«Удивить – значит победить!»
Александр Васильевич Суворов
Педагогические требования к открытым урокам.
- Открытый урок в отличие от обычных - специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс.
Требования предъявляемые к подготовке и проведению открытого урока:
- Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки .
- Открытый урок обязательно должен иметь новизну .
- Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель.
- Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации.
- При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.
- Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
- Для посещающих обязательно готовится рабочее место.
- Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.
- Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам.
- Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Обсудить с ними план и структуру урока, деятельность каждого ученика.
- Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения.
- Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков.
В конце четверти или полугодия, на заседании педагогического коллектива проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году: составляется план проведения открытых занятий, определяется уровень на котором будут проводиться занятия.
Содержательная цель состоит из трех взаимосвязанных аспектов:
- познавательного,
- развивающего,
- воспитательного,
которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Исходя из основной дидактической цели урока,
можно указать такие типы уроков:
- урок комплексного применения ЗУН обучающихся;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
Типы уроков
Виды уроков
Урок изучения нового
Цели
лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие.
Урок закрепления знаний.
Урок комплексного применения знаний.
практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Изучение и первичное закрепление новых знаний .
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
практическое занятие, лабораторная работа, семинар
Урок обобщения и систематизации знаний.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний .
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Порядок подготовки и проведения открытого урока
Выбор тем, позволяющих применить новое.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели
Планирование открытого урока
Основная
Вступительная
Заключительная.
Наблюдения на открытом уроке
Примерная форма технологической карты урока
№ п/п
Этапы урока
Дидактическая цель
Метод обучения
Методическое обеспечение
Деятельно-сть преподава-теля
Деятель-ность студентов
Схема поурочного плана (изучение нового учебного материала)
Урок № ______
Дата _________
Класс _______
Вид учебного занятия (теоретическое, практическое занятие)
Тип занятия (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)
Тема: ______________
Цели урока _____________
Межпредметные связи__________
Педагогическая технология _____________
Форма организации обучения (ролевая игра, семинарское занятие, проблемная лекцияи т.д.) _
Используемые методы обучения _______
время проведения урока____
Обеспечение урока ______
План занятия
I Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) 1 - 2 минуты
II Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед учениками) 1-2 минуты
III Актуализация опорных знаний учащихся (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла) 5-7 минут
IV Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) 2 - 3 минуты
V Изучение нового материала (изложение по принципу « от простого к сложному » с возможной демонстрацией наглядных пособий) 15 - 20 минут
VI Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д) 5 - 6 минут
VII Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок,отслеживание рефлексии учащихся) 3 - 5 минут
VIII Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению – в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить) 1- 2 минуты
Структура методической разработки открытого занятия должна содержать
- подробный конспект (сценарий) занятия,
- образцы дидактического материала,
- список используемой литературы и т.д.
Порядок анализа (самоанализа) открытого урока:
- Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным.
- Участие самого учителя необязательно.
- Посетители оценивают урок с точки зрения методической цели.
Инновация и учебно-познавательная
Деятельность учащихся
Вариативность применения
инновации на уроках
Инновации и
методическая
работа
Методическая цель
и содержание урока
Методическая цель
и инновации
Методическая цель
и структура урока
Перспективы
развития инновации
Алгоритм анализа
(самоанализа)
открытого урока
Методическая цель и
методические приемы,
методы обучения
Перспективы
применения инновации в
образовательной
практике
Инновации и формы
Организации
учебного процесса
Негативные последствия
применения инновации