СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Международные стандарты бухгалтерской отчетности, их применение на практике"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс "Международные стандарты бухгалтерской отчетности, их применение на практике"

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Международные стандарты бухгалтерской отчетности, их применение на практике"»

Тема мастер-класса: Международные стандарты бухгалтерской отчетности, их применение на практике.


Каждое государство вправе самостоятельно решать, внедрять ли на 
его территории МСФО, и если следует, какую стратегию перехода 
предпочесть. Мировая практика применения МСФО доказала, что 
они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой от 
четности для широкого круга пользователей, поскольку изначально 
разрабатываются как стандарты, способные раскрывать достаточный 
для всех участников рынка объем информации о компании, ее финан 
совом положении и финансовых результатах. Международные стан 
дарты финансовой отчетности имеют более широкий спектр действия, 
чем национальные стандарты, так как они могут использоваться для 
оценки и прогнозирования развития компаний, принятия инвестици 
онных решений, оценки деятельности менеджмента, т. е. охватывают 
все факторы, в информации о которых заинтересованы инвесторы. 

Правовое регулирование калькуляции, инвентаризации, бухгалтерской отчетности

МСФО признаны во всем мире как эффективный инструментарий 
для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Начиная с 1970 х гг. на уровне международных неправительствен 
ных организаций начинают формироваться правила бухгалтерской 
отчетности, не имеющие национальной привязки. Причина их появле 
ния связана с развитием международной торговли и экономики. Раз 
работка объективной и достоверной финансовой отчетности является 
необходимым условием для: а) совершенствования международных 
экономических связей; б) принятия правильных бизнес решений; 
в) финансового контроля. 
Проблемами унификации стандартов учета и отчетности занима 
ется ряд организаций. В 1973 году была создана международная про 
фессиональная неправительственная организация — Комитет по 
международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) 
(InternationalAccountingStandardsCommittee, IASC). В состав Коми 
тета вошли представители 13 государств (в частности, США, Канады, 
Франции, Германии, Австрии, Японии и др.) и четыре неправительст 
венные организации. С момента создания и до 2001 г. Комитетом были 
разработаны около 40 международных бухгалтерских стандартов 
(InternationalAccountingStandards, IAS). 
В 1983—2000 гг. членами КМСФО являлись все члены Междуна 
родной федерации бухгалтеров (InternationalFederationofAccoun 
tants, IFAS). 
В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь Прав 
ление КМСФО — Совет по международным стандартам бухгалтер 
скойотчетности (InternationalAccountingStandardsBoard, IASB) стал 
основным органом Комитета, занимающимся разработкой междуна 
родных стандартов. Совет одобрил существовавшие на тот момент 
МСФО (IAS) и интерпретации. 
Выпускаемые в настоящее время стандарты называются IFRS 
(InternationalFinantionalReportingStandards) — Международные 
стандарты финансовой отчетности. 
Таким образом, в систему МСФО входят два вида стандартов — 
IAS и IFRS. 
Межправительственная рабочая группа экспертов по междуна 
родным стандартам учета и отчетности при ООН была создана 
в 1982 г. и занимается изучением проблем учета в международном ас 
пекте, содействием стандартизации учета на национальном и между 
народном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении 
стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными органи 
зациями (ООН, ОЭСР, КМСФО). 
Европейская комиссия занимается гармонизацией учета в рамках 
Европейского союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран – членов Союза. 

Зарубежные модели учета и международные стандарты бухгалтерской отчетности 

 
В Голландии, Великобритании и Ирландии бухгалтерский учет ориен 
тирован прежде всего на кредиторов и собственников; в Германии, 
Бельгии и Люксембурге — на банки; во Франции бухгалтерский учет 
в большей степени зависит от макроэкономического планирования. 
Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем ми 
ре. Европейский союз отказался от разработки собственных директив 
по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 г. все европей 
ские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рын 
ках Европы, обязаны готовить консолидированную финансовую от 
четность в соответствии с принципами МСФО. 
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securitiesand 
Commission) — правительственная организация США, чья юрисдик 
ция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги 
в США (включая иностранные). Поэтому Комиссия может оказывать 
определенное влияние на методику бухгалтерской отчетности. 
В США идет работа по сближению американских учетных стандар 
тов с правилами МСФО. Сейчас отчетность иностранных компаний, со 
ставленная по МСФО, признается на биржах США лишь после осуще 
ствления определенных корректировок, позволяющих приводить такую 
отчетность к отчетности, составленной по правилам ГААП (US GAAP). 
Однако в настоящее время Комиссией по ценным бумагам и биржам 
США разрабатывается детальный план по отмене указанного требова 
ния, что позволит иностранным компаниям уже к 2009 г. отказаться от 
трансформации МСФО — отчетности под американские стандарты. 
GAAP — система правил, требований и практики подготовки фи 
нансовой отчетности, принятых и применяемых в определенной юри 
сдикции. Обозначение государства перед указанной аббревиатурой 
как раз и определяет эту юрисдикцию. Так, US GAAP — общеприня 
тые принципы подготовки финансовой отчетности в США, UK 
GAAP — стандарты бухгалтерской отчетности в Великобритании 
и т.

