СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему "Использование на уроках литературы приема "Эйдос - конспект""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс развивает интерес к чтению, к литературе через использование новых педагогических приемов, форм работы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему "Использование на уроках литературы приема "Эйдос - конспект""»

Учитель русского языка и литературы Шайхутдинова Алсу Раисовна

Учитель русского языка и литературы

Шайхутдинова Алсу Раисовна

Обратимся к словарям   Эйдос  - греч. éidos — вид, образ www.edic.ru/ res  Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь  http:/mega.km.ru/ ojigov Эйдос-конспект  - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения

Обратимся к словарям

 

Эйдос - греч. éidos — вид, образ www.edic.ru/ res

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь http:/mega.km.ru/ ojigov

Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения

По форме их можно разделить на следующие: художественные (в основе - рисунок); графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы); цветовые (в основе - цвета); ассоциативные (рождающие собственные образы); комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы).

По форме их можно разделить на следующие:

художественные (в основе - рисунок);

графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);

цветовые (в основе - цвета);

ассоциативные (рождающие собственные образы);

комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы).

Художественные  в основе – рисунок или фотография    Тема « Небо и Земля в лирике М.Ю.Лермонтова »   На рисунке изображены важные для поэта образы Ангела, Демона и Паруса. Такое соединение образов отражает один из важнейших мотивов его творчества – мотив Земли и Неба. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова « столкновение непримиримых идей вечного сомнения » ( « собранье зол его стихия » , « покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда » ) и « безусловной веры » ( « святой песни » ).

Художественные в основе – рисунок или фотография

  Тема « Небо и Земля в лирике М.Ю.Лермонтова »

  На рисунке изображены важные для поэта образы Ангела, Демона и Паруса. Такое соединение образов отражает один из важнейших мотивов его творчества – мотив Земли и Неба.

Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова « столкновение непримиримых идей вечного сомнения » ( « собранье зол его стихия » , « покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда » ) и « безусловной веры » ( « святой песни » ).

Графические  приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образ ы Тема «Нравствен-ные поиски Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»  ЭК  может быть построен как схема со взлётами и падениями .

Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образ ы

Тема «Нравствен-ные поиски Андрея Болконского

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

ЭК  может быть построен как схема со взлётами и падениями .

Цветовые   в основе - цвета Тема: «Художественный мир Есенина» Эйдос-конспект отражает разные периоды творчества поэта, его цветовую палитру: ранний – «бесцветный» (1910-1913 гг.) /«бесцветные дни»/, «голубая» весна (1914-1917 гг.) /«синь, упавшая в реку»/, «розовое» лето (1917-1919 гг.) / «свежая розовость щек»/, «желтая» осень (1919-сер.1925 гг.) / «О, возраст осени!»/, «черно-белая» зима (вторая половина 1925 г.) / «вся равнина покрыта … известкой» - «черный человек»/

Цветовые в основе - цвета

Тема: «Художественный мир Есенина»

Эйдос-конспект отражает разные периоды творчества поэта, его цветовую палитру:

ранний – «бесцветный» (1910-1913 гг.) /«бесцветные дни»/,

«голубая» весна (1914-1917 гг.) /«синь, упавшая в реку»/,

«розовое» лето (1917-1919 гг.) / «свежая розовость щек»/,

«желтая» осень (1919-сер.1925 гг.) / «О, возраст осени!»/,

«черно-белая» зима (вторая половина 1925 г.) / «вся равнина покрыта … известкой» - «черный человек»/

Ассоциативные  (рождающие собственные образы) На рисунке мы видим небо, с плывущими по нему облаками, солнце, освещающее землю, леса, красивую березу, реку...   Ученица поясняет:  первый тревожный период,  предшествующий любви, полон смутных, томительно-грустных ощущений - так похож на облака.   Сама же истинная любовь ближе образам реки (всё время течёт, бежит, никогда не стоит на месте, но остаётся в том же русле) и солнца (светлое вечное начало, которое способно возвысить душу любящего).

Ассоциативные (рождающие собственные образы)

На рисунке мы видим небо, с плывущими по нему облаками, солнце, освещающее землю, леса, красивую березу, реку...

  Ученица поясняет: первый тревожный период, предшествующий любви, полон смутных, томительно-грустных ощущений - так похож на облака.

  Сама же истинная любовь ближе образам реки (всё время течёт, бежит, никогда не стоит на месте, но остаётся в том же русле) и солнца (светлое вечное начало, которое способно возвысить душу любящего).

Комбинированные  (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы) Комбинированный эйдос-конспект  включает авторские и ассоциативные образы. «Скука русская» - сонному оцепенению героини в начале произведения, по мнению ученицы, соответствует образ ящерицы, греющейся на солнце; «плескалась в лунном свете» - образ бабочки. Тихая, «как умирают крысы», смерть свекра - первое убийство, и Катерина ассоциируется с авторским образом тихой Крысы.

Комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)

Комбинированный эйдос-конспект  включает авторские и ассоциативные образы. «Скука русская» - сонному оцепенению героини в начале произведения, по мнению ученицы, соответствует образ ящерицы, греющейся на солнце;

«плескалась в лунном свете» - образ бабочки.

Тихая, «как умирают крысы», смерть свекра - первое убийство, и Катерина ассоциируется с авторским образом тихой Крысы.

Структура эйдос-конспекта  Эйдос-конспект состоит из 2 частей темы, цитатного материала , “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов , фотографию), - на лицевой стороне комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной стороны.

Структура эйдос-конспекта Эйдос-конспект состоит из 2 частей

темы, цитатного материала , “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов , фотографию), - на лицевой стороне

комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной стороны.

образец Парус – это человек, бросающий вызов судьбе. Море – это жизнь во всех её проявлениях. Небо – это постоянство. Стремление человека постичь мудрость жизни. Обратная сторона - комментарий (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы)

образец

Парус – это человек, бросающий вызов судьбе.

Море – это жизнь во всех её проявлениях.

Небо – это постоянство.

Стремление человека постичь мудрость жизни.

Обратная сторона -

комментарий (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы)

Достоинства работы с эйдос-конспектами Оказывает помощь в понимании текста  Дает возможность неожиданного открытия Формирует и развивает творческую активность детей Развивает исследовательские навыки  Вызывает интерес к познанию, к чтению  Повышает мотивацию к учебе

Достоинства работы с эйдос-конспектами

  • Оказывает помощь в понимании текста
  • Дает возможность неожиданного открытия
  • Формирует и развивает творческую активность детей
  • Развивает исследовательские навыки
  • Вызывает интерес к познанию, к чтению
  • Повышает мотивацию к учебе
                       Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!