МАСТЕР-КЛАСС
«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»
Разработала и провела:
Учитель высшей квалификационной категории
Григорьева Надежда Александровна
С.Могоенок,2021г.
Цель мастер-класса – повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;
содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
Методы:словесный, наглядный, практический.
Формы работы:коллективная.
Раздаточный материал: полоски акварельной бумаги (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, зубочистки, шпажки, салфетки.
Наглядные пособия:презентация по теме мастер-класса;готовые картины, выполненные в данной технике.
Демонстрационный материал:выставка рисунков по нетрадиционной технике.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Основная часть.
Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»
Выбор материала для будущей творческой работы
Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.
Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «Граттаж»
3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
1. Вступительная часть. Здравствуйте , уважаемые коллеги.
Я приглашаю ВАС на мастер- класс, на котором познакомлю вас с нетрадиционной техникой рисования граттаж.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» . Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".
Техника граттаж позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Ребята раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники ( пальцеграфию, печать от руки, рисование печатками, монотипия, ниткографию, граттаж,эбру)
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес.
Ведь каждый хочет в мир чудес,
Взяв в руки стилус
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.
Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие наверное , о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.
В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, восковая свеча, тушь (гуашь), шампунь или жидкое мыло, широкая кисть( губка), зубочистки(ШПАЖКА) можно концом кисточки процарапывать.
Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст. ПОКАЗ РАБОТ
Этапы работы Следующие:
Лист белого картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.
Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу.
Затем берем черную тушь или черную гуашь ,что у вас есть под рукой, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам И ТУШЬ НЕ СКАТЫВАЛАСЬ. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой на первый ряд. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.Заготовка просохла,покрываем тушью на второй ряд.Ждем ,пока лист высохнет.
Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, нужно ждать когда полностью просохнет ,поэтому я ва я для вас их приговила (Показываю технику процарапывоания) Процарапывать можно по шаблонам .Я приготовила вот такие шаблоны.
И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
И так творите!
Возьмите в руки шпажку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
И словно фокусник - царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Если педагоги затрудняются с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Рефлексия
Подведем итог. Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания? Продемонстрируйте свои работы. Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие вмастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.
Самоанализ мастер-класса
Тема «Нетрадиционная техника рисования – граттаж»
Провела: Фомичёва Ирина Анатольевна
Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения, выполнения техники «граттаж».
Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.
Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания.
В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.
В заключительной части был подведен итог.
Вывод:
Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.
ФОТООТЧЁТ
МАСТЕР-КЛАСС«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»