СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии» (с использованием интерактивной песочницы)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых современных технологий на сегодняшний день является «Интерактивная песочница». Это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Данная разработка составлена с коллегой, учителем-логопедом высшеей профессиональной категории Шульгиной Ю.А.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии» (с использованием интерактивной песочницы)»

Кафедра педагогики ГОУ ВО МО Государственного социально-гуманитарного университета.

Всероссийская научно-практическая конференция

«Современные векторы в образовании: теория и практика»







Мастер – класс на тему:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии»

(с использованием интерактивной песочницы)

 












24.12.2019г.



План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Рефликсия.

Ход проведения:

1. Теоретическая часть.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. Песочная терапия – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями.

Одной из самых современных технологий на сегодняшний день является «Интерактивная песочница». Это уникальное оборудование, позволяющее перенести песочную терапию на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может изменить в одно мгновение.

Интерактивная песочница решает множество образовательных задач.

Программное обеспечение состоит из 13 базовых режимов. Программа разработана таким образом, что педагог с легкостью может комбинировать из них самые разные занятия, погружая детей в тысячи невероятных и увлекательных историй. Набор программ может быть увеличен опционально.

Проводя педагогические и коррекционные занятия в интерактивной песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Занятие в интерактивной песочнице можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – это своего рода организационный момент - позволяет ребенка ввести в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Задания предлагаются несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж. Ритуальным персонажем может быть Королева песка, Принцесса песчинка, Песочная фея, Песочный верблюд, черепаха. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузиться в сказочную атмосферу. На данном этапе образовательного процесса используются некоторые из 13 режимов интерактивной песочницы.  

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью. Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные занятия и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Сейчас я вам покажу и расскажу, как можно использовать интерактивную песочницу на занятии по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Морское путешествие в Африку».



2. Практическая часть.

Слайд.

Цель занятия:

Создать у детей эмоционально-позитивное веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие во время занятия – путешествия по Африке. Создать положительную атмосферу в группе. Уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире, актуализировать знания детей по теме «Животные жарких стран» и «Морские обитатели» через использование элементов песочной терапии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить и уточнить знания детей о  животных жарких стран и морских обитателях;

2. Активизировать и расширить словарь по теме «Животные жарких стран» и «Морские обитатели»;

3.Формировать грамматический строй речи.

4. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую моторику;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук,

4.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, голос, фантазию, мимику, речевое дыхание, навыки ориентировки в пространстве;

5.Закрепить знания о свойствах песка

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать любовь к животным жарких стран;

2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

3. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.

Оборудование:

Интерактивная песочница с песком, миниатюрные фигурки животных жарких стран, растений, морских обитателей.



Конспект по развитию речи с элементами песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста: «Морское путешествие в Африку».

Попрошу выйти ко мне пять человек, для выполнения практической работы: «Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них мишура,

Это сладчайшее дело на свете

Общая наша игра!»

Возьмите, пожалуйста, бейджики и напишите ваше имя и отчество.

1. Орг. момент. Ритуал входа.

Логопед: На этом этапе занятия я предлагаю детям ответить на вопрос: « Любят ли они путешествовать?». И отправиться в путешествие в песочную страну. Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал. Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, подойти и встать около интерактивной песочницы. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз и произнесите за мной заклинание:

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.



Далее тактильная разминка. Упражнение «Здравствуй, песок!». Песочница работает в режиме «Ландшафт».

Положите ладони на песок, погладим его внутренней стороной ладони, затем тыльной стороной. Теперь возьмите песок и перетрите между ладошками. Предлагаю описать, что чувствуют дети, касаясь песка, какой он на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте скажем: «Здравствуй песок! Послушайте. Он с вами здоровается. Вы слышите?... Плохо слышите, потому, что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом. Развеселим его. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется?

Вот на этом этапе занятия я решаю следующие задачи: заинтересовываю детей, располагаю на общение и настраиваю на предстоящую деятельность, а через тактильные ощущения снимаю психофизическое напряжение у детей и закрепляю знания о свойствах песка.



2. Основная часть.

1. Введение в тему:

Логопед: На следующем этапе в основной части моего занятия ввожу ритуальный персонаж: хозяйку песочной страны – Черепашку. Сообщаю детям о том, что у черепашки для нас плохая новость, в Африке прошёл ледяной дождь и заморозил растения и животных. Она просит вас помочь животным Африки, и растопить лед теплом ваших ладошек. Ну что, поможем.

