Мастер – класс
Тема: «Актуальность од Гавриила Романовича Державина» (Слайд1)
Цель занятия: решить проблему актуальности державинских од.
Задачи: определить темы од «Фелица» и «Бог», уяснить их идейное содержание; рассмотреть поэтические образы, выяснить, почему оды Г.Р.Державина имели выдающееся значение.
1.Теория литературы
Ода – торжественное стихотворное произведение, выражающее патриотическое, религиозное или философское воодушевление. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм абаб вв гддг»
Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Используется для усиления художественного впечатления.
2.Словарь
Держава – 1. Ист. Золотой шар с крестом наверху, служивший эмблемой власти монарха. 2. Высок., устар. Верховная власть, владычество.3. Высок. Государство
Держава – 1. Устар. Имение, поместье, усадьба. 2. Прочность, крепость.
3. Власть, руководство.
Ход занятия: (Слайд 2-портрет Державина)
1.Слово учителя
Знаете ли вы, кто такой Гавриил Романович Державин? В каком веке жил? О чём писал? Какого великого русского поэта «благословил» Державин?
Гавриил Романович Державин – выдающийся русский поэт 18 века. Он известен как автор од «Фелица», «Властителям и судиям», «Бог», стихотворения «Памятник» и многих других. Его произведения получили высокую оценку не только у современников поэта, но и у писателей века 20-го.
Меня, как учителя литературы, не может не волновать вопрос: надо ли современному школьнику изучать произведения 18 века, ведь мы живём в 21 веке. Не секрет, что современные дети не очень любят читать, а уж торжественные стихотворения философского содержания и подавно.
Я предлагаю вашему вниманию занятие на тему «Актуальность од Гавриила Романовича Державина». Но чтобы работать с одой, надо знать, что это такое. Кто может ответить? (Ода – это торжественное стихотворное произведение патриотического, религиозного или философского содержания. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм»).
В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения Державина:
Богов певец
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам.
Г.Р.Державин
Нам предстоит решить проблему: актуальны ли оды Державина? Если да, то в чём их актуальность?
Для участия в мастер-классе приглашаю зрителей, владеющих навыками выразительного чтения стихотворений, умеющих определить тему и основную мысль стихотворного произведения, умеющих работать с Толковым словарём.
2. Практическая работа
Задания первой группе участников мастер-класса:
1.Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Фелица».
2.Подумать, каково идейное содержание оды «Фелица» и ответить на поставленные вопросы.
3.Выбрать из текста оды «Фелица» актуальные вопросы.
Задания второй группе участников:
Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Бог»
Подумать, каково идейное содержание оды «Бог»
Определить значение слов «высокого» стиля в оде «Бог» (работа с Толковым словарём)
Надеюсь, вы увидите, что оды Державина не только трудны. Они красивы, правда, красота эта открывается не сразу и не всякому.
3. Сведения о личности Державина (Слайд 3-значение слова «держава»)
Давайте сегодня поговорим о Державине так, чтобы помнить о нём не только сегодня. Фамилия поэта происходит от слова «держава». Кто бы мог подумать тогда, насколько полно все эти значения отразятся на жизни Г.Державина. Как дворянин, он имел небольшую усадьбу; как чиновник, решал государственные вопросы; как человек, обладал сильным духом (был в Державине нравственный стержень, не позволяющий гнуться даже перед царями); как поэт, обладал властью не ниже царской. Он сам сознавал это и уравнивал в правах «порфироносцев (наследников престола) и пиитов (поэтов)».
Державин служил при трёх царях: Павле 1, Александре 1 и Екатерине 2, и каждый раз «придворная карьера» Г.Р.Державина оканчивалась ссорой между поэтом и покровителями-самодержцами и отставкой поэта. Почему? Потому что гордый, прямой, честный и неподкупный, крутого нрава поэт не вписывался в придворную атмосферу и не боялся вступать в конфликт с царями. Он также не хотел мириться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, произволом помещиков.
Вывод: итак, мы видим перед собой человека долга, который не поступался принципами ради «куска пожирнее» даже перед самим императором. Значило ли это, что Державин никогда в своей жизни не ошибался? Нет. Каждая личность проходит свой путь становления. Так было и с Державиным.
