СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Орфография без правил"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление мастер класс»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Почему для мастер-класса я взяла именно эту тему?

Новизна сегодняшнего опыта работы, как это ни парадоксально, в том, что новым стало хорошо забытое старое.

За последние годы разработано много новых методик преподавания русского языка, учителя повышают квалификацию, работают по новым технологиям , а статистика остается неутешительной: грамотность учащихся падает год от года. Причем безграмотно пишут не только слабые учащиеся, но и ученики, преуспевающие в других науках, и, что самое интересное, отлично знающие правила грамматики.

Неужели нельзя побороть этот недуг и не существует способов борьбы с этой проблемой? Долго искала ответы на эти вопросы. Применяла в своей работе методы В. Зайцева и Федоренко, испробовала различные виды упражнений: с «окошками», с «подсказками», предупредительные диктанты, орфографические диктанты и т д. Результаты, конечно, были, но не в той степени, как хотелось бы. Давно прочитала о методике Петра Семёновича Тоцкого. Понравилось, решила попробовать.

Пётр Семёнович Тоцкий - педагог с 40 - летним стажем, ещё в 60-70 годы прошлого века отыскал способ борьбы с этим недугом.

Поэтому тема сегодняшнего мастер-класса СЛАЙД 1

Орфография без правил или

«Орфографическое чтение как основа правописания»

А цель, которую я поставила, думаю, вам также понятна и ясна:

«Выяснить особенности методики П.С.Тоцкого»

Грамотное письмо предполагает освоение определённых норм графики и орфографии. В современной методике утвердилось понятие об орфографическом навыке. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что же подразумевается под этим понятием? Давайте вспомним. (Ответы учителей)

Правильно это: СЛАЙД 1

– во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т. е. знание алфавита и каллиграфии;

– во-вторых, графическое обозначение буквами всех звуков речи;

– в-третьих, усвоение правил, способов проверки, т.е. орфографических норм.

Уважаемые учителя, скажите, что должен знать и уметь ученик, чтобы грамотно писать? Правильно. СЛАЙД 3

Действительно, голова кругом, бедные дети (рисунок на слайде)

В справочнике, под редакцией Степана Григорьевича Бархударова, содержится около 300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. Это за весь школьный курс. На долю начального обучения приходится до 40 правил орфографии. Почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений. А очень многие написания вообще не подчиняются правилам. Поэтому, путь от умения, опирающегося на правила, к навыку формирования грамотного письма оказывается неэффективным.

В 60-е годы лаборатория Развивающего Обучения по руководством Владимира Владимировича Репкина исследовала группу детей и установила, что уровень грамотности учащихся, зависит от способов чтения. Дети с высоким уровнем грамотности в процессе чтения выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. А у детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки не обнаружено. В чём причина? Почему отсутствует орфографическая ориентировка в процессе чтения. Ещё в 40-е годы видный нейропсихолога

Александр Романович Лурия установил, СЛАЙД 4(1) что письмо зависит не столько от зрительного образа и механической памяти руки, СЛАЙД 4 (2) сколько от работы речедвигательного аппарата. Он писал, что « ученик никогда не пишет молча», « он проговаривает каждое слово», особенно на начальных ступенях обучения грамотности. Если письмо опирается на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, нужно проговаривать слова не орфоэпически, а по орфографическим нормам, что и достигается «орфографическим прочтением».

СЛАЙД 5 (1) Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать. Произнесение записываемых слов непременно так, как они пишутся, рекомендовалось ещё Дмитрием Ивановичем Тихомировым, известным в своё время методистом, которому в 1888 году петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Вот, что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок грамотно писал, заставляйте его читать как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем». Таким образом, способ проговаривания ещё в период становления методики обучения как науки, зарекомендовал себя как надёжное средство формирования орфографического навыка.

Существуют опасения, распространённые среди учителей и родителей, что орфографическое проговаривание может вытеснить произношение орфоэпическое. По мнению психологов, эти волнения напрасны, поскольку код орфографический включён лишь в определённый вид деятельности – письменную речь, тогда как код орфоэпический включён в ситуацию устной речи.

