СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на муниципальном заседании секции биологов Технология критического мышления

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка мастер-класса по реализации на уроках Технологии критического мышления, как средства повышения мотивации учащихся на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на муниципальном заседании секции биологов Технология критического мышления»

Мастер-класс учителя.

Методический урок по теме «Технология критического мышления, как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».


Подготовила и провела – Радькова Л.М.


«Мыслящий и работающий человек есть мера всего.

Он есть огромное планетное явление».

В.И.Вернадский.


Стадия вызова.


  1. Радуют ли меня сегодня результаты моего труда

- да, радуют; - скорее нет, чем да; - нет, не радуют.


Задачами 1стадии являются: − самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;


На этой фазе нашей совместной работы каждый участник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно? И нужно ли мне это вообще?».


Подводим итоги: По результатам самооценки у нас образовалось два-три сообщества.


Сесть вместе, образовать группы единомышленников. – групповая работа


Каждый из нас, как мне кажется, задаёт себе вопрос, почему результаты моего труда всё чаще меня не радуют (радуют), несмотря на инновационные преобразования в педагогике, происходящие на протяжении последних лет?????


Выдвигается проблема. Какая?


Найти ответ, объясняющий факт моей результативности или не результативности моей деятельности как учителя.

Проблемная ситуация побуждает ученика логически мыслить. Проблемная ситуация создается под руководством учителя и предполагает развитие мыслительных способностей.


Для того, чтобы попытаться найти ответ на данный вопрос: нужно провести критический анализ деятельности участников образовательного процесса.


Назовите тему нашего методического урока «Технология критического мышления, как средство повышения мотивации учащихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО».


Этап Целеполагания. Попробуем определить цель нашего урока – предлагают варианты – определяют цель урока.


Таким образом, цель нашего урока: Обозначить проблемы педагогического процесса, найти пути повышения познавательной активности, качества предметных знаний и УУД учащихся по биологии.


Данная тема урока для вас значима? Вас волнует эта проблема? – определяют личную цель урока.


Данная цель будет реализована через решение следующих педагогических задач: цель конкретизируется, переводится в учебные задачи.


(Определить, выяснить, узнать, познакомиться)

- определить, что это такое?

- узнать основа технологии критического мышления

- познакомиться с педагогическими приёмами ТКМ, их целями

- выяснить, могу ли я применить знания о ТКМ в своей профессиональной деятельности.


Урок биологии.

- Что это такое?

- Какое имеет строение?

- Какие функции выполняет (роль, значение)?

- Какое значение в природе и жизни человека имеет?

- Где я могу применять знаний по теме в повседневной жизни?



Стадия осмысления.


Это стадия осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова — это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным.


Стадия определения личных знаний по теме


Что я знаю - в начале изучения темы урока

я использую приём Кластер по изученной теме или таблицу Знаю - Узнал

Клетка – микроскоп- ткани -органы –систематика- бактерии- грибы и т.д.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ, ставит цели. Корзина идей. Составление списка «известной информации». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения. Ассоциации. Логические цепочки и др. Осмысление содержания Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».


Что я узналв конце урока.


Вспоминаем поставленную цель урока и задачи


Что это такое? Технология критического мышления - составляют кластер


Педагогическая технология

Мыслительные операции

Развивает мыслительные навыки учеников

Умение работать с текстовой информацией

Умение структурировать информацию, т.е. переводить текстовую в рисунок, таблицу, схему и наоборот

Формирует УУД учеников

Учит слушать ответы одноклассников

Формирует коммуникативные УУД

Учит делать выводы

Учит принимать решения

Учит изучать различные явления


Обсуждают, высказывают своё мнение


Таким образом, обобщая всё названное - Критическое мышление – подход в обучении, который развивает мыслительную деятельность ученика, развивает его творческий потенциал, чтобы он мог применить полученные знания в жизни и легко мог адаптироваться в окружающей среде.


А на уроке биологии:

И начнём мы с…………. Верно с АНАЛИЗА учебного текста.

Учебник был и остается ведущим средством обучения. Многообразие заданий учебников способствуют формированию различных умений (УУД). Они выполняют мотивирующую, обучающую, эстетическую, развивающую функции.

А Можно Приём Ассоциации или Кластер



Но вернёмся к тому вопросу, который возник у нас в процессе нашей личной оценки результатов своего труда, к проблемному вопросу нашего урока

«Почему результаты моего труда меня всё чаще не радуют (радуют)?


Проведём Анализ участников образовательного процесса:

Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез позволяют устанавливать взаимосвязи строения и функций в органе и его частях.

Что такое Анализ - мысленное расчленение предмета, явления, выделение его отдельных частей.

Анализ и синтез позволяют устанавливать взаимосвязи строения и функций в органе и его частях.

Как известно, в образовательном процессе две участвующие стороны – это ученики и учитель.


- Подготовить сообщение, составить кластер, охарактеризовать деятельность ученика на уроке по ТКМ – работа в группе.


- Подготовить сообщение, составить кластер, охарактеризовать деятельность учителя на уроке по ТКМ - работа в группе.


Итог наших рассуждений, каков он ???????????-


Подводят итог, сравнивают, делают выводы.