Логопед.  Затем спрашиваю детей о том, что  они знают об Африке? (Она находится на юге, там очень жарко, много песка в пустыне, растут пальмы, живут люди с темным цветом кожи и много разных животных). На чем можно добраться до Африки? Выслушиваю все предположения детей, и мы решаем, что нужно плыть на корабле.  Конечно! А корабль мы себе сделаем! Предлагаю соорудить из песка большой корабль.

 Итак, наш корабль готов! Мы отправляемся! Возьмитесь за руки крепче! Плывём! Проговаривайте за мной слова и повторяйте движения.

Мы кораблик смастерили.

По воде его пустили.

Ты кораблик наш плыви,

В Африку нас привези.



На этом этапе занятия я решаю следующие задачи: ввожу ритуального персонажа, что благотворно влияет на детей и позволяет им погрузиться в сказочную атмосферу, уточняю знания детей по лексической теме и продолжаю развивать мелкую моторику.

2. Дидактическая игра «Акула».

Логопед. Далее включаю следующий режим интерактивной песочницы «Акула» и провожу дидактическую игру «Акула».  Предлагаю детям посмотреть за борт корабля, и читаю стихотворение:

Заблестели ярко струйки,

Серебристые чешуйки.

Рыбки разные порхают,

Словно звездочки, сверкают.



Посмотрите, к нашему кораблю приближается большая рыба.

Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.

Кто же это? (акула)
Нам нужно быть очень внимательными и прогнать акулу. Тот к кому из вас подплывет акула, хлопнет над ней в ладоши и акула уплывет.

После игры я хвалю детей и говорю, что они были очень внимательными и смелыми и напугали злую хищницу, теперь акула хочет с ними подружиться плыть рядом и охранять корабль.



С помощью этой дидактической игры повышаю активность детей, поднимаю настроение, развиваю собранность и зрительное внимание.



3. Дидактическая игра «Отгадай загадку о морском обитателе».

Логопед.  Рассказываю о том, что мы плывем дальше и любуемся бескрайними просторами моря, в которых отражается небо. Спрашиваю детей: Какое море? (Тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее… ). Какая вода в море? (Соленая). Предлагаю поиграть в игру «Отгадай загадку о морском обитателе». По мере отгадывания загадок на песок выставляются фигурки морских обитателей.

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит -

Проплывает важно: Кит!

Спрашиваю: Почему его сравнили в загадке с островом? (Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров).


Передние – ласты, а задние – лапы!

Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

Другого жилья, кроме моря, не зная,

Потомству даёт жизнь, на песок, выползая (Черепаха).


Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я – …(Осьминог).


Спрашиваю: Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? Чем питается?

Рассказываю о том, что по окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.



С помощью игры «Отгадай загадку о морском обитателе» решаю следующие задачи: активизирую знания детей о морских обитателях и упражняю в умении отгадывать загадки, опираясь на конкретные данные.

4. Динамическая пауза: «Море волнуется!».

Далее сообщаю, что наш корабль приближается к маленькому острову, предлагаю выйти на сушу (на ковер) и поиграть в игру «Море волнуется!».

Рассказываю правила игры. Говорю о том, что после слов «на месте замри!», они должны будут замереть, изображая морского обитателя. Я буду угадывать. Что это за фигура и если угадаю, то фигура должна ожить и представить какое-то действие. Динамическая пауза сопровождается музыкой.


Динамическую паузу провожу в целях оздоровления детей для того, чтобы снять накопившееся утомление и повысить их работоспособность.



5. Дидактическая игра «Теплые ладошки».

После динамической паузы приглашаю детей пройти на борт корабля (подойти к интерактивной песочнице) и предлагаю посмотреть в подзорную трубу. Сообщаю о том, что вижу сушуАфрика. Дети, мы добрались до Африки.

Вот Африка – весёлая страна,

Вот Африка – чудес кругом полна,

Вот Африка – зелёный небосвод,

Здесь, в Африке, лето круглый год!

Посмотрим, что произошло в Африке.

Включаю следующий режим интерактивной песочницы «Ледниковый период».

Предлагаю положить ладошки на песок и согреть землю Африки.

Тепло ладошек нам помоги,

От сна волшебного животных пробуди,

Пусть дождик волшебный всех к жизни вернет,

И Африка вновь оживет.

Дидактическая игра «Теплые ладошки» направлена на формирование доброжелательного отношения у дошкольников. Включаю следующий режим интерактивной песочницы «Сафари».

6. Развитие речевого дыхания.

