СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс( на примере урока литературного чтения во 2 классе. Е. Пермяк «Случай с кошельком», УМК «Начальная школа 21 века»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер- класс научит применять иновационные технологии на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс( на примере урока литературного чтения во 2 классе. Е. Пермяк «Случай с кошельком», УМК «Начальная школа 21 века»).»

Работа участника межмуниципального Фестиваля «Мастер-класс от мастера» учителя начальных классов МОУ «ООШ п. Солянский им. В. К. Ерошкина» Пугачёвского района Саратовской области Татарниковой Веры Николаевны.

Тема мастер-класса: Эффективные методы и приёмы проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах.

Цель мастер-класса: показать участникам фестиваля , как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы проектно-исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальных классах

Ведущая идея (сверхзадача) мастер-класса: обучить участников фестиваля , как можно применять на практике инновационные технологии и идеи из собственного опыта.

Задачи:

моделирование литературного чтения путем показа последовательности действий, методов, приемов и форм проектно-исследовательской деятельности;

демонстрация методических подходов и приёмов решения поставленной в проблемы;

рефлексия собственного профессионального мастерства участникам мастер-класс.

Ход мастер-класса( на примере урока литературного чтения во 2 классе.

Е. Пермяк «Случай с кошельком», УМК «Начальная школа 21 века»).


Этапы урока

Деятельность учителя

Технологии и приемы

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

I.Орг. момент (Приём релаксации)( слайд 3)

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций от проведённой работой.  А сейчас я открываю ладошки , потому что хочу с вами сотрудничать, если вы не против, откройте свои ладошки для меня. А теперь, сделаем глубокий вдох, подуем на ладошки, как будто у нас лежит снежинка. Согреем её своим теплом. Снежинка исчезла, испарилась. Я желаю вам, чтобы проблемы на уроке также легко исчезали, как эта снежинка. Я желаю вам успеха.

Скажите, пожалуйста ,чем же мы обычно занимаемся на уроке литературного чтения (читаем, отвечаем на вопросы, пересказываем, учим стихи наизусть, пересказываем, работаем со словарём). А сегодня нам ещё понадобятся исследовательские навыки.


Приём релаксации «Снежинка на ладошке» позволяет за более короткое время настроить детей на совместную деятельность и дать позитивную установку на общение. Музыка формирует положительные эмоции.


2 Актуализация знаний.


II. Мотивирование на учебную деятельность.(Приём удивления) ( слайд 4)

– Какой большой и очень интересный раздел мы начали изучать ? Разгадайте ребус .(слайд 5 )

- Что же такое «семья»? Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? Составление синквейна о семье.

-  Работа с высказыванием « Самое главное для человека – СЕМЬЯ!» (слайд 6) -Как вы понимаете эти строки? Какие чувства вызывают эти слова ? (любовь, уважение, гордость) Давайте эти чувства передадим голосом.

-Составление пословицы «Честность дороже всего». ( слайд 7)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем эту пословицу.

- А почему я выбрала именно эти слова - вы скажете в конце урока? Почему честность всего дороже? Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Е. Пермяка «Случай с кошельком». ( слайд 8)

-Как вы думаете какая история произошла с кошельком? Проверим ваши прогнозы в процессе работы.

Приём «Удивления»

Не каждому дано быть поэтом. Но написания стихотворений по алгоритму «Синквейн» радует учащихся.








Приём «Прогнозирование по заголовку» предусматривает развитие творческой фантазии ученика.


3. Мотивирование на учебную деятельность. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

III.Целеполагание. Приём «Нестандартный вход в урок» ( слайд 9)

- А сейчас, я хотела бы узнать ваше мнение, с каким настроением прочитаете предложение?

( 4 слайд)

Я нашел гриб радостно

Я нашел друга с гордостью

Я нашел себе проблему грустно

Я нашел кошелек ?

- С каким настроением сообщите об этом?

