СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему "Техники и приёмы формирующего оценивания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему "Техники и приёмы формирующего оценивания"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Техники и приёмы формирующего оценивания"»

Мастер-класс на тему

«Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка»


Цели и задачи мастер-класса

- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского языка;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Ожидаемый результат:Научатся на практических примерах использованию формирующего оценивания на разных этапах урока.


Ход мастер-класса:

Вводное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги!Добро пожаловать на мастер-класс «Техники формирующего оценивания на уроках русского языка».

Сегодня на уроке востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание.

Формирующее оценивание - это оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Великий Л.Толстой говорил:

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.

Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи.

Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. Почему?

Наверное, потому что обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).


Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения учащихся. Цель формирующего оценивания - мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.

На сегодняшний день существует

Приведу примеры приемов технологии формирующего оценивания, которые можно применять на уроках русского языка.



1."Сигналы рукой". При изучении темы урока договариваемся с ребятами о сигналах. Большой палец направлен вверх - я понимаю; направлен в сторону - я не совсем разобрался, но попробую сам; помахать рукой - мне нужна помощь. Посмотрев на сигналы, предлагаю высказаться обучающимся. Сначала тем, кто не совсем разобрался, затем тем, кто все понял. Данный прием помогает включить детей в контрольно-оценивающую деятельность.

2.Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности систематически использую "Самооценивание" и "Взаимооценивание". При самооценивании многие ребята объективно ставят себе отметки, конечно, бывало, что кто-то завышал или занижал себе оценку, тогда работы комментировались мною. Обучающиеся заранее знают критерии, по которым будет оцениваться работа, поэтому в процессе работы могут оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать.

3.Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

4. «Вопросник» (подведение итога)

Групповая работа

На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:

«Что нового вы сегодня узнали?»,

«Какая информация была наиболее интересной?»,

«Что было трудным?»,

«Что мешало работе и почему?»

5. Лист самооценки (заполняется в конце четверти, в конце изучения темы)
да нет

1.Регулярно выполнял(а) домашние задания

2.По необходимости консультировался(ась) с учителем

3.Улучшал(а) свои знания и исправлял(а) оценки

4.Регулярно вел(а) записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал(а) устное сообщение

9.Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.


6.«Индекс карточки»

(карточка с заданиями на обеих сторонах), например:

1- я сторона.

Перечислите основные правила изученной темы «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и обобщите их в и виде схемы или таблицы (9 класс, русский язык)


2-я сторона.

Определите какой материал вы не поняли в изученной теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и сформулируйте вопросы.


Оцениваемые результаты: предметные

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)

Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления


7.«Две звезды и желание»


Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».

Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка)

Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать

Итак, предлагаем вам выполнить задание:

1)Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .

  2. На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.

  3. Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.

  4. Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.

  5. Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.

8. «Речевые образцы»


Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.

Например, «Знаки препинания в сложносочинённом предложении». На доске или карточке несколько предложений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку.

Назовите, к какому типу относятся эти предложения.

Это предложение ….(простое/сложное), потому что…(в его составе одна/две или более грамматических основ, оно представляет собой смысловое единство, оформленное интонационно).

Это предложение … (сложносочинённое/сложноподчинённое/бессоюзное), потому что…(это сложное предложение с сочинительной/подчинительной/бессоюзной) связью между его частями, части предложения связывают сочинительные/подчинительные союзы/союзные слова /связаны только интонационно).



7.Один из полюбившихся детям приемов - "Задания-ловушки" (на рефлексию содержания учебного материала).

На уроках русского языка предлагаю обучающимся тексты, с изученными орфограммами, предварительно допустив ошибки в написании слов. Этот прием очень нравится ребятам, так как они комментируют, обсуждают работу, доказывают и чувствуют себя успешными.

Например. Лето стояло халодное и даждливое. Солнышко свитило очень редко. В лису было холодно и сыро. В оврагах шумели ручьи. Резвые пушыстые белочки исчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокие травы скрывали птиц и насекомых. Скучным и неприятным был лес.

Данный приём даёт возможность оценить собственный успех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки и привычку к оценочной деятельности.

Завершая своё выступление ,хочется сказать

Формирующее оценивание помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность.

Привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторые умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность.

Подводя итог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому формирующее оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!