Мастер – класс «Не для школы, а для жизни мы учимся» или «Пишу сочинение сам»
Цель:
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой с целью систематизации знаний об УУД; освоения приёмов, способов, форм работы по формированию и развитию УУД.
Задачи:
продемонстрировать приёмы, способы, формы работы над сочинением
составить кластер «Новые результаты», «конструктор» приёмов, способов..
Добрый день, уважаемые коллеги!
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ/АКТУАЛИЗАЦИЯ
Слайд №1
- Разрешите начать мастер-класс с обращения ко всем присутствующим.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит закон Ома, который мы все изучали в школе на уроках физики.
(Сила тока в электрической цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению) I = U:R
- А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто помнит формулу сокращённого умножения? (кроме учителей математики)
- А теперь те, кто не забыл типы простейших химических реакций?
(Реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена)
- Что скажете?
ВЫВОД: Можно с уверенностью сделать вывод, что большая часть предметных знаний, которые мы получали на уроках в школе, к сожалению, оказалась потеряна многими из нас. Почему? (Не нужны в жизни).
А какие навыки нужны в жизни?
Слайд №2
КОММУНИКАТИВНЫЕ точно выражать свои мысли, разрешать конфликты ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ устанавливать причинно-следственные связи (ЛОГИЧЕСКИЕ), анализировать, находить и выделять нужную информацию (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ умение сопоставлять полученный результат с заданным эталоном (КОНТРОЛЬ), умение преодолевать препятствия (ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ)
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ (критическое мышление)
- Попробуйте ответить на вопросы: Где Вы этому научились и как часто Вам приходится пользоваться данными умениями?
-А школа этому учит? (Современная школа – должна)
-Помогают ли данные навыки при написании сочинения?
Слайд №3
- Пригодятся ли эти навыки строителю?
«Зачем мне писать сочинения, если я собираюсь стать строителем?» Услышать подобное можно в любой семье, где растут школьники. Но не каждый родитель в состоянии ответить на этот простой вопрос. А ведь сочинения много чему учат — думать, размышлять, логически мыслить, работать с большим объемом информации, анализировать ее, правильно выстраивать фразы, доносить свои мысли до других, придавать словам объем и окраску.
- Пригодятся ли эти навыки строителю? Безусловно. А также инженеру, нефтянику, врачу, спортсмену — человеку любой профессии.
Слайд №4
Сочинение – это творческая работа. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». К сожалению, речь ребёнка часто бывает, бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочётами. «Творчество не приходит к детям, по какому – то наитию».
Итак, вы сегодня учащиеся 11 класса, Вам предстоит написать сочинение по русскому языку. Но так как вы часто болеете и пропускаете учебный процесс, предлагаю Вам в помощь рабочую тетрадь «Учимся писать сочинение»
Нам уже известны критерии и композиция сочинения.
Слайд №5
Задания для фокус-групп:
-Предлагаю разбиться в небольшие рабочие группы. И поработать в рабочих тетрадях по технологии критическое мышление. С этой технологией Вы уже знакомы.
1 группа(СЫЩИКИ) - занимается поиском проблемы (Они будут Сыщиками)
Вы должны выполнить одно задание на выбор по занятию №1 из рабочей тетради, и объяснить какой способ формулирования проблемы вы выбрали.
2 группа – (ТОЛКОВАТЕЛИ) –занимаются комментированием текста, дают пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста по занятию № 3. Какой из типов комментария вы использовали.
3 группа – (ДЕЯТЕЛИ) –выявляют авторскую позицию и собственную по занятиям №5,6.
Пока работают фокус-группы, хочу спросить остальных: можно ли научить писать сочинение любого ученика? Даже «заядлого» двоечника? Что можно сделать?
Слайд №6 Важно донести до учащихся мысль, что проблему сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.
Слайд №7 План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически мыслить и рассуждать
Слайд №8 Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих сочинений.
Предоставляю слово фокус-группам:
1. Сыщики- научились выявлять проблему в тексте.
2. Толкователи- они нам растолкуют, как нужно комментировать текст.
3. Деятели- они нам докажут, что для выражения авторской и собственной позиции есть своя конструкция.
- таким образом, можно научить писать сочинение не только как целый текст, но и фрагментарно. Мы даём возможность обучающимся разного уровня успешно написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку.
«Ребёнок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее подготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», - писал Сухомлинский.
Слайд №8 На сегодняшний день учитель в школе – это наставник, который направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.