Мастер-класс для педагогов по теме:
«Ниткография как средство развития мелкой моторики»
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
Задачи:
-продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми;
-повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на использование в практике работы метода ниткографии;
-рефлексия участниками мастер – класса собственного педагогического опыта.
Материал: нитки, клей, кисточки, картон, распечатка.
Ход:
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу учителя-дефектолога без применения коррекционно-развивающих методик.
Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей.
Мастер: Скажите, какие приемы Вы используете для развития мелкой моторики детей?
Мастер: Спасибо за ваш опыт и ваши мнения.
А я назову технику «Ниткография», которую применяю в работе с детьми уже несколько лет и вижу в этом огромную пользу.
Мастер: Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответьте коротко: одним или несколькими словами.
(Например: рисование нитью, развитие воображения, рисунок из ниток)
Мастер: Да, название техники говорит само за себя. Ниткография это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Об этом приеме речь пойдет на нашем мастер-классе, а именно, об использовании ниткографии в работе с детьми с нарушениями речи.
Слайд 1. Картины индейцев
Корни этой техники идут из прикладного искусства индейцев, проживающих в центральной и западной Мексике. Широко известны картины, выполненные в характерном стиле из пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска или сосновой смолы, на которую наклеиваются разноцветные шерстяные нити. Согласно поверьям, дощечки с такими картинками являются проводниками в мир духов.
Слайд 2. Бархатный картон, нитки
На начальных этапах работы с детьми, я использую небольшие бархатную бумагу, шерстяные нитки или шерстяные шнурочки. На более поздних – к обозначенному материалу добавляю небольшие фанерки с нарисованными изображениями предметов. Ребята имеют возможность выбрать понравившийся, и заняться изобразительным искусством в самостоятельной деятельность. Здесь уже используется клей и зубочистки как вспомогательный материал.
Когда ребенок освоит выкладывание нитями изображений по контуру, потом по воображению, можно приступить к созданию картин.
Слайд 3.
ОО | Задачи, решаемые педагогом с помощью техники «Ниткография» |
ОО «Речевое развитие»
- развитие мелкой моторики;
-развитие словаря, грамматической стороны речи, связной речи
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- формирование навыков изобразительной деятельности;
- совершенствование зрительного восприятия;
- развитие зрительно-моторной координации
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитание аккуратности, сосредоточенности, умения доводить начатое дело до конца, усидчивости
ОО «Познавательное развитие»
- уточнение представлений о цвете, форме,
- развиваются психические процессы: воображение, мышление, внимание; глазомер,
Мастер: Я думаю, ни у кого не осталось сомнения в пользе выбранной и используемой мной техники.
Слайд 4. Принципы.
Используя данную технологию, я опираюсь на основные дидактические принципы, сформулированные Яном Каменским:
Принцип доступности направляет меня на подбор заданий в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их опытом и развитием.
Простые изображения и постепенно усложняющиеся картинки, выполненные шнурочками
При этом не забываю о соблюдении принципа: от простого к сложному. В начале работы я мотивирую детей к выкладываю простых элементов: дорога, домик, дерево, солнце и т.п. При этом использую разноцветные шнурочки, которые мне помогли изготовить родители (Мастер демонстрирует разноцветные клубочки шнурочков). Они выполнены из шерстяных ниток, провязыванием. Постепенно усложняю задания и перехожу к толстой нитке.
Наглядные схемы – картинки, наблюдения с детьми
Принцип наглядности. Заключается в использовании на первом этапе работы образца, который в последующем исчезает и работа выполняется по воображению ребенка. Вместе с детьми мы много наблюдаем, рассматриваем, выделяем в объектах его части, называя их. Все это помогает ребенку при восприятии и последующем изображении предмета, в том числе и нитью.
Слайд 7. Подарки мамам
Принцип связи обучения с жизнью. Моим детям понятно, как можно использовать результат работы в жизни. Так, с помощью техники ниткографии мы изготовили мамам подарки к международному женскому дню.
Принцип сознательности и активности. Применяя игровой метод, я мотивирую детей к рисованию нитью. Дети активны, заинтересованы деятельностью.
Принцип воспитания и развития. Я воспитываю у детей усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, инициативность, творческое мышление,
самостоятельность. Развиваю умение делать выводы.
Практическая часть
Мастер: Сейчас я предлагаю вам стать учениками и послушать небольшой рассказ о мальчике Жене.
Жил в Цветочном городе мальчик Женя. В этом году пошел Женя в школу. В первый класс. И ему задали задание, с которым одному справиться тяжело. Давайте ему поможем. У него есть загадки, нам нужно нитками выложить отгадки.
Удивительно кругла
Нет ни одного угла
И солнышко и колесо
Напоминает букву ….. О Какаго цвета возьмем нитку
Самостоятельное выполнение задания.
Мастер: Посмотрим, что у вас получилось.
Мастер: Слушайте рассказ дальше. Пошел Женя в школу и увидел колобка. Подумал Женя: «Приду домой, обязательно нарисую колобка». После школы мальчик пришел домой, но ни карандаша, ни красок не нашел, но нашел много разноцветных ниток. «Вот ими я нарисую», - решил Женя.
- А вы хотите нарисовать колобка нитками?
(самостоятельное выполнение задания)
Самостоятельно нарисовать букву ы
Рефлексия
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Подумайте, что вам понравилось и что вы готовы уже сейчас использовать в своей деятельности?