахи, из-за которых они не смогли правильно выполнить задание.

  • Закрепление достигнутых результатов.

Примером может служить урок русского языка в 3 классе «Использование глаголов в речи». Детям предлагается фрагмент любимого мультфильма. После его просмотра необходимо назвать все глаголы, характеризующие действия мультяшных персонажей. Дети записывают глаголы в парах, в четверках, а потом один из учеников зачитывает все названные глаголы.

  • Уроки применения знаний, умений и навыков.

Эти уроки связаны с выполнением практических работ, упражнений и задач. После выполнения письменной практической работы по истории «Римская республика» в 5 классе ученики обсуждают свои ответы и делают выводы о том, насколько правильно они справились с заданием.

  • Как этап итогового урока.

После того как ученики дали письменные ответы на тестовые задания, можно обсудить по методу Два, четыре, вместе правильность ответов на вопросы. В этом случае ребенок уже сможет самостоятельно оценить свою работу.

Положительные результаты применения метода
  • Учитель дает возможность ученикам формировать собственный взгляд на решение поставленной задачи.

  • Ученики могут спокойно высказаться по поводу решения проблемы.

  • Дети учатся выслушивать мнения других учеников.

  • Совместное принятие решения относительно лучшего ответа на поставленный вопрос.

  • Оформление результатов совместного обсуждения.

  • Право ученика на отстаивание собственной точки зрения решения проблемы.

Выводы

Уроки с применением приема «Два, четыре, вместе» дают возможность ученикам не бояться высказать собственное мнение и озвучить свой взгляд на решение проблемы. Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос, учатся взаимодействовать, принимать точку зрения других, соглашаться или отстаивать свое мнение, опираясь на свои знания и аргументы. Все это повышает мотивацию ученика, придает значимость его личности,  раскрепощает ребенка, вселяя уверенность в собственных силах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!