СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Организация внеурочной деятельности младших школьников по программе «Страна Фантазия. Компьютерная графика»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе по теме «Организация внеурочной деятельности младших школьников по программе «Страна Фантазия. Компьютерная графика», поделиться с Вами методической копилкой по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Организация внеурочной деятельности младших школьников по программе «Страна Фантазия. Компьютерная графика»»

Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить.

Франсуа Рабле,

французский писатель-гуманист

Уважаемые коллеги!

Меня зовут…

Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе по теме «Организация внеурочной деятельности младших школьников по программе «Страна Фантазия. Компьютерная графика», а в частности поделиться с Вами своей методической копилкой по данной теме.


В рамках МК  приглашаем вас обсудить, следующие вопросы:

  1. Актуальность ведения внеурочной деятельности по данной теме

  2. Что такое компьютерная графика?

  3. Плюсы и минусы компьютерной графики. Увлечение с пользой.

Бумага+ПК=среда для развития воображения, фантазии

  1. Методическая копилка

  2. Практикум по группам «Зимняя фантазия»

  3. Рефлексия


Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован. Процесс рисования является наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям. Многие современные ученные считают, что работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему рисовать так же необходимо, как и разговаривать.

В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий.

Я работаю в сельской малокомплектной школе в посёлке Чернореченск. Школа находится на расстоянии 20 км от города. Детского сада в поселке нет. …. К сожалению, есть первоклассники, которые не рисуют совсем и не любят рисовать. Моя задача – увлечь. Поэтому я решила объединить стремление детей выразить себя через рисунок на бумаге, моделирование с помощью дидактических игр, аппликаций с новыми технологиями, а точнее компьютерной графикой.

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Страна Фантазия. Компьютерная графика” реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ предмета, основы художественного изображения. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В процессе анализа изображений дети учатся понимать произведения искусства, динамически управлять формой, размерами и цветом изображения. Использование компьютерной графики повышает уровень восприятия информации, способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Внеклассные занятия по моей программе тесно связаны с уроками технологии, математики, изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–10 лет.

Использование компьютерной графики во внеурочной деятельности - это один из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.




















Компьютерная графика — графика на компьютере или точнее с помощью компьютера. Компьютер используется как инструмент рисования, моделирования.

Обучение детей компьютерной графике начинается от простого к сложному.

Хочется предостеречь. Компьютер, как в общем-то любой предмет, может использоваться и во благо, и во вред. Следует правильно оценить его возможности и потенциальную опасность. Попробуем это сделать с точки зрения художника (дизайнера).

Итак, вначале плюсы. Компьютер повышает скорость работы, позволяет

рассматривать много вариантов решения, не затрачивая на это дорогостоящие

материалы, имитировать любой окружающий ландшафт, освещение, атмосферу, резать, склеивать, стирать, дорисовывать не боясь испортить предыдущую работу. В вашем распоряжении стандартные заготовки, шаблоны, спецэффекты, оцифрованные (переведенные в электронную форму) фотографии, рисунки. Компьютер развязывает руки нашей фантазии. Обладая таким мощным инструментом настоящий профессионал будет расти, а вот наши дети неизбежно впадут в опасную крайность.

Они скажут: “Карандаш ушел в прошлое, сегодня только компьютер может быть инструментом художника или дизайнера”. Это – попытка отказа от традиционных технологий, которые вовсе не плохи, попытка заменить их компьютером. Следующее к чему придет наш “любитель”:

1. зачем мне знать, что из себя представляет шрифт и по каким правилам он строится. В компьютере много шрифтов.

2. зачем мне знать о свойствах материалов, они есть в компьютере.

3. зачем мне уметь рисовать. В компьютере есть готовые картинки.

... Дальше вы можете продолжить сами.

Я столкнулась с тем, что ребенок считает, что если есть компьютер, то вообще знать ничего не надо, “потому что в компьютере все есть”.

Если художник (дизайнер) пользуется только готовыми схемами и шаблонами, то в чем же выражается творчество. Поэтому не надо забывать о связи степени развитости пальцев рук с эффективностью деятельности мозга. В детстве мы учились рисовать

карандашом, вырезать ножницами из бумаги фигурки, делать аппликации. Выполняя эти упражнения в детском саду, начальной школе или дома с родителями, мы развивали свое воображение, тренировали мозг, интеллект. Осваивая традиционные технологии (профессиональное мастерство) вы делаете то же самое, но только на более высоком уровне. Конечно, компьютер тоже развивает и мышление, и воображение, но в более узкой области, поскольку не чувствуете под рукой настоящего “живого” материала.

Особенностью моей программы является то, что кроме овладения навыком работы на компьютере, освоения компьютерных программ, ребята выполняют эскизы в альбомах карандашами, а затем переводят на компьютер и доводят до совершенства.

Компьютер должен стать помощником, ускоряющим работу, помогающим воплотить свою фантазию в современных технологиях. Также мы с ребятами знакомимся с образцами декоративно-прикладного искусства, виртуально путешествуем по музеям, знакомимся с работами великих художников.


Предлагаю Вам разгадать головоломку.



Задание: Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

«пробел»

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.



Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(4 , 3); (2, 2); (1, 3); (6, 2); (10, 3); (8, 2); (6, 3); (3, 2); (1,1); (10, 3); (11, 3); (12, 1); (2, 2); (6, 3); (5, 3); (1, 3); (1, 1); (4, 2); (5, 1); (2, 2); (12, 3)

Ответ _______________________________________________________________________

- Проверим.

- Что получилось? (графический редактор)


Для работы с компьютерной графикой существует категория программного обеспечения – различные графические редакторы.
Графический редактор – это компьютерная программа, предназначенная для создания и обработки изображений.
Существует множество графических редакторов – от  простых, со стандартным набором инструментов, до профессиональных, обладающих широкими возможностями. Многие графические редакторы содержат библиотеки готовых картинок, которые можно использовать в работе. Созданные в графическом редакторе изображения, можно распечатать на принтере, точно так же, как и текст.

Знакомство с графическим редактором - это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, а также развитие пространственного и конструкторского мышления. 

Есть задания, которые наряду с развитием пространственного воображения, отрабатывают такие математические понятия как симметрия, поворот. Формирование знания геометрических фигур осуществляется упражнениями типа: «Раскрась картинку, посчитай, сколько здесь изображено треугольников». 

Ребята с увлечением рисуют сначала картинку, заданную учителем: домик, облака, солнышко, а потом все больше проявляют инициативу и рисуют то, что они придумывают или изменяют сами. На первых занятиях рисунок примитивен, как у дошкольника: неровные линии, нет симметрии. Научившись приемам работы с инструментами, цветами, шрифтами, ребята с удовольствием рисуют открытки-поздравления к праздникам. Им вполне по силам выполнить плакат с надписями и схематическими рисунками. Позднее при работе с более сложными графическими редакторами, учащиеся уже свободно оперируют их различными инструментами. А творческие задания им помогают при этом. Важной задачей является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество будит в детях открыть, что-то новое, для ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.

Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству, использую следующие приемы:

  1. Игровой момент

  2. Соревновательный или конкурсный момент.

  3. Музыкальное сопровождение, или музыкальное задание, когда рисуем на компьютере.

  4. Поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления.

  5. Отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания.

  6. Работа в роли консультанта.

Особое внимание уделяю тем, кто боится получить неудачные рисунки, так как уверен, что не умеет и не любит рисовать на бумаге и думает, что не сможет создать рисунок на компьютере.

Для таких ребят имеется набор пошаговых заданий по обучению рисованию.

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На занятиях применяю следующие виды творческих заданий:

  1. Работа по маршрутной карте (этапное конструирование), когда прописывается каждый шаг выполнения задания;

  2. «Выбор из массива», когда предлагается множество заданий примерно одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе;

  3. Составление заданий самими учащимися;

  4. Коллективный коллаж на определенную тему, когда каждый ребенок создает свой фрагмент, а потом соединяют все работы в одно целое;

  5. Конкурсы «Лучший рисунок, плакат на определенную тему»;

  6. «Совместная работа над темой»;

  7. «Необычное в обычном»;

  8. «Фантазии на ПК»;

  9. «Начало есть - додумай сам»;

  10. Задания «Лови ошибку»;

  11. «Найди отличия и измени»;

  12. «Создай эскиз памятника»;

  13. «Догадайся, нарисуй»;

  14. «Передам музыку», когда прослушивается отрывок музыкального произведения и ребята рисуют на компьютере, пытаясь выразить смысл услышанного, используя свое воображение;

  15. Создание иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете;

  16. Нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней;

  17. Составление кроссвордов

  18. Составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики;

  19. Составