Учитель русского языка и литературы
Шайхутдинова Алсу Раисовна
Обратимся к словарям
Эйдос - греч. éidos — вид, образ www.edic.ru/ res
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь http:/mega.km.ru/ ojigov
Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения
По форме их можно разделить на следующие:
художественные (в основе - рисунок);
графические (приближенные к опорным схемам-конспектам, но в основе схемы лежат образы);
цветовые (в основе - цвета);
ассоциативные (рождающие собственные образы);
комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы).
Художественные в основе – рисунок или фотография
Тема « Небо и Земля в лирике М.Ю.Лермонтова »
На рисунке изображены важные для поэта образы Ангела, Демона и Паруса. Такое соединение образов отражает один из важнейших мотивов его творчества – мотив Земли и Неба.
Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова « столкновение непримиримых идей вечного сомнения » ( « собранье зол его стихия » , « покажет образ совершенства и вдруг отнимет навсегда » ) и « безусловной веры » ( « святой песни » ).
Графические приближенные к опорным схемам- конспектам, но в основе схемы лежат образ ы
Тема «Нравствен-ные поиски Андрея Болконского
в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
ЭК может быть построен как схема со взлётами и падениями .
Цветовые в основе - цвета
Тема: «Художественный мир Есенина»
Эйдос-конспект отражает разные периоды творчества поэта, его цветовую палитру:
ранний – «бесцветный» (1910-1913 гг.) /«бесцветные дни»/,
«голубая» весна (1914-1917 гг.) /«синь, упавшая в реку»/,
«розовое» лето (1917-1919 гг.) / «свежая розовость щек»/,
«желтая» осень (1919-сер.1925 гг.) / «О, возраст осени!»/,
«черно-белая» зима (вторая половина 1925 г.) / «вся равнина покрыта … известкой» - «черный человек»/
Ассоциативные (рождающие собственные образы)
На рисунке мы видим небо, с плывущими по нему облаками, солнце, освещающее землю, леса, красивую березу, реку...
Ученица поясняет: первый тревожный период, предшествующий любви, полон смутных, томительно-грустных ощущений - так похож на облака.
Сама же истинная любовь ближе образам реки (всё время течёт, бежит, никогда не стоит на месте, но остаётся в том же русле) и солнца (светлое вечное начало, которое способно возвысить душу любящего).
Комбинированные (сочетающие в себе разные виды: рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы)
Комбинированный эйдос-конспект включает авторские и ассоциативные образы. «Скука русская» - сонному оцепенению героини в начале произведения, по мнению ученицы, соответствует образ ящерицы, греющейся на солнце;
«плескалась в лунном свете» - образ бабочки.
Тихая, «как умирают крысы», смерть свекра - первое убийство, и Катерина ассоциируется с авторским образом тихой Крысы.
Структура эйдос-конспекта Эйдос-конспект состоит из 2 частей
темы, цитатного материала , “рождающего” образ - рисунок (схему, сочетание цветов , фотографию), - на лицевой стороне
комментария по теме (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов в произведении) - с обратной стороны.
образец
Парус – это человек, бросающий вызов судьбе.
Море – это жизнь во всех её проявлениях.
Небо – это постоянство.
Стремление человека постичь мудрость жизни.
Обратная сторона -
комментарий (развёрнутое рассуждение, дающее толкование своего видения темы)
Достоинства работы с эйдос-конспектами
- Оказывает помощь в понимании текста
- Дает возможность неожиданного открытия
- Формирует и развивает творческую активность детей
- Развивает исследовательские навыки
- Вызывает интерес к познанию, к чтению
- Повышает мотивацию к учебе
Спасибо за внимание!