Когда-то и о Державине можно было сказать: Молодой человек, вступающий в жизнь. В книге Олега Михайлова из серии «Жизнь замечательных людей» читаем: «О бедность, проклятая бедность!...Когда ни копейки в кошельке и надеяться не на кого – ни боярина близкого, ни благодетеля какого нет. И вот сидит он, запершись в светёлке, на хлебе и на воде, по нескольку суток марает стихи, - при слабом свете сальной свечки, хоть и на душе кошки скребут.
Ах, маменька, маменька, ненаглядная Фёкла Андреевна! Ежели б ведала ты, что понатворил твой сынок, сержант лейб-гвардии Преображенского полка. Наследственное именьице заложил, а деньги просадил в фараон!...Завели его троюродный братец Блудов с подпоручиком Максимовым в большую карточную игру.
Накрывшись вылезшей волчьей полостью, он повторял написанные им строки:
Повеса, мот, буян, картёжник очутился
И, вместо чтоб талант мой в пользу обратил,
Порочной жизнию его я погубил…»
Учитель: Да, и такое бывало в жизни Державина. Но знаем мы его не как человека порочного, а как поэта, с пороками боровшегося.
Итак, читаем «роскошные» оды Державина
4.Оды Г.Р.Державина
Подняв в веках витийства пламя…
Р.Рождественский
Ода «Фелица» (Слайд 5)
1.Выразительное чтение отрывков из «Фелицы»
Ты ведаешь, Фелица, правы
И человеков, и царей,
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей.
В твои от дел отдохновеньи
Ты пишешь в сказках поученьи
И Хлору в азбуке твердишь:
«Не делай ничего худого»
И самого сатира злого
Лжецом презренным сотворишь.
3.История создания произведения
На мысль сочинить оду «Фелица» Г.Р.Державина натолкнула сказка, написанная Екатериной 2 для своего внука Александра Павловича. В сказке этой молодой киевский царевич Хлор, гуляя, попадает в плен к киргизскому хану, который приказывает ему найти розу без шипов, то есть добродетель. Чтобы помочь царевичу, является дочь хана, весёлая и любезная Фелица, но так как её не отпускает суровый муж-брюзга, она высылает к ребёнку своего сына по имени Рассудок, который и провожает Хлора. На пути царевича подстерегают разные искушения. Его зазывает к себе Мурза Лентяг, чтобы соблазнами отвратить мальчика от цели. Но рассудок насильно увлекает и приводит его к крутой каменистой горе, где растёт роза без шипов. Мальчик несёт цветок хану, и тот возвращает Хлора домой.
Перенеся имя Фелицы на Екатерину 2, Г.Р.Державин получил счастливую возможность показать картину нравов при дворе и выразить заветную мечту о просвещённой труженице на троне.
Идейное содержание произведения
Державин опоэтизировал Екатерину 2-ю, отдав должное её человеческим качествам: энергии, деловитости, умению прощать промахи и слабости, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора – ленивый и любящий роскошь Мурза. Как похвала Екатерине, так и описание сановников и Мурзы, изображены в непринуждённом разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Всё это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды.
- О чём писал Державин? (О добродетелях и пороках)
- (О том, каким должен быть правитель)
4. Работа с языком произведения
- Символом чего является роза без шипов? (Роза без шипов является символом Добродетели)
- Докажите, что основной композиционный приём «Фелицы»-противопоставление(антитеза). (Противопоставлены добродетели царицы и пороки вельмож)
- В тексте оды «Фелица» обилие бытовых деталей. Зачем оно дано? (Обилие бытовых деталей автор использует при описании стола и выезда. Оно подчёркивает, насколько бездуховна жизнь вельмож). Приведите примеры.
-Какие вопросы тесно связаны с идеей оды «Фелица» и звучат достаточно актуально и в 21веке? (Слайд 6)
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют?
- Можно ли их считать риторическими, несмотря на ответ? (Да, эти вопросы подразумевают ответ – нигде, такого места нет)
Ода «Бог» (Слайд 7)
1.История создания оды «Бог»
Учитель: ода «Бог» обращена к Творцу и Вседержителю. Она принесла Г.Р.Державину мировую известность, была переведена на множество языков. Глубоко и пылко верующий человек, Гавриил Романович Державин в своей оде «Бог» попытался проанализировать, что есть Творец и как человек предстоит перед ним.
2.Выразительное чтение отрывков из оды «Бог»
Ода «Бог»
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
…Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
…Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
…Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной…
…Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
…Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
…Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
3.Идейное содержание произведения
В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения…Бог – это всё: Миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом – это одна точка, а вся земная твердь – капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово»…
Учитель: это высказывание современного исследователя творчества Державина, взятого из книги «Творчество Г.Р.Державина» (Материалы конференции. Тамбов, 1993год).
Державин – поэт-философ, размышляющий над смыслом жизни, сущностью и назначением человека, интересен литературоведам и века двадцатого.
4.Язык оды «Бог» (Слайд 8)
- Назовите слова высокого стиля в оде «Бог». Зачем они даны? (Объемлет, зиждет, сущий, единый, бездна, вечность, воззвал…Поэт обращается к Творцу, поэтому и лексика «высокая»).
-Объясните слова высокого стиля, пользуясь Толковым словарём.
- Найдите в тексте антитезу (Бездна - вечность, конец – начало, смерть – живот (жизнь)
«Я царь-я раб-я червь-я Бог!)
- Почему употребляются существительные с отвлечённым значением? (Говорится о философских категориях)
- С помощью каких словесных рядов создаётся образ светлого мира, сотворённого Богом?
Сверкают пылинки инея
Звёзды в небесах
Сверкают миллионы
Кристалей громады.
Все это можно назвать одним словом – гипербола. Она используется для усиления художественного впечатления.)
5.Высказывания об особенностях творчества Г.Р.Державина
(Слайд 9)
Вставала в небесах Державину хвала…
Б.Ахмадулина
Н.В.Гоголь особенностью поэзии Г.Р.Державина считал гиперболизм: «весь этот громозд служит на то, чтобы неестественною силою оживить предмет, так что кажется, как бы тысячью глазами глядит он».
В.Ф.Ходасевич отмечал, что «поэты до Г.Р.Державина не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первым начал изображать мир таким, каким он представляется художнику».
А.С.Пушкин говорил: «Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем о нём…»
В.Ф.Ходасевич утверждал: «В поэзии Державина бьётся и пенится родник творчества, глубоко волнующего, напряжённого и живого, то есть как раз не ложного. Поэзия Державина спаяна прочнейшими узами».
«Зла непримиримый враг» называл Державина К.Ф.Рылеев.
Вывод: - Почему же оды Державина имели выдающееся значение?
Он размышляет над вечными вопросами:
-что такое человек перед Вселенной,
-какими должны быть люди,
-какими должны быть отношения между правителем и народом,
-что есть смерть? Философский вопрос о бессмертии Державин решил так: оно дано не властителям, а поэтам.
-многие вопросы, заданные Державиным в 18 веке, актуальны и сегодня: «Где отличен от честных плут?
«Где совесть с правдой обитают?»
Подведение итога:
Учитель: - Что нового вы узнали о Г.Р.Державине? Чем заинтересовала вас личность поэта? ( Узнали больше о Державине как о человеке, личности, с которой можно брать пример. Он был честным, неподкупным, прямым человеком)
-В чём проявилось новаторство поэта? (В том, что Державин смело скрестил бытовое просторечие и слова высокого стиля)
-Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? (Сам Державин писал об этом так:
Богов певец
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам).
-Чем интересны для нас, живущих в 21 веке, оды Державина? (Слайд 10)
(«Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение».
- При создании произведений Г.Р.Державин использует символы, гиперболу, сравнения, эпитеты, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, то есть почти весь арсенал современной поэзии. Поражает звукопись: облака «краезлаты», лебеди «сребророзовые».
-Готовясь к итоговой аттестации по русскому языку, на примере державинских произведений мы повторяем изобразительно – выразительные средства языка).
Учитель: Закончить наше занятие мне хочется строчками стихотворения Гавриила Романовича Державина, которое является, я думаю, наказом для всех нас: (Слайд 11)
Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого;
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого:
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех!
8