Специалисты вполне обоснованно прогнозируют постепенное 
слияние двух самых распространенных в мире систем бухгалтерского 
учета отчетности: МСФО и ГААП США. 
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — 
это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, 
оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показате 
лей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъ 
ектами большинства стран мира1. 
МСФО представляют собой систему документов, состоящую из 
предисловий к положениям МСФО, разъяснений принципов подготовки 
и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений. 

Правовое регулирование калькуляции, инвентаризации, бухгалтерской отчетности 

Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от основных ее составляющих.  В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения 
МСФО. Международные стандарты носят рекомендательный харак 
тер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их исполь 
зовании. Но поскольку МСФО — это, по сути, обобщенная практика 
учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и ев 
ропейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зача 
стую может негативно сказаться на национальной практике бухгал 
терского учета. Поэтому принципиальной основой перехода на 
Международные стандарты прежде всего должно быть признание об 
щих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности 
(FrameworkforthePreparationandFinancialStatements). Принципы 
подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы 
в виде отдельного документа. Данный документ не является стандар 
том и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если ка 
кие нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то при 
меняются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, 
при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов чис 
ло расхождений будет последовательно уменьшаться. 
В соответствии с Принципами «цель финансовой отчетности со 
стоит в предоставлении информации о финансовом положении, резуль 
татах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. 
Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии 
экономических решений». К пользователям финансовой отчетности 
Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщи 
ков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их 
органы, общественность. 
Принципы подготовки и представления отчетности определяют ос 
новы составления и представления финансовой отчетности, в частно 
сти, рассматриваются цели отчетности, ее качественные характеристи 
ки, порядок квалификации, признания и измерения элементов 
отчетности. Принципы призваны помочь национальным органам 
стандартизации при разработке национальных стандартов и по вопро 
сам, по которым стандарты не приняты, а также аудиторам при выра 
ботке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО. 
Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту 
учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта 
и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наи 
более близкими российскими аналогами стандартов являются Поло 
жения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерст 
вом финансов РФ. 

Зарубежные модели учета и международные стандарты бухгалтерской отчетности 

Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, 
что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, 
по которым МСФО не содержат специальных стандартов. Кроме того, 
при применении МСФО может возникнуть необходимость неодно 
значной трактовки отдельных положений стандартов. Поэтому специ 
альным органом — Постоянным комитетом по интерпретациям при 
Комитете (Совете) по МСФО (InternationalFinancialReporting 
InterpretationsCommittee, IFRIC) — подготавливаются документы, 
содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмы едино 
образного применения стандартов. 
Международные стандарты финансовой отчетности — система 
концептуальных документов, устанавливающих принципы составле 
ния и представления финансовой отчетности, но не порядок ведения 
учета, т. е. они не содержат таких привычных для российских финан 
совых работников плана счетов, типовых бухгалтерских проводок, 
форм первичных учетных документов и учетных регистров. 
Основная задача, которую призваны решать МСФО, — унифика 
ция порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия 
соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом 
жестких детализированных правил, а содержат общие принципы 
и требования, предоставляя составителю отчетности возможность са 
мостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное суждение. 
Помимо целей концептуальные основы определяют общие прин 
ципы составления финансовой отчетности, правила признания 
и оценки отдельных элементов финансовой отчетности. Общие прин 
ципы Международных стандартов были приняты Правлением в апре 
ле 1989 г., и их можно разделить на две группы: основополагающие до 
пущения и качественные характеристики информации.

Международные стандарты основаны на двух основных допущениях: 
1. Метод начисления (accrualbasis) означает, что хозяйственные 
операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получе 
ния или выплаты денежных средств и их эквивалентов.

