СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».»

Ход работы:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ( слайд 1)

Работая (2) в детском саду воспитателем, наблюдаю, как трудно порой научить ребёнка рисовать. Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!». Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель. В ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.

Приобретая(3) эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Как же можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своём умение, заставить их поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге?

Чаще(4) всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Но ведь можно рисовать пальчиками; ладошками; ножками; зубной щёткой; трубочкой для коктейля, гоняя по листу весёлую капельку; поролоном, получая пушистых зверьков; даже музыкой!

Нетрадиционные(5) техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения доступна как взрослому, так и ребёнку.

Творческий процесс(6) - это настоящее чудо.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Детям очень сложно изображать(7) предметы, образы, сюжеты, используя

традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами.

Это не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности и не способствует развитию воображения, фантазии.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Новизна(8) обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы помогают не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Активизировать(9) внимание дошкольника можно при помощи

дополнительных стимулов: игры, сюрпризного момента; просьбы о помощи; музыкального сопровождения.

Использование нетрадиционных техник(10):

• Способствует снятию детских страхов.

• Развивает уверенность в своих силах.

• Развивает пространственное мышление.

• Учит детей свободно выражать свой замысел.

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

• Учит детей работать с разнообразным материалом.

• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

• Развивает мелкую моторику рук.

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Вот именно(11) поэтому нетрадиционные техники рисования очень интересны для детей. Они открывают большие возможности для реализации детских фантазий, желаний и самовыражению, творчеству.

Активизировать внимание дошкольника можно при помощи

дополнительных стимулов: игры, сюрпризного момента;

просьбы о помощи; музыкального сопровождения.

Основные техники рисования(12), которые использовала во второй младшей группе: - рисование пальчиками, ладошкой;

- рисование ватными палочками;

- печать пробкой.

В средней группе добавила:

рисование свечой;

печатание листьями;

рисование способом примакивания;

рисование способом тычка;

оттиск поролоном, ластиком, штампом из овощей. (13,14 ,15)

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования во второй младшей и средней группах осуществляла через непосредственную образовательную деятельность, на прогулках, в свободной игровой деятельности.

В старшей группе (16)знакомимся с более сложными техниками: (17,18 )

- рисование солью, манной крупой;

- шаблонография;

набрызг;

- кляксография;

- пластилинография;

- ниткография;

- монотипия предметная;

- клеевые витражи;

- рисование пластиковой бутылкой;

- рисование губкой;

- восковые мелки + акварель.

Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста.

Остановлюсь на некоторых из них:

Кляксография. (19)

Игры с кляксами развивают глазомер, координациюдвижений, фантазию и воображение, способствуют снятию напряжения у эмоционально расторможенных детей.

Нужно научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3- летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Раздувание краски.(20)

Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют технику раздувания краски.

На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным.

Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Монотипия (21) - это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Различают предметную и пейзажную монотипию.

Технология рисования.

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной

части нарисовать половину

симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью.

Раскрыть лист и при необходимости дорисовать

сюжет.

Каракулеграфия. (22)

На листе бумаги изобразить каракули и

увидеть в них какие-нибудь объекты.

Пример рисунка:

Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.

Дорисовать простым карандашом

недостающие детали объекта.

Раскрасить готовый рисунок.

По желанию дополнить композицию

тематическими элементами

Шаблонография.(23)

Представить из каких геометрических фигур

состоит предмет.

Цель: составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Рисунок по шаблону (трафарету):

Продумать содержание рисунка.

Начать создание объекта в следующей последовательности: в начале обрисовать

основную, самую крупную, форму и только потом

переходить к деталям.

Обрисовать простым карандашом геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.

Выполнить готовую композицию в цвете.

Прижать печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, взять другие тампон и трафарет.

Печать листьями.(24)

Предложить детям отпечатать самый настоящий листок березы или клена.

Покрыть листок краской, а затем

окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Если черешка нет, то его можно нарисовать кисточкой.

Прижать и снять, получится

аккуратный отпечаток растения;

дорисовать стволы деревьев, когда рисунок заполнится отпечатками листьев, кистью отпечатавшиеся

прожилки будут напоминать веточки в цветной кроне.

Печать штампами и печатками. (25)

Рисование штампами всегда очень увлекает детей, но самое прекрасное, что

штамповать можно любыми

подручными материалами.

Рисование ватными палочками (26)- «Пуантилизм» (рисование точками)

Техника рисования:

сделать предварительный рисунок;

начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета, каждый следующий цвет

должен быть чуть темнее предыдущего;

между точками необходимо оставлять

просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

Акватипия (27) это импровизация на тему свободного пятна в процессе печатания рисунков водяными красками. Подходит для всех: от детей 3 лет до пожилых людей.

