МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРОССЕНС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Камнева Вероника Ивановна,
учитель географии Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Учитель: Притча о слоне. На Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?». Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колона!». Другой мудрец, взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!». Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!». Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон.
Вопрос учителя: «Как вы думаете, какая может быть связь притчи с моим предметом-географией?
Ответ: Каждый предмет в природе необходимо изучать комплексно, а не в отдельности.
Учитель: Тема моего мастер-класса называется «Использование метода кроссенс на уроках географии как средство логического и творческого мышления учащихся».
Цель:
1.Научить использовать метод кроссенс на уроках географии для развития логического и творческого мышления.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческое воображение на основе создания образного представления о своеобразии и уникальности природы.
2. Развивать умения и навыки работать с текстом.
3. Воспитывать географическую культуру и навыки общения в группе.
Учитель рассказывает присутствующим о методике «кроссенс»: Слово «кроссенс» в переводе с английского означает «пересечение смыслов». «Кроссенс» – это и интеллектуальная игра, и задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку.
Кроссенс, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Развивающая технология «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Кроссенс ученика:
- отражает глубину понимания учеником заданной темы;
-способствует развитию логического и образного мышления;
-повышает мотивацию.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
Метод кроссенс можно применять:
при изучении нового материала;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в географии, и других предметах, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить эту истории образами – картинами природы материков, портретами ученых, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями.
Применение кроссенса при объяснении включает в работу зрительную память, так как каждое базовое понятие подкрепляется изображением, а также логическое мышление, потому, что изображения связаны между собой по смыслу.
Вывод:
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
Научность: имеет научное обоснование;
Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
Приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий. Учитель раздаёт участникам текст с описанием природных зон.
На основе работы с текстом участники составляют кроссенс.
Результат – краткий конспект, или опорная схема по теме.
Алгоритм создания кроссенса:
1. Определение темы.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
Результат – краткий конспект, или опорная схема по теме.
Текст №1: Тема «Влажные экваториальные леса»
Влажные экваториальные леса Африки находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива.
Даже днем в этом лесу царит полумрак. Экваториальный лес – это царство вечного лета, весь год температуры держатся выше +25° С. К полудню набегают тучи, раздаются раскаты грома, сплошной стеной льет дождь. За год выпадает от 1000-2000мм осадков.
Почвы имеют цвет ржавчины, они называются красно- желтые ферраллитные, содержат много железа и алюминия. Почвы не плодородны, в - первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются
Экваториальные леса многоярусны: верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни - подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес. В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы – многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно.
Много животных обитает на деревьях, где сосредоточена вся зелень, много цветов, плодов, семян. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.
Текст №2: Тема «Саванна»
По внешнему виду – это высокотравная степь. Словно подкова огибает африканский дождевой лес. Климат субэкваториальный. Температура зимой +16º, летом +28º, осадки выпадают по сезонам: летом много, зимой мало, редко. Выражено два сезона.
Основа растительности травяной покров, местами до 3м высоты. Среди этого моря трав возвышаются огромные баобабы, акации. Растения приспособлены к засушливому климату: у многих листья мелкие (или сбрасывают на этот период), стебель толстый, в нём накапливается запас влаги, у многих листья видоизменены и превращены в колючки.
В саванне обитают разнообразные крупные животные: антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Огромное количество животных объясняется изобилием разнообразной пищи. Много хищников: гепарды, львы, шакалы, гиены, крокодилы. Много птиц: страус, птица марабу, которая обитает только в Африке, птица- секретарь с длинными как у журавля, ногами. Много термитов. Когда наступает сухой сезон, некоторые животные впадают в спячку, укрываются в норах или откочёвывают во влажные места, многие имеют защитную окраску
Текст №3: Тема «Пустыня»
Пустыня – это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или отсутствием атмосферных осадков. На материке пустыни занимают область тропических широт: это пустыня Сахара, Намиб, Калахари.
Климатический пояс, в котором находится зона пустынь – тропический, высокая температура воздуха местами до +58ºС. Температура летом +32ºС, зимой +16ºС.Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм, в Калахари до 500мм в виде росы. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.
Представьте относительно прохладное утро в Сахаре и огромный огненный шар солнца, поднимающийся над пустыней. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг. Воздух горячий как из раскаленной печи. Он настолько сухой, что обжигает губы, и они тут же трескаются. Жар песка выдерживают только мозолистые ноги верблюдов. Великий и властный хозяин пустыни – ветер. Ветер может принести пыльные бури, а может устроить песчаный вихрь – самум. Ночь в пустыне не приносит облегчения. Человек здесь больше страдает от холода, нежели от жары. Столбик термометра может ночью опускаться до - 18° С. В полдень можно слышать громкий треск. Это от перепадов температур трескаются камни.
Сахара – самая большая песчаная пустыня мира. Почвы неплодородные. Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники это верблюжья колючка, саксаул. Эти растения имеют очень длинные корни или колючки вместо листьев. Встречаются солончаки и солонцы. Только в оазисах развивается богатая растительность, растёт финиковая пальма. Повсеместно распространены лисица фенёк, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния, верблюды. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Их хищников встречаются гиены, шакалы.
Еще одна пустыня Африки – Намиб. Это южная каменистая пустыня.
В пустыне Намиб растёт удивительное растение вельвичия. Это дерево, оно имеет ствол до 1м в диаметре, от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 м. Листья сохраняются на всей жизни растения более 100 лет. Со временем листья расщепляются, образуя длинные ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни.
Участники составляют кроссенс.
На основе составленного кроссенса участники делают коллаж по теме «Природные зоны Африки».
Учитель: Развивающий метод «кроссенс» на основе деятельностного подхода способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления учеников. Применение кроссенса при изучении и объяснении включает в работу зрительную память, так как каждое базовое понятие подкрепляется изображением, а также логическое и творческое мышление.
Создавая коллаж, дети учаться работать в команде, учаться слушать и слышать друг друга, учаться взаимопомощи, взаимовыручке.
Слово « коллаж» (collage) французского происхождения и буквально означает «наклеивание».
Казалось бы, видов заданий по географии и так огромное количество, а по их разнообразию география обгоняет многие предметы. Зачем же нужны еще и коллажи? Дело в том, что коллаж имеет ряд преимуществ перед другими формами работы. Коллаж помогает преодолеть скуку и усталость от огромного объема писанины, которой обременен сегодняшний школьник. Кроме того, преподаватели чаще стали сталкиваться с проблемами плохого, неразборчивого, трудно читаемого почерка. Использование коллажей помогает эти проблемы смягчить.
Коллаж способствует развитию комбинаторного и пространственного мышления, художественного вкуса.
Техника создания коллажа проста, что создает ситуацию успеха для ученика вне зависимости от уровня его способностей. Любой учащийся может с легкостью изготовить отличный коллаж.
Главное в коллаже – это его содержание. Именно содержание определяет выбор конкретной техники и компоновку, запоминаются непроизвольно и легче вспоминаются, чем сочетания без « географического курьеза».
Основные правила выполнения коллажей очень просты:
1. Тема коллажа должна прослеживаться в каждом его элементе;
2. Коллаж должен быть ярким и запоминающимся;
3. Коллаж не должен состоять только из одного рисунка, в нём должно быть как минимум три элемента;
4. По возможности часть коллажа должна быть выполнена из природных материалов.
Участники составили образ природной зоны на отдельных контурах, затем прикрепляют к общему контуру Африки, рассказывая о своей природной зоне.
Учитель демонстрирует изготовленный коллаж участниками и делает вывод: Результат нашей работы можно использовать при изучении тем «Природно-территориальный комплекс» (6класс), «Природные зоны материков», «Население мира» (7класс), «Природные зоны России», «Население России», «Заповедники России», «Экология России» (8класс), «Экономические районы России и их специализация» (9класс).
Оборудование: ватман, косточки финика, контейнер с песком, контейнер с камешками, клей, указка, рисунки с изображением представителей растительного и животного мира природных зон Африки, текст с описанием природных зон Африки.