Процесс мышления невозможен без сравнения. Часто слышим, что «Все познается в сравнения», «Без сравнения нет обучения».

Сравнение – важное условие более глубокого познания биологических объектов, способствующее формированию понятий об историческом развитии, о факторах эволюции. В курсе биологии часто применяется этот прием, в целях активизации мышления. (Смотри Рабочие тетради УМК).

Например, в 8 классе, при изучении клеток крови, учащиеся заполняют таблицу, а затем сравнивают эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, находят общее сходство и различия. Общим для них является то, что образуются в красном костном мозге, различаются количеством в 1 куб.мм. крови, функциями, продолжительности жизни. При изучении темы: «Анализаторы» в 8 классе заполняется таблица. Сравните анализаторы и выделите общие черты у них и черты различия?

В 6 классе, например, дается задание - рассмотреть рисунки вегетативной и генеративной почек и ответить на вопрос. В чем сходство и различие в их строении?

Сравниваются процессы фотосинтез и дыхание; низшие и высшие растения, Световые и теневые листья.

В 5 классе, По результатам изучения параграфа заполняется таблица «Ткани растений» и в результате сравнения определяют общие признаки и отличия по особенностям строения клеток и выполняемым функциям.

В 9 классе – это работа с рисунками, текстами, таблицами. В чем сходство и различие митоза и мейоза? Сходство и различие пластического и энергетического обмена веществ, хемосинтеза и фотосинтеза, природной экосистемы и агросистемы, микро и макроэволюции.

Важным звеном в обучении анализу служит составление логических (аналитических) схем. Данный прием используется уже с 5 класса.

В 5 классе рабочая тетрадь содержит задания в виде схем при изучении химического состава клетки, жизнедеятельности клетки, ткани растений, форма бактерий, формы лишайников, низшие растения, высшие растения.

В 6 классе – это заполнение схем «Органы покрытосеменного растения», «Классификация плодов», «Виды удобрений», «Способы размножения растений».

В 8 классе – «Состав крови», «Части нервной системы», «Отделы нервной системы», «Отделы головного мозга».


Обсудить следующий момент - Ученик, какой он сегодня? - составляют Кластер или обсуждают

Наверное, не скажу чего-то нового, необычного в плане имеющихся проблем:

1) активность учащихся снижается;

2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию;

3) не могут грамотно построить ответ;

4) большинство детей просто механически запоминают информацию, а найти причинно-следственную связь, на что мы всегда опираемся в биологии, не могут;

5) есть и такие, что просто не выполняют домашнее задание, плохо читают, а потому не могут найти в тексте ответ на поставленный вопрос.


Причинами выше перечисленных проблем являются:

1) сама личность.

2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям.



Составить кластер - Учитель, какой он сегодня? – составляют Кластер.


мобильный, загруженный, использует различные педтехнологии, ИКТ подкованный, имеет рабочую программу по предмету, УМК,


Итог наших рассуждений, каков он ???????????- Подводят итог, делают выводы.


Что я узнал?


Сегодня на уроке вы были пассивными слушателями или активными участниками??????

Докажите свою точку зрения – обмен мнениями.


Вывод: Научить ученика рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет приемами мышления.


Через какие мыслительные операции мы с вами прошли?


Анализ - синтез - обобщение - сравнение - установление причинно -следственных связей - вывод.


Стадия Рефлексии Стадия Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Задачи фазы рефлексии: − Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; − Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.


Какова была ваша учебная деятельность на уроке?

  1. Определили личную значимость знаний.

  2. Определили цель и задачи урока.

  3. Расширили свои знаний по обсуждаемой теме, т.е. приобрели предметные знания.

  4. А самое главное, на стадии осмысления участвовали в мыслительных операциях: Анализ - синтез - обобщение - сравнение - установление причинно -следственных связей - вывод, т.е. формировали и развивали регулятивные УУД.

  5. Были активными участниками процесса обучения, обменивались своим мнением, слушали мнение других, работали в группе, т.е. формировали и развивали коммуникативные УУД.

  6. Вам сегодня было сложно на уроке?

  7. Вам сегодня было интересно на уроке?

Темпы обновления знаний настолько высоки, что в какой бы сфере деятельности человек не работал для него важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, уметь пополнять и обновлять свои знания. Поэтому в настоящее время на первый план выдвигается проблема развития самостоятельного мышления, умения в минимальное время получить максимум информации.

Ученик в учебно-воспитательном процессе – субъект и активный участник этого процесса. Основной задачей образования является формирование личности, обеспечение полноценного развития учащихся. Решение этой задачи связано с развитием мыслительной деятельности. В программе по биологии наряду с требованием» обеспечить усвоение учащимися программного материала» предъявляется требование «развивать логическое мышление». Целенаправленная и систематическая работа по развитию мыслительной деятельности в конечном итоге повысит качество знаний и уровень сформированности учебных умений.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как: − умение работать в группе; − умение графически оформить текстовый материал; − умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; − умение распределить информацию по степени новизны и значимости; − умение обобщить полученные знания; − умение анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не определениями; − формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; −

Развитие логического мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы учителя.

Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!