Приём орфографического проговаривания нашёл отражение в методике П. С. Тоцкого. СЛАЙД 5(2)

Многолетняя практика позволила Петру Семёновичу сделать вывод о том, что необходимо начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Он утверждает, что «если слово повторить многократно, то движение органов речи останутся в памяти, они–то и решат на практике правописание слова»

СЛАЙД 6 В основе методики П.С.Тоцкого лежит идея орфографического и орфоэпического чтения, которая строится по принципу отработки грамотного письма путём многократной тренировки словарного материала

Чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, необходимо, считает П. С. Тоцкий, выработать у себя привычку к орфографическому чтению. Научить ребёнка читать – это половина дела. Научить его грамотно писать – это другая половина дела. Соединить правильное чтение и грамотное письмо в целое – это мечта любого учителя. На это и нацелена его методика.

Каковы же особенности методики П.С.Тоцкого СЛАЙД 7

  1. Орфографическое проговаривание – непременное условие для орфографического письма.

Орфографическое чтение начинать с 1 класса. Оно должно быть регулярным. Время занятий ограничено, «по 5 – 10 мин для орфографического чтения и можно быть уверенным, что это принесёт, обязательно хороший результат».

Чем раньше начинают учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение позволяет увеличить словарный запас учащихся, так как ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова.

Орфографическое чтение можно проводить на разных уроках. Такое прочтение текста не только не будет мешать смысловому восприятию его, а наоборот, подготовит почву для логического восприятия при повторном чтении текста.


  1. Слово надо произносить чётко, но слитно.

Произносить слово надо на первых порах медленно, чётко и слитно, но не по слогам, П. С. Тоцкий утверждал, что «если слова разбивать на слоги, то они распадаются и плохо остаются в памяти.

Каждое слово, словосочетание, предложение прочитывается по 3 раза. Первый раз учащиеся проговаривают за учителем.

Проговаривать текст необходимо как до начала письма, так и во время его записи.



  1. Основная речевая единица запоминания – слово.

На первом этапе ученикам даются слова, в которых выделяются орфограммы. Дети повторяют орфографическое чтение учителя. Повторение за учителем не только не бесполезно, но имеет решающее значение при написании слов. Когда ребёнок научится беспрепятственно повторять за учителем, он также легко начнёт читать. Слова сначала даются в начальной форме. Важное место при отработке орфографического чтения могут занимать разного рода словари. Работа с ними имеет ту особенность, что каждый раз в них встречаются новые сочетания звуков, которые необходимы для тренировки речевого аппарата.



На втором этапе следует перейти к орфографическому проговариванию словосочетаний.

Слова, словосочетания, предложения должны быть доступны, т. е. понятны в лексическом отношении.

П. С. Тоцкий рекомендовал «давать для проговаривания не только отдельные слова, а включать их в словосочетания, т. к. словосочетания удобны для произношения». Словосочетания и предложения должны быть небольшими, а затем постепенно увеличивать их объём «выращивая таким образом запоминаемые оперативные единицы». Подойдут тексты зрительных диктантов Федоренко, которые как раз построены по мере количественного нарастания слов.

4) Нужно уйти от тематических текстов, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковать его к слову.

СЛАЙД 8 Но есть правила , которые не охватывает орфографическое чтение и на них обращать внимание при орфографическом чтении.

  1. Правописание гласных после шипящих (ча, ща, чу, щу, жи, ши)

  2. Мягкий знак после шипящих ( дочь, замуж, мелочь, течь)

  3. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

  4. Заглавная буква в именах собственных

  5. Дефис в написаниях наречий (кто-то, где-нибудь)

  6. Правописание наречий (вмиг, вдруг и т. д.

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого СЛАЙД 9

Начальный этап.

В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения. При этом ведущее место принадлежит голосу учителя. Он первым произносит слоги, а дети повторяют услышанное (у ребенка развито умение подрожать звукам, повторять слова вслух).

Итак, чтение для ребенка может быть двойным: на слух без книги и чтения со слежением по книге. Все это на I этапе. Когда идет чтение вслух за учителем, ребенок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведет к общему развитию речевого процесса.