-Об этом мы узнаем из рассказа Е.Пермяка « Случай с кошельком»

( слайд 10)

Работа с биографией автора. Приём «Разговор с автором». Игра «светлячки»

( найти ответы на вопросы в тексте) ( слайд11)

Приём «Нестандартный вход в урок» направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.







Приём «Разговор с автором»

учит ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)












5. Первичное закрепление во внешней речи


Приём «Проблемная ситуация» ( слайд 12)

-Сейчас я вас познакомлю с началом произведения. Евгения Пермяка «Случай с кошельком»

Учитель читает начало рассказа (учебники у детей закрыты)


( слайд 13)

Пройду мимо.

Кошелек возьму себе .

Кошелек верну за вознаграждение.

Кошелек верну просто так.

Выдвигаем гипотезу: чтение художественной литературы помогает мне стать настоящим человеком.

Чтение с остановками .Работа над содержанием. Приём «Ромашка Блума». (слайд 14,15)


1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) : Что сделал Костя? Что сказала сестра?

- Задайте объясняющие вопросы. Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

3. Оценочные вопросы. Как вы относитесь к Косте? Какой хороший поступок совершил Костя? Какой поступок Кости мы не одобрили? ( слайд 16 )

4. Творческие вопросы. «Что было , если….».

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Вы считаете, Костя сразу вернул кошелёк?» - Как поступил Костя с находкой?

-Какими словами бабушка приняла свой кошелек?

- Какое настроение было у Кости?

- Что он сказал про бабушку?

6. Практические вопросы « Как бы ты поступил на месте Кости ?».

- Прочитайте слова Кости.

Словарная работа. « Найти слово по его значению» ( слайд 17)

Приём «Проблемная ситуация»

Применение проблемных ситуаций необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

Приём «хорошо - плохо».

приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации;

  • умение разрешать противоречия ,

  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Приём « Ромашка Блума».

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.















Приём «Морфологический ящик - копилка». Прием  служит для сбора и анализа информации по теме.


6.Реализация проекта.

(Планирование. Творческая деятельность).








Работа в группах. Планирование(Формулируем задачу, определяем план дальнейших действий, распределяем роли)

Приём « Паспорт литературного героя» 

1 группа. Задачи: Составить паспорт главного героя –Кости . Продукт- паспорт.


2 группа .Задачи: Определить настроение Кости на протяжении всего рассказа. (Расположить смайлики, передавая настроение героя.). Передать настроение при чтении по ролям, но сначала надо посетить галерею чувств. Продукт –чтение по ролям.

3группа . Приём «Раскадровка»

Задачи: Деление на части . Расположить иллюстрации в последовательности действий . Дополнить рисунок по содержанию рассказа. Продукт-план.

4) Проверка гипотезы.

- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»? Рассказ учит быть честным и не ждать за это благодарности.

Быть честным- значит быть настоящим человеком.

Приём « Паспорт литературного героя»

 ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику героя по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное.

Приём «Галерея чувств» вызывает эмоциональный отклик на события, готовит к выразительному чтению.


Приём «Раскадровка» помогает обобщить восприятие ,получить своеобразный план произведения. 


7. Презентация продукта деятель-ности.(Включение в систему знаний и повторение).

Проверка гипотезы. Защита проектов. Презентация продукта деятельности.

- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?

- Рассказ учит быть честным и не ждать за это благодарности.

Быть честным- значит быть настоящим человеком.

Защита проекта- презентация результатов деятельности учащихся. Учащиеся видят перед собой конечный результат , повышение мотивации учащихся

8. Рефлексия.

Приём «Лесенка успеха» («Я. Мы. Дело»).

-Давайте оценим свои действия на уроке по порядку («Я. Мы. Дело») на лесенке успехов . Доброе дело : подарим буклетики начинающим читателям.


Приём «Лесенка успеха», где ребёнок сразу фиксирует три своих результата

помогает ученикам проанализировать свою активность , успешность и вклад в общее дело.



Красным цветов показана реализация моих идей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!