Таким обра 
зом, операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором 
они возникли. Данный принцип дает возможность получить объек 
тивную информацию о будущих обязательствах и будущих поступле 
ниях денежных средств, т. е. позволяет прогнозировать будущие ре 
зультаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных 
к получению денежных средств может корректироваться своевремен 
ным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения 
финансовых результатов отчетного периода. 
2. Непрерывность деятельности (goingconcern) предполагает, что 
предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. 


Правовое регулирование калькуляции, инвентаризации, бухгалтерской отчетности 

А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или су 
щественно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут от 
ражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных 
расходов. В противном случае финансовая отчетность должна состав 
ляться на другой основе и эта основа должна быть раскрыта. 
Для того чтобы информация могла использоваться на международ 
ном уровне, она должна отвечать следующим качественным характе 
ристикам. 
Понятность (understandability) информации означает, что она до 
ступна для понимания пользователям, обладающим достаточными 
знаниями в области бухгалтерского учета. Следует отметить, что ин 
формация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой 
отчетности, не должна исключаться только из за того, что она может 
не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей. 
Уместность, или значимость (relevance), информации предполага 
ет, что она будет влиять на экономические решения пользователей. 
Уместность информации определяется ее характером и существенно 
стью. В одних случаях характера информации достаточно для ее рас 
крытия независимо от существенности. В других случаях большое 
значение имеет существенность, когда пропуск или искажение инфор 
мации может повлиять на экономические решения пользователей от 
четности. 
Надежность, или достоверность (reliability), информации имеет 
место в том случае, ели она не содержит существенных ошибок и иска 
жений и является беспристрастной. Достоверная информация должна 
удовлетворять следующим требованиям: 
· правдивое представление (faithfulrepresentation) — информация 
должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой 
отчетности; 
· приоритет содержания над формой (substanceoverform) — ин 
формация должна принимать во внимание прежде всего экономичес 
кую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую 
форму; 
· нейтральность (neutrality), т. е. ненацеленность информации на 
интересы определенных групп пользователей. 
Осмотрительность (prudence) — это очень важное требование, ко 
торое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Акти 
вы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы 
недооценены, т. е. активы отражаются по наименьшей из возможных 
оценок, а обязательства — по наибольшей. Иными словами, учитыва 
ются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли. 
Полнота (completeness) — в отчетности должны получить отраже 
ние все существенные с точки зрения пользователей отчетности фак 
ты хозяйственной деятельности за отчетный период. 

Зарубежные модели учета и международные стандарты бухгалтерской отчетности 

Сопоставимость, или сравнимость (comparability), информации 
должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности 
как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим 
компаниям. Это означает, что необходимо раскрывать все изменения 
в учетной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось. 
Международные стандарты устанавливают определенные ограничения уместности и надежности информации:  своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного 
отнесения надежности и уместности информации. С одной стороны, 
для соответствия требованию уместности необходимо полностью со 
брать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности.

В заключение следует отметить, что к 2004 г. был существенно изме 
нен подход к реформированию национальной системы учета и отчетно 
сти. Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 была одобре 
на Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской 
Федерации на среднесрочную перспективу1. При этом в качестве основ 
ной задачи реформирования индивидуальной и консолидированной от 
четности Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности 
в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определено 
обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользовате 
лям к качественной, надежной и сопоставимой информации о хозяйст 
вующих субъектах (для индивидуальной отчетности) и о группе хозяй 
ствующих субъектов (для консолидированной отчетности). 
Однако подходы по сближению с МСФО для индивидуальной 
и консолидированной отчетности принципиально различны. Так, для 
индивидуальной отчетности в качестве основного пути ее сближения 
с МСФО определено ее составление по российским стандартам, раз 
рабатываемым на основе МСФО. При этом в Концепции развития 
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на средне 
срочную перспективу отмечено, что «в перспективе с учетом накоплен 
ного опыта целесообразно оценить возможность составления определен 
ным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской 
отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандар 
тов)». По консолидированной отчетности для решения поставленной 
задачи реформирования «необходимо установить обязательное со 
ставление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, 
а также обязательный аудит и публикацию ее». Концепцией определе 
ны только основные направления деятельности официальных органов 
власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих 
в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности. 
Следует отметить, что многие из тех организаций, которым плани 
руется законодательно вменить в обязанность формирование отчетно 
сти по МСФО, уже делают это в добровольном порядке на протяжении 
ряда лет. Это большинство предприятий нефтегазового сектора, круп 
ные предприятия автомобилестроения, химической промышленности. 




Скачать

© 2018, 140 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!