Следующее упражнение на развитие речевого дыхания. Говорю детям о том, что мы согрели землю Африки, и здесь стало очень жарко. Предлагаю сделать глубокий вдох и на выдохе произнести

-Ах!

- Ах, жарко!

- Ах, как жарко!

С помощью этого упражнения работаю над развитием речевого дыхания, а именно над удлинением речевого выдоха с помощью наращивания фразы.

7. Дидактическая игра: «Скажи какой, какая?».

Затем ставлю перед детьми задачу. Говорю им о том,  что посмотрите, в Африке никого нет. Нам нужно, чтобы Африка стала такой же радостной и счастливой, какой была раньше.

Предлагаю сначала найти животных жарких стран, а искать мы их будем в коробочке с зерном. Находим только по одному животному.

У каждого из вас в руках по одному животному. Посмотрите, какие все они разные. Предлагаю поиграть в игру «Скажи какой, какая?»: Я буду называть вам слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос: «Какой? Какая?».

У жирафа длинная шея, значит он какой - длинношеий.

- Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)

- У льва большая грива, он какой? (большегривый)

- У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)

- У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).

С помощью дидактической игры: «Скажи какой, какая?»  решаю следующие задачи: учу образовывать слова с помощью слияния двух основ.


8. Дидактическая игра «Заселим Африку».

Следующая игра «Заселим Африку». Предлагаю расставить фигурки животных и растений, чтобы Африка вновь стала прекрасной.

Логопед. Вам ……., нужно построить полянку для обезьянок.

Логопед. Вам ……., нужно построить пещеру для льва.

Логопед. Вам ……., нужно построить водоем для бегемота и крокодила. Логопед. Вам ……., нужно посадить пальмы и поставить под них жирафа.

После того как дети заселили Африку спрашиваю.

Логопед. ……., где стоит лев? (в пещере). А если к нему придут еще несколько этих животных, то, как мы их назовем (львы)

Логопед: …., где стоит бегемот? (В озере). А если в озеро придут еще несколько этих животных, то, как мы их назовем, когда их много? (Бегемоты)

Логопед:…… где стоит жираф? Под пальмой. А если под пальму придут еще несколько этих животных, то, как мы их назовем, когда их много? (Жирафы)

Логопед: ….., где сидит обезьяна? Около пальмы. А если к ней придут еще несколько этих животных, то, как мы их назовем, когда их много? (обезьяны)

Логопед: ….., где плавает крокодил?. ( в воде) А если к ней приплывут еще несколько этих животных, то, как мы их назовем, когда их много? (крокодилы)



С помощью игры «Заселим Африку» решаю следующие задачи: формирую навыки ориентировки в пространстве, учу понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, под) и уточняю знания по лексической теме, работаю над преобразованием единственного числа в множественное.



3. Ритуал выхода.

На заключительном этапе занятия я говорю детям о том, что посмотрите, как стало красиво. Африка вновь ожила, а наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой – в наш детский сад. А обратно мы полетим с вами на самолете.


Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет!

Сделал правый поворот,

Сделал левый поворот.

Крыльями он покачал,

Загудел и задрожал.

Начинается полет,

Полетел наш самолет!


Вот мы и в детском саду. Сегодня мы с вами поиграли с песком, помогли животным жарких стран. А это самое прекрасное – быть добрыми творцами. Черепашка дарит вам в знак благодарности раскраски «Животные жарких стран». У меня сейчас хорошее настроение: я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами. А теперь пора прощаться. Скажем черепашке до свидания!

Протянуть руки над песочницей и повторите за мной:

В ладошки наши посмотри – 
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти  помог!



После ритуала выхода, можно попросить детей рассказать о занятии и инициировать уборку в песочнице.

Вывод: Интерактивную песочницу в работе мы применяем на протяжении 5 лет. Уже можем утверждать, что её использование значительно повышает результативность коррекционной работы, оптимизирует образовательный процесс, индивидуализирует обучение детей с нарушениями речи, формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи. На песке хорошо развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения пальчиков у детей стали более ловкими и дифференцированными.

Прекрасно помогла песочная терапия в развитии речи. Дети, которые с трудом разговаривали, намного быстрее преодолели проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Они научились составлять рассказы на основе того, что они «сотворили» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

3. Рефлексия:

Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались и с удовольствием включались в работу. Это моё мнение. А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к мастер-классу с помощью смайликов. Если вам было интересно, и вы узнали много полезного для вас, то возьмите прищепку желтого цвета и прикрепите к желтому смайлику, а если было скучно и неинтересно, возьмите красную прищепку и прикрепите к красному смайлику.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!