А). На кусок стекла, пластика или полиэтилена нанести пальцами или кистью рисунок акварельными красками или гуашью.

Б). Стекло с рисунком прижимаем к бумаге.

Получается отпечаток, не похожий на рисунок на

стекле.

В). Можно прижатое стекло потянуть или повернуть, тогда рисунок как бы смажется, создавая эффект движения, или ветра.

Г). Можно делать отпечаток на мокрой бумаге, получится другой эффект.

Рисунок, созданный таким образом, может быть самостоятельным, но и может служить фоном для более сложной работы.

Данная техника развивает воображение и фантазию,

позволяет раскрепоститься и дать ход своим мыслям и ощущениям.

Использование изоленты или бумажного скотча в детском творчестве.(28)

Используя обычную изоленту, даже совсем маленький ребенок сможет изготовить вот такие симпатичные аппликации:

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка.

С помощью этой техники рисования можно рисовать как абстрактные картины так и обычные, например, снежинку или дерево.

«Граттаж»(29) - это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово

«Граттаж» произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Техника рисования. Начинающие

работают обычно так:

заштриховать всю поверхность листа бумаги цветными карандашами или краской;

покрыть толстым слоем воска или парафина бумагу. Можно равномерно растереть по бумаге свечку;

нанести широкой кистью, губкой или тампоном из ваты на поверхность слой туши и подождать, когда тушь высохнет;

процарапать рисунок острым предметом: пустым стержнем от шариковой ручки, зубочисткой, вязальной спицей -

образуя на черном фоне тонкие цветные штрихи.

Рисование на молоке(30)

Для рисования потребуется жирное молоко,

а еще лучше - сливки. Вода для мытья кисточки и краски. Можно взять гуашь, она дает относительно яркие, но в то же время пастельные оттенки и почти не смешивается с молоком или цветную тушь, которая дает интенсивные цвета, будет заворачиваться в

узоры, создавая эффект мрамора, но и

смешается с молоком быстрее. А гуашь, как ни крути - плавает на поверхности и всё тут. Чтобы рисовать, надо опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного

диаметра.

Можно брать не кисть, а зубочистку. Для переноса рисунка на бумагу лучше всего подойдет пористая акварельная бумага, которая прекрасно абсорбирует краску, забирая её всю с молока. Надо просто на

секунду положить лист сверху на молоко и сразу поднять.

Получается такая красота, что можно

хоть на стену вешать!


Практическая часть. (31)

А сейчас, уважаемые коллеги, мне понадобится ваша помощь.

Я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в детей. Мы сегодня отправляемся путешествовать в волшебную страну Рисования. А чтобы попасть в эту страну надо отгадать загадку. Слушайте внимательно: Познакомимся, я – краска, В круглой баночке сижу. Вам раскраску я раскрашу, А ещё – картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная ….(гуашь)

Вы отгадали загадку и попали в волшебную страну Рисования. Но злой волшебник заколдовал всё в этой стране, и все предметы стали бесцветными. С помощью разных нетрадиционных техник мы постараемся всё расколдовать. Вы поможете мне в этом?

Прежде чем перейти к выполнению рисунка, я предлагаю немножко размять наши руки с помощью массажного мяча:

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.


Монотипия и ее разновидность((32) -рисование нитками. «Цветные ниточки».

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка:

1.Налить краску разных цветов в тарелочки.

Опустить ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжать ее, придерживая другой конец нитки в руке.

Выложить на лист бумаги изображение из

нитки, а другой конец оставить свободным.

Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывать ниточки аккуратно и быстро, чтобы не высохла краска на листе бумаги.

Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, и постепенно вытянут нитки.

По желанию дорисовать или приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.)

Рисование мыльными пузырями. (33)

Пускать мыльные пузыри одно из самых любимых развлечений для ребят, которое приносит смех, радость, и главное заряжает отличным настроением.

А отличное настроение – залог успешно творческой деятельности.

Перед тем, как приступить к творчеству, поиграйте вместе с ребёнком пуская мыльные пузыри. Главное, чтобы было действительно интересно и весело.

Творческое задание (34)

Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие в чудесную страну Рисования. Я очень благодарна вам за вашу помощь. Надеюсь, что всё волшебное, тёплое и полезное вы унесёте с собой и обязательно поделитесь с вашими будущими воспитанниками .

Дискуссия по результатам совместной деятельности. (35)

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! - Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в мастер-классе, за чудесный весенний пейзаж. На память о нашей встрече я хочу подарить вам рецепт безопасных красок, который вы сами можете сделать и использовать в своей работе. Творческих всем успехов!

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя