СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему «Игровая технология «Кубики Б.П. Никитина» как условие развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему «Игровая технология «Кубики Б.П. Никитина» как условие развития»»

Мастер-класс на тему

«Игровая технология «Кубики Б. П. Никитина» как условие развития»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников, заинтересовать педагогов играми Б. П. Никитина для использования в своей работе.

Материал: игры Б.П. Никитина «Сложи узор», презентация


Ход мастер-класса:

1. Вводное слово Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса: «Игровая технология кубики Б. П. Никитина как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Я предлагаю провести нашу сегодняшнюю встречу под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Слайд 3

Продолжите, пожалуйста, предложение: «Играя – думаем, а думая – … играем». Да все верно. Действительно для любого взрослого человека и ребенка игра это интересное занятие, в котором мы думаем.

Слайд 4, 5 (фото с детьми)

«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию игровую технологию кубики Б.П. Никитина.


Слайд 6

Борис Павлович и Елена Алексеева Никитины педагоги - новаторы, разработали интересную систему развивающих игр, которой продемонстрировали, как, ломая устаревшие стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.  Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.


Слайд 7

Развивающие игры Никитиных решают рад задач:

1) Образовательные: способствовать формированию и закреплению представлений детей о цвете, форме, размере, обучать детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму.

2) Развивающие: развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память, пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета.

3) Воспитательные: способствовать воспитанию саморазвивающейся личности, воспитывать аккуратность, точность, усидчивость и целеустремленность, способствовать умению принимать решения самостоятельно.

2. Основная часть Знакомство с развивающими играми Б.П. Никитина. Какие игры Никитиных вы знаете? (ответы)


Слайд 8

 К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие. Сегодня я хотела бы предложить поиграть с развивающими играми Б.П. Никитина, а конкретно в игру «Сложи узор».

«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, фигуры цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Слайд 9

Для начала работы с детьми дошкольного возраста необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Первые игры с кубиками для воспитанников второй младшей группы: учим и закрепляем цвета и форму; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Дети учатся выстраивать цветные дорожки и простые узоры.

Для воспитанников средней группы задания усложняются: под руководством взрослого дети работают по схемам, выстраивают различные узоры, закрепляем навыки устного счета, формы и цвета.

Старшие дошкольники умеют самостоятельно выполнять задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и проявляют творческую инициативу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает: наглядно-действенное мышление; цветовое восприятие; зрительную память; самоконтроль и самоанализ; целеустремленность и усидчивость; чувство симметрии; воображение. А также в игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

3. Практическая часть для педагогов

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми развивающими играми и научить вас, как правильно в них играть, так как кубики Б.П. Никитина полезны не только детям, но и взрослым. Кубики развивают познавательную активность, коммуникативные способности. Предлагаю выйти 2-4 желающим поиграть и сложить узоры (участники строят фигуры за столами). Игра «Сложи квадрат» Игра напоминает «пазл» - из отдельных разрозненных частей, необходимо сложить нечто целое. Этим целым является квадрат. Идея этой игры взята из трудов итальянского педагога Марии Монтессори. Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.


Слайд 10

Предлагаю вашему вниманию рассказ. Я буду читать текст, а вы по сюжету выкладываете соответствующие узоры.

Наступила осень. Стало холоднее. Часто идут дожди. Листочки на деревьях пожелтели. Подул ветер, сорвал с деревьев листочки, закружил их в воздухе. Листочки кружились и падали прямо на дорожку. Их было так много, что дорожка, стала …какой? (Желтой). Правильно. Дорожка стала желтой. А какого цвета листочки еще бывают? (Красного, оранжевого, зеленого, золотого, коричневого.) Молодцы. Давайте построим желтую дорожку. Какого цвета грань у кирпичика мы должны найти? (Желтую грань). Правильно. Какие грани мы должны соединить, чтобы получилась широкая дорожка? (Длинные грани). Где у твоего кирпичика (обратиться к одному из участников) длинная грань? (Вот длинная грань). Правильно. Какого цвета у тебя эта сторона у кирпичика (обратиться к одному из участников)? (Эта сторона желтого цвета). Молодец. Уважаемые коллеги, а как дул ветер?


Слайд 11

Упражнения дыхательной гимнастики «Ветер».

Лечу-лечу, куда хочу (руки опущены, ноги врозь, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (повернуть голову направо, губы трубочкой – выдох)

Могу и вверх, и в облака (голова прямо, вдох через нос, выдох через рот наверх)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками)


Слайд 12

А потом стало совсем холодно. В воздухе закружились снежинки. Их становилось все больше и больше. И дорожка, стала какой? (Дорожка стала белой). Правильно. Давайте построим белую дорожку. Белая дорожка у нас будет узкая. Какая у тебя (обратиться к одному из участников) дорожка? (Дорожка узкая). А еще, какая дорожка? (Дорожка белая). А у (обратиться к одному из участников), какая дорожка? (У меня дорожка белого цвета). Правильно.


Слайд 13

А потом стало пригревать солнышко. Снег начал таять и совсем растаял. На дорожке появилась травка. Уважаемые педагоги, какого цвета травка? (Травка зеленая). Правильно. И дорожка стала вся зеленая. Давайте построим зеленую дорожку. Зеленая дорожка у нас будет широкой. Какая у (обратиться к одному из участников) дорожка? Зеленая дорожка – широкая. А какого цвета дорожка у (обратиться к одному из участников)? Дорожка зеленая. Молодцы.


Слайд 14

Проснулись жучки и зажужжали (упражнения звукотерапии).


Слайд 15

А потом солнце стало пригревать все сильнее и сильнее. Стало совсем тепло. На зеленой травке распустились красные цветочки. Их было так много, что дорожка стала какой? (Красной). Давайте построим красную дорожку. Красную дорожку я тоже предлагаю построить узкую. Какая у Вас (обратиться к одному из участников) дорожка? ( Красная, узкая дорожка). Правильно. А какого цвета дорожка у (обратиться к одному из участников)? (У меня дорожка красного цвета).


Слайд 16

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений. (ИГРАЯ – ДУМАЕМ, ДУМАЯ – ИГРАЕМ!)


4. Заключительное слово

Слайд 17

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.


5. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие, хочу узнать ваше мнение о нём. На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины (педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе): Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.

Слайд 18 Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!