С учителями. СЛАЙД 9 Например: мороз, сорока, капуста, морковь, кровать

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.


Словарная работа

Привлечь учителей На уроке отсчитывается 10-12 слов. Учитель произносит это слово так, как оно написано, а дети повторяют вслух 3-4 раза.

СЛАЙД 10 Как можно работать со словом

Даем разные задания для орфографического чтения:

Тигр, оса, лев, белка, собака, тетерев, конь, аист, синица, попугай, заяц, змея.

        • Прочитайте названия животных.

      • Запишите слова в три столбика.

      • Прочитать слова в столбиках орфографически:

        ПОЛЗАЕТ

        БЕГАЕТ

        ЛЕТАЕТ

        • 1 ряд читает 1 столбик, 2 ряд -2 столбик, 3ряд -3 столбик

Приёмов работы со словом много.

Словосочетания СЛАЙД 11

Со словами придумать словосочетания или предложения и записать их. Итогом является устный диктант: называются слова, а вызванный ученик произносит их так, как бы он их написал. Класс следит за произношением. Если ученик засомневался - класс помогает

Письменный диктант. Записывают слова под диктовку учителя.

Не рекомендуется давать много слов. Трудные для написания слова вывешиваются на стенде в классе на несколько дней, чтобы дети запомнили их, и только тогда дается диктант.

Приёмы работы со словосочетанием могут быть разные.

С учителями.

        • Учитель читает словосочетание орфографически, правильно, ученики хором повторяют. Здесь можно добавить элемент занимательности, например, дано словосочетание вкусный обед, а учитель читает другое, тем самым проверяет внимание учеников.

        • Ученики читают – учитель повторяет.

  • Учитель читает первое слово из словосочетания – ученики добавляют второе слово из словосочетания и т.д.


СЛАЙД 12 Работа с текстом

Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные. 

Во-вторых, после орфографического прочтения специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках. 

С учителями.

Он рассчитан на 3-5 минут орфографического чтения.

Примерный текст.

По ясному небу едва неслись редкие облака. Они быстро таяли на синем небе. Наступила тяжёлая, утомляющая жара. Мои ноги путались в длинной траве. Она обильно поливалась горячим солнцем

Работа над текстом СЛАЙД 13

1. Учитель читает орфографически.

2. Самостоятельное орфографическое чтение вполголоса, каждый в своём темпе.

3.Ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы обычным чтением, а ученик, стоящий у доски, должен повторить эти фразы орфографическим чтением. Остальные контролируют правильность произношения.

4. Вопросы по содержанию текста. 

- Текст ли это? Докажите.

- Как можно озаглавить текст? Почему?

- Как вы понимаете выражение «едва неслись»?

- Почему автор употребил выражение «длинная трава», а не «высокая трава»?

- Что значит «обильно»? Подберите синонимы к этому слову. И.Т.П.


Целесообразно один и тот же текст использовать два – три раза. Если текст взят впервые, то закончить устную работу можно орфографическим чтением с паузами на знаках препинания. Можно так же использовать словесное рисование к тексту. Работу над орфограммами можно варьировать исходя из подготовленности класса:

- учитель заранее сам подчёркивает все орфограммы, ученики объясняют хором или «цепочкой»;

- ученики сами выделяют орфограммы с полным объяснением

- выделить в предложениях на доске только те орфограммы, которые не подчиняются орфографическому чтению.


Письменная работа с текстом (можно использовать зрительные диктанты Федоренко) СЛАЙД 14

А. Прочитать текст хором орфографически.

Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.

В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).

Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).

Д. Проверить диктанты самостоятельно.

Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!

Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.

З. Работа проверяется преподавателями.

Работа над текстом проводится по – разному, но главной, неотъемлемой частью является орфографическое чтение.


Работа над ошибками

Отдельные слова, в которых дети сделали ошибки, можно постоянно проговаривать хором и орфографически

Целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения со словами, где были допущены ошибки, предлагать на следующий день для прочтения.


Также даются детям упражнения для самоконтроля (оценить на сколько повысился его уровень грамотности). СЛАЙД 15, 16

Если ученик все четко запоминает и произносит без ошибок, значит, обязательно научится грамотно писать. Когда он только глазами проглядывает слово, оно в памяти не остается, зрение запоминает, но не все. А произношение влияет на орфографию несомненно.

Надо обучать детей двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому. Т. е. один и тот же текст мы читаем два раза, а для малышей остается еще чтение по слогам.

Текст должен быть доступен. Орфографическое чтение должно быть регулярным. Каждое предложение нужно прочитать по 3 раза. Неотъемлемое правило занятий состоит в том, что дети должны заниматься ограниченное время - старшеклассники 15 минут, маленькие дети - 5 -10 минут. После этого времени моторика отказывается работать.

Я хочу показать работы моих учеников до и через некоторое время после работы по методике Тоцкого. Причём у этих детей серьёзные логопедические проблемы. Во 2 классе у этих детей было по 30 и более ошибок в тетради. СЛАЙД 17

Считаю, что методика орфографического проговаривания заслуживает внимания. Дорога к правильному письму лежит через орфографическое чтение.

Практика

Каждый учитель уже отработал определённые методы, технологии и приёмы для развития грамотного письма своих учеников. Я предлагаю попробовать провести работу по развитию орфографической зоркости используя уже свой накопленный опыт и используя методику П.С.Тоцкого.

Вы уже сидите по группам. Предлагаю поработать так:

У каждой группы одинаковый текст СЛАЙД 18

Странные спасатели

Ничто не нарушало полуденную тишь. Лиловый бегемот и мышь изнывали от духоты. Ну и жарища! Взяв ведро, верёвку и кормушку для рыбы, они решили пойти на рыбалку. Чтобы не проголодаться, рыбаки захватили с собой томаты и шоколад. 

Возле берега друзья увидели гнездо с птичьими яйцами. Вдруг мышь заметила, что из лазейки в зарослях кустов выбирается кот. Это же грабитель! Страх поверг мышь в шок, но она не растерялась и запищала: «Уходи! Здесь можно подцепить заразу. А ещё скоро придёт морячок, вызовет сильный ураган, и тебя смоет волной. А потом мы позовём пешеходов на комбайне, и они увезут нас отсюда».

Грабитель больше не мог терпеть этой чепухи и сбежал. Так мышь и бегемот спасли гнездо от кота.

С помощью памяток, которые используются как план Вашей работы, каждая группа организует работу по методике Тоцкого и проведёт его с нами. Перед Вами задания для групп СЛАЙД 19


  • 1 группа – словарная работа по тексту

  • 2 группа – работа со словосочетанием, используя словарные слова текста.

  • 3 группа – работа с текстом

  • 4 группа - письменная работа с текстом

Вам даётся 5 минут и представители каждой группы показывают по очереди свой фрагмент.

СЛАЙД 20 Вывод

Создание индивидуального орфографического алгоритма позволяет учителю собрать в эффективную систему отдельные приёмы по развитию орфографической зоркости учащихся, создать условия для успешного усвоения материала учащимися, при индивидуальном темпе и управлении учебной деятельностью.


Я прошу всех заполнить Лист пожеланий. СЛАЙД 21

Спасибо за работу! СЛАЙД 22























































































Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко

для развития оперативной памяти.

Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.

*** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

*** Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

*** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.

*** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

*** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.

*** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.

*** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.


12


Просмотр содержимого презентации
«Орфография без правил готово»

Орфография без правил  или  Орфографическое чтение как  основа правописания  мастер-класс  Губачёва Галина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ лицей №12 г.Ишимбай

Орфография без правил или Орфографическое чтение как основа правописания мастер-класс

Губачёва Галина Александровна,

учитель начальных классов,

МБОУ лицей №12

г.Ишимбай

Основы грамотного письма

Основы грамотного письма

  • Усвоение всех букв и их начертания, т. е. знание алфавита и каллиграфии.
  • Графическое обозначение буквами всех звуков в речи.
  • Усвоение правил, способов проверки, т. е. орфографических норм.
Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом применять правило то есть обнаруживать орфограммы  (обладать орфографической зоркостью ) верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи   ставить орфографические задачи проверять написанное выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило осуществлять орфографический самоконтро ль

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом

применять правило

то есть обнаруживать орфограммы

(обладать орфографической зоркостью )

верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи

  ставить орфографические задачи

проверять написанное

выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило

осуществлять орфографический самоконтро ль

Что есть орфографическая зоркость ?  это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания Слуховой выборочный, предупредительный диктанты….   Зрительный  зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «дырками»…..   Факторы  орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму  Рукодвигательный Артикулярный орфографическое проговаривание… при выполнении всех упражнений

Что есть орфографическая зоркость ?

это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания

Слуховой

выборочный, предупредительный диктанты….

Зрительный зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «дырками»…..

Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму

Рукодвигательный

Артикулярный

орфографическое проговаривание…

при выполнении всех упражнений

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано». Дмитрий Иванович Тихомиров «Если слово повторить многократно…, то движения органов речи останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова». Пётр Семёнович Тоцкий

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано».

Дмитрий Иванович

Тихомиров

«Если слово повторить многократно…, то движения органов речи останутся в памяти, они-то и решат на практике правописание слова».

Пётр Семёнович

Тоцкий

Методика П.С. Тоцкого «Орфография без правил»   Идея: орфографическое и орфоэпическое чтение Принцип: принцип отработки грамотного письма путём многократной тренировки словарного материала

Методика П.С. Тоцкого «Орфография без правил»

Идея:

орфографическое и орфоэпическое чтение

Принцип:

принцип отработки грамотного письма путём многократной тренировки словарного материала

Особенности методики П.С.Тоцкого   1. Орфографическое проговаривание – непременное условие для орфографического письма. 2. Слово не должно распадаться на слоги. 3. Основная единица запоминания – слово. 4. Уйти от тематических текстов, чтобы сосредоточить внимание на слове.

Особенности методики П.С.Тоцкого

1. Орфографическое проговаривание – непременное условие для орфографического письма.

2. Слово не должно распадаться на слоги.

3. Основная единица запоминания – слово.

4. Уйти от тематических текстов, чтобы сосредоточить внимание на слове.

Правила, которые не охватывают орфографическое чтение.

Правила, которые не охватывают орфографическое чтение.

  • Правописание гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
  • Мягкий знак после шипящих (дочь,течь).
  • Правописание глаголов 2-го лица, ед.ч.
  • Заглавная буква в именах собственных.
  • Дефис в написаниях наречий (кто-то).
  • Правописание наречий (вдруг, вмиг).
Этапы работы по методике П.С.Тоцкого В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Ведущая роль принадлежит учителю. мороз сорока капуста морковь кровать Ба-бо-бы-на дворе стоят столбы Бу-бы-ба-из окна торчит труба

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого

  • В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Ведущая роль принадлежит учителю.

мороз

сорока

капуста

морковь

кровать

Ба-бо-бы-на дворе стоят столбы

Бу-бы-ба-из окна торчит труба

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого   Словарная работа Леопард, сорока, бабочка, баран, тетерев, собака, аист, синица, попугай, заяц, муравей.  ПОЛЗАЕТ   БЕГАЕТ ЛЕТАЕТ

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого

Словарная работа

Леопард, сорока, бабочка, баран, тетерев, собака, аист, синица, попугай, заяц, муравей.

ПОЛЗАЕТ

БЕГАЕТ

ЛЕТАЕТ

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого Работа со словосочетаниями декабрь медведь береза январь заяц осина февраль   сорока тополь  Морозный январь Серебристый декабрь Выросла под осиной

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого

Работа со словосочетаниями

декабрь медведь береза

январь заяц осина

февраль сорока тополь

Морозный январь

Серебристый декабрь

Выросла под осиной

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого Работа с текстом  По ясному небу едва несли сь редкие облака. Они быстр о таяли на синем небе. Наступила тя жё лая, утомляю ща я жара. Мои ноги путали сь в длинной траве. Она оби ль н о поливала сь горячим солнцем.

Этапы работы по методике П.С.Тоцкого

Работа с текстом

По ясному небу едва несли сь редкие облака. Они быстр о таяли на синем небе. Наступила тя жё лая, утомляю ща я жара. Мои ноги путали сь в длинной траве. Она оби ль н о поливала сь горячим солнцем.

Устная работа с текстом

Устная работа с текстом

  • Учитель читает орфографически.
  • Самостоятельное орфографическое чтение вполголоса в своём темпе.
  • Один ученик у доски. Другой за партой читает орфоэпически, ученик у доски проговаривает орфографически.
  • Вопросы по содержанию текста.
Письменная работа с текстом .   А. Прочитать текст хором орфографически. Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания, объяснить правописание некоторых слов на правила. В. Отвлечься от текста на другое задание . Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку . Д. Проверить диктанты самостоятельно. Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки. З. Работа проверяется преподавателями.

Письменная работа с текстом .

А. Прочитать текст хором орфографически.

Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания, объяснить правописание некоторых слов на правила.

В. Отвлечься от текста на другое задание .

Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку .

Д. Проверить диктанты самостоятельно.

Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения.

Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.

З. Работа проверяется преподавателями.

Эффективные упражнения для развития самоконтроля

Эффективные упражнения для развития самоконтроля

Лексическая работа В словообразовании В подборе однокоренных слов,  синонимов, антонимов

Лексическая работа

  • В словообразовании
  • В подборе однокоренных слов,

синонимов, антонимов

Странные спасатели    Ничто не нарушало полуденную тишь. Лиловый бегемот и мышь изнывали от духоты. Ну и жарища! Взяв ведро, верёвку и кормушку для рыбы, они решили пойти на рыбалку. Чтобы не проголодаться, рыбаки захватили с собой томаты и шоколад.   Возле берега друзья увидели гнездо с птичьими яйцами. Вдруг мышь заметила, что из лазейки в зарослях кустов выбирается кот. Это же грабитель! Страх поверг мышь в шок, но она не растерялась и запищала: «Уходи! Здесь можно подцепить заразу. А ещё скоро придёт морячок, вызовет сильный ураган, и тебя смоет волной. А потом мы позовём пешеходов на комбайне, и они увезут нас отсюда».  Грабитель больше не мог терпеть этой чепухи и сбежал. Так мышь и бегемот спасли гнездо от кота.

Странные спасатели

Ничто не нарушало полуденную тишь. Лиловый бегемот и мышь изнывали от духоты. Ну и жарища! Взяв ведро, верёвку и кормушку для рыбы, они решили пойти на рыбалку. Чтобы не проголодаться, рыбаки захватили с собой томаты и шоколад. 

Возле берега друзья увидели гнездо с птичьими яйцами. Вдруг мышь заметила, что из лазейки в зарослях кустов выбирается кот. Это же грабитель! Страх поверг мышь в шок, но она не растерялась и запищала: «Уходи! Здесь можно подцепить заразу. А ещё скоро придёт морячок, вызовет сильный ураган, и тебя смоет волной. А потом мы позовём пешеходов на комбайне, и они увезут нас отсюда».

Грабитель больше не мог терпеть этой чепухи и сбежал. Так мышь и бегемот спасли гнездо от кота.

Практика

Практика

  • 1 группа – словарная работа по тексту
  • 2 группа – работа со словосочетанием, используя словарные слова
  • 3 группа – устная работа с текстом
  • 4 группа - письменная работа с текстом
Вывод: Создание индивидуального орфографического алгоритма позволяет учителю собрать в эффективную систему отдельные приёмы по развитию орфографической зоркости учащихся, создать условия для успешного усвоения материала учащимися, при индивидуальном темпе и управлении учебной деятельностью.

Вывод:

Создание индивидуального орфографического алгоритма позволяет учителю собрать в эффективную систему отдельные приёмы по развитию орфографической зоркости учащихся, создать условия для успешного усвоения материала учащимися, при индивидуальном темпе и управлении учебной деятельностью.

ЛИСТ ПОЖЕЛАНИЙ Хорошо... Интересно... Мешало... Возьму с собой...

ЛИСТ ПОЖЕЛАНИЙ

Хорошо...

Интересно...

Мешало...

Возьму с собой...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!