1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | I.Орг. момент (Приём релаксации)( слайд 3) Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций от проведённой работой. А сейчас я открываю ладошки , потому что хочу с вами сотрудничать, если вы не против, откройте свои ладошки для меня. А теперь, сделаем глубокий вдох, подуем на ладошки, как будто у нас лежит снежинка. Согреем её своим теплом. Снежинка исчезла, испарилась. Я желаю вам, чтобы проблемы на уроке также легко исчезали, как эта снежинка. Я желаю вам успеха. Скажите, пожалуйста ,чем же мы обычно занимаемся на уроке литературного чтения (читаем, отвечаем на вопросы, пересказываем, учим стихи наизусть, пересказываем, работаем со словарём). А сегодня нам ещё понадобятся исследовательские навыки. | Приём релаксации «Снежинка на ладошке» позволяет за более короткое время настроить детей на совместную деятельность и дать позитивную установку на общение. Музыка формирует положительные эмоции. |
2 Актуализация знаний. | II. Мотивирование на учебную деятельность.(Приём удивления) ( слайд 4) – Какой большой и очень интересный раздел мы начали изучать ? Разгадайте ребус .(слайд 5 ) - Что же такое «семья»? Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? Составление синквейна о семье. - Работа с высказыванием « Самое главное для человека – СЕМЬЯ!» (слайд 6) -Как вы понимаете эти строки? Какие чувства вызывают эти слова ? (любовь, уважение, гордость) Давайте эти чувства передадим голосом. -Составление пословицы «Честность дороже всего». ( слайд 7) Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем эту пословицу. - А почему я выбрала именно эти слова - вы скажете в конце урока? Почему честность всего дороже? Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Е. Пермяка «Случай с кошельком». ( слайд 8) -Как вы думаете какая история произошла с кошельком? Проверим ваши прогнозы в процессе работы. | Приём «Удивления» Не каждому дано быть поэтом. Но написания стихотворений по алгоритму «Синквейн» радует учащихся. Приём «Прогнозирование по заголовку» предусматривает развитие творческой фантазии ученика. |
3. Мотивирование на учебную деятельность. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи). | III.Целеполагание. Приём «Нестандартный вход в урок» ( слайд 9) - А сейчас, я хотела бы узнать ваше мнение, с каким настроением прочитаете предложение? ( 4 слайд) Я нашел гриб радостно Я нашел друга с гордостью Я нашел себе проблему грустно Я нашел кошелек ? - С каким настроением сообщите об этом? -Об этом мы узнаем из рассказа Е.Пермяка « Случай с кошельком» ( слайд 10) Работа с биографией автора. Приём «Разговор с автором». Игра «светлячки» ( найти ответы на вопросы в тексте) ( слайд11) | Приём «Нестандартный вход в урок» направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Приём «Разговор с автором» учит ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. |
4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) 5. Первичное закрепление во внешней речи | Приём «Проблемная ситуация» ( слайд 12) -Сейчас я вас познакомлю с началом произведения. Евгения Пермяка «Случай с кошельком» Учитель читает начало рассказа (учебники у детей закрыты) ( слайд 13) Пройду мимо. Кошелек возьму себе . Кошелек верну за вознаграждение. Кошелек верну просто так. Выдвигаем гипотезу: чтение художественной литературы помогает мне стать настоящим человеком. Чтение с остановками .Работа над содержанием. Приём «Ромашка Блума». (слайд 14,15) 1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». - Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них. 2. Интерпретационные (объясняющие) : Что сделал Костя? Что сказала сестра? - Задайте объясняющие вопросы. Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь? 3. Оценочные вопросы. Как вы относитесь к Косте? Какой хороший поступок совершил Костя? Какой поступок Кости мы не одобрили? ( слайд 16 ) 4. Творческие вопросы. «Что было , если….». 5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Вы считаете, Костя сразу вернул кошелёк?» - Как поступил Костя с находкой? -Какими словами бабушка приняла свой кошелек? - Какое настроение было у Кости? - Что он сказал про бабушку? 6. Практические вопросы « Как бы ты поступил на месте Кости ?». - Прочитайте слова Кости. Словарная работа. « Найти слово по его значению» ( слайд 17) | Приём «Проблемная ситуация» Применение проблемных ситуаций необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления. Приём «хорошо - плохо». приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации; умение разрешать противоречия , умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Приём « Ромашка Блума». Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Приём «Морфологический ящик - копилка». Прием служит для сбора и анализа информации по теме. |
6.Реализация проекта. (Планирование. Творческая деятельность). | Работа в группах. Планирование(Формулируем задачу, определяем план дальнейших действий, распределяем роли) Приём « Паспорт литературного героя» 1 группа. Задачи: Составить паспорт главного героя –Кости . Продукт- паспорт. 2 группа .Задачи: Определить настроение Кости на протяжении всего рассказа. (Расположить смайлики, передавая настроение героя.). Передать настроение при чтении по ролям, но сначала надо посетить галерею чувств. Продукт –чтение по ролям. 3группа . Приём «Раскадровка» Задачи: Деление на части . Расположить иллюстрации в последовательности действий . Дополнить рисунок по содержанию рассказа. Продукт-план. 4) Проверка гипотезы. - Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»? Рассказ учит быть честным и не ждать за это благодарности. Быть честным- значит быть настоящим человеком. | Приём « Паспорт литературного героя» ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику героя по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное. Приём «Галерея чувств» вызывает эмоциональный отклик на события, готовит к выразительному чтению. Приём «Раскадровка» помогает обобщить восприятие ,получить своеобразный план произведения. |
7. Презентация продукта деятель-ности.(Включение в систему знаний и повторение). | Проверка гипотезы. Защита проектов. Презентация продукта деятельности. - Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»? - Рассказ учит быть честным и не ждать за это благодарности. Быть честным- значит быть настоящим человеком. | Защита проекта- презентация результатов деятельности учащихся. Учащиеся видят перед собой конечный результат , повышение мотивации учащихся |
8. Рефлексия. | Приём «Лесенка успеха» («Я. Мы. Дело»). -Давайте оценим свои действия на уроке по порядку («Я. Мы. Дело») на лесенке успехов . Доброе дело : подарим буклетики начинающим читателям. | Приём «Лесенка успеха», где ребёнок сразу фиксирует три своих результата помогает ученикам проанализировать свою активность , успешность и вклад в общее дело. |