СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Методика открытого урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям в грамотной подготовке к проведению открытого занятия, четкого определения структурного содержания и оформления методической разработки открытого занятия. Методические рекомендации содержат теоретическую и практическую часть в виде приложений.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методика открытого урока"»

«Удивить – значит победить!» Александр Васильевич Суворов Педагогические требования к открытым урокам.

«Удивить – значит победить!»

Александр Васильевич Суворов

Педагогические требования к открытым урокам.

Открытый урок  в отличие от обычных - специально подготовленная  форма организации методической работы, в то же время на таких уроках  протекает реальный учебный процесс.
  • Открытый урок в отличие от обычных - специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс.
Требования предъявляемые к подготовке и проведению открытого урока:

Требования предъявляемые к подготовке и проведению открытого урока:

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень  научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую  эффективность учебно-воспитательного процесса.
  • Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам  методической науки .
  • Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки .
Открытый урок обязательно должен иметь новизну .
  • Открытый урок обязательно должен иметь новизну .
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель.
  • Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель.
Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
  • Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.
  • При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.
Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
  • Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место.
  • Для посещающих обязательно готовится рабочее место.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.
  • Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам.
  • Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам.
Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Обсудить с ними план и структуру урока, деятельность каждого ученика.
  • Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Обсудить с ними план и структуру урока, деятельность каждого ученика.
Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения.
  • Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения.
Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков.
  • Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков.
В конце четверти или полугодия, на заседании педагогического коллектива проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году: составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень на котором будут проводиться занятия.

В конце четверти или полугодия, на заседании педагогического коллектива проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году: составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень на котором будут проводиться занятия.

Содержательная цель состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего, воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Содержательная цель состоит из трех взаимосвязанных аспектов:

  • познавательного,
  • развивающего,
  • воспитательного,

которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.

Исходя из основной дидактической цели урока,  можно указать такие типы уроков: урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения ЗУН обучающихся;  урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков; комбинированный урок.

Исходя из основной дидактической цели урока,

можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения ЗУН обучающихся;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
  • комбинированный урок.
Типы уроков Виды уроков Урок изучения нового Цели лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие. Урок закрепления знаний. Урок комплексного применения знаний. практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Изучение и первичное закрепление новых знаний . Имеет целью выработку умений по применению знаний. практическое занятие, лабораторная работа, семинар Урок обобщения и систематизации знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний . Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Типы уроков

Виды уроков

Урок изучения нового

Цели

лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.

Урок закрепления знаний.

Урок комплексного применения знаний.

практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Изучение и первичное закрепление новых знаний .

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

практическое занятие, лабораторная работа, семинар

Урок обобщения и систематизации знаний.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний .

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Порядок подготовки и проведения открытого урока Выбор тем, позволяющих применить новое. Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели  Планирование открытого урока Основная Вступительная Заключительная. Наблюдения на открытом уроке

Порядок подготовки и проведения открытого урока

Выбор тем, позволяющих применить новое.

Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели

Планирование открытого урока

Основная

Вступительная

Заключительная.

Наблюдения на открытом уроке

Примерная форма технологической карты урока  № п/п Этапы урока Дидактическая цель Метод обучения Методическое обеспечение Деятельно-сть преподава-теля Деятель-ность студентов

Примерная форма технологической карты урока

п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельно-сть преподава-теля

Деятель-ность студентов

Схема поурочного плана (изучение нового учебного материала) Урок № ______  Дата _________ Класс _______ Вид учебного занятия (теоретическое, практическое занятие) Тип занятия (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок) Тема: ______________ Цели урока _____________ Межпредметные связи__________ Педагогическая технология _____________ Форма организации обучения (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная лекцияи т.д.) _ Используемые методы обучения _______ время проведения урока____ Обеспечение урока ______

Схема поурочного плана (изучение нового учебного материала)

Урок № ______

Дата _________

Класс _______

Вид учебного занятия (теоретическое, практическое занятие)

Тип занятия (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)

Тема: ______________

Цели урока _____________

Межпредметные связи__________

Педагогическая технология _____________

Форма организации обучения (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная лекцияи т.д.) _

Используемые методы обучения _______

время проведения урока____

Обеспечение урока ______

План занятия

I Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) 1 - 2 минуты

II Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед учениками) 1-2 минуты

III Актуализация опорных знаний учащихся (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла) 5-7 минут

IV Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) 2 - 3 минуты

V Изучение нового материала (изложение по принципу « от простого к сложному » с возможной демонстрацией наглядных пособий) 15 - 20 минут

VI Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д) 5 - 6 минут

VII Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок,отслеживание рефлексии учащихся) 3 - 5 минут

VIII Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить) 1- 2 минуты

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать пояснительную записку, структуру урока,  подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала,  список используемой литературы и т.д.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать

  • пояснительную записку,
  • структуру урока,
  • подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  • список используемой литературы и т.д.
Порядок анализа (самоанализа) открытого урока: Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является  обязательным. Участие самого учителя необязательно. Посетители оценивают урок с точки  зрения методической цели.

Порядок анализа (самоанализа) открытого урока:

  • Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным.
  • Участие самого учителя необязательно.
  • Посетители оценивают урок с точки зрения методической цели.
Инновация и учебно-познавательная Деятельность учащихся Вариативность применения  инновации на уроках Инновации и методическая работа Методическая цель и содержание урока Методическая цель и инновации Методическая цель и структура урока Перспективы развития инновации  Алгоритм анализа  (самоанализа)  открытого урока Методическая цель и методические приемы,  методы обучения  Перспективы  применения инновации в  образовательной практике Инновации и формы Организации учебного процесса Негативные последствия  применения инновации

Инновация и учебно-познавательная

Деятельность учащихся

Вариативность применения

инновации на уроках

Инновации и

методическая

работа

Методическая цель

и содержание урока

Методическая цель

и инновации

Методическая цель

и структура урока

Перспективы

развития инновации

Алгоритм анализа

(самоанализа)

открытого урока

Методическая цель и

методические приемы,

методы обучения

Перспективы

применения инновации в

образовательной

практике

Инновации и формы

Организации

учебного процесса

Негативные последствия

применения инновации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!