СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс: «Нетрадиционные методы развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Нетрадиционные методы развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста»»

«Нетрадиционные методы развития сенсомоторной сферы детей

дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени

осуществлять целенаправленную работу по развитию сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи мастер-класса:

  • познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

  • познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

  • создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и

развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них

словом, «игра». Через игру ребёнок познает окружающую его действительность, свой

внутренний мир.

Давайте совершим путешествие в детство, поймем и почувствуем, как можно с интересом и пользой проводить время с нашими детьми, как мы можем им помогать развиваться, не делая за них того, что они прекрасно могут делать сами.

− Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в детство!

«Готовы! Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Превращаемся мы в ребятишек – девчонок и мальчишек!

Игры с массажными мячиками представляет собой самомассаж кистей рук, стоп шариками, различного размера имеющими ребристую поверхность. Положительный эффект от мячей обусловлен воздействием на биологически активные точки, расположенные на ладонях и ступнях. Массажные движения совершаются ребенком по показу педагога в сопровождении стихотворений, потешек, сказок. Движения могут быть различными: круговыми по ладоням, перекатывание по ладони и пальцам в различных направлениях, вращение и сжимание, перетирание между ладошками, стопами. Например,

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.

(движения по содержанию)

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)

А за нею - медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)

Стали книжечки читать.

Работа с мячами проводится перед началом занятия по ручному труду (лепкой, аппликацией, рисованием), как динамическая пауза. Благодаря ребристым мячам у детей развивается не только пальцевая моторика, но оздоравливается весь организм, происходит развитие кинестетических ощущений, дети учатся координировать движения с речью, ритмом потешки, стихотворения. Предварительно дети выполняют различные задания, направленные на развитие сенсорной сферы. Например, находят шарики того же цвета, размера, что и у педагога; определяют шарик какого цвета, исчез из предложенного педагогом ряда; сравнивают поверхности различных круглых предметов (шариков и мячиков); находят среди предметов различной формы только те, которые имеют туже форму, что и мяч и т.д.

Игры с бельевыми прищепками используются для развития мелкой моторики, силы захвата и подвижности пальцев, сенсорного воспитания, совершенствования зрительно-моторной координации. Варианты игр могут быть различными: прицепляем прищепки к различным формам, сделанным из картона или заламинированным изображениям, тканевым формам (могут быть тематически подобранными), на края различных по размеру и цвету ёмкостей, коробочек; развешиваем платочки на бельевую веревку; подбираем прищепки по цвету, размеру, находим одинаковые и т.д.

«Сухой бассейн» представляет собой большую ёмкость, наполненную пластмассовыми крышечками одинакового размера, но различного цвета. Выполнение различных игровых заданий стимулирует познавательную активность, развивает цветовое восприятие, кинестетические ощущения, расслабляет мышцы рук, снимает эмоциональное напряжение. Варианты игры зависят от воображения и тематики проводимого занятия:

- «Пошуршим громко и тихо»: детям предлагается опустить руки в бассейн и пошуршать крышечками сначала тихо, а потом громко;

- «Раз, два, три – цвет найди»: воспитатель шепчет каждому ребенку на ухо название цвета, который ему нужно найти среди крышечек. После команды «старт» дети начинают искать крышечки нужного цвета. По команде «стоп» дети прекращают поиски. Педагог проверяет задание. Дети озвучивают название цветов у них в ладошках;

- «Найди отгадку»: в бассейн помещается игрушка. Воспитатель описывает ее, но не называет. Дети по очереди подходят к бассейну и находят предмет, рассматривают его и сравнивают описание педагога и игрушку;

- «Нарисуй фигуру»: детям предлагается «нарисовать» рукой фигуру, которую назвал педагог.

Игра «Волшебный мешочек» является увлекательной и полезной для развития сенсорики, моторики, тактильной памяти, мышления, речи, воображения. Предметы, помещаемые в мешочек, могут быть тематически подобраны (фрукты, овощи, игрушки, геометрические тела, животные и т.д.), могут иметь различный размер, вес и фактуру. Ощупывая предмет, дети пытаются его опознать, дать название, описать ощущения от соприкосновения с ним. Отгадать предмет могут и другие дети по описанию одного из них. Также можно дать задание найти конкретный предмет из тех, что лежат в волшебном мешочке. Еще один вариант игры - игра «Найди пару»: каждому ребенку выдается по кубику, обклеенному материалом различной фактуры (гофрированной, наждачной бумагой, фольгой, тканью, кусочком махрового полотенца и т.д.). Задача ребенка найти в мешочке кубик, который будет точно такой же на ощупь, как и тот, что у него в руке.

Нам пора с вами превращаться во взрослых:

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнем вращаться,

И во взрослых превращаться.

Рефлексия: что понравилось, что удивило, что нового вы узнали, что было трудно, что ценного возьмете с собой?

Подведение итогов: Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего дошкольного возраста, и это станет прекрасной основой для подготовки ребенка к дальнейшей жизни, в том числе и подготовке к школьному обучению. То есть, чем больше инициативы и творчества мы включаем сегодня в общении с ребенком, тем больший вклад мы делаем в его эмоционально-интеллектуальный банк, приумножая для наших детей мгновения счастливого детства, а для нас взрослых − мгновения счастливого родительства!

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!


Педагог-психолог МАДОУ «Ромашка» Ольга Ивановна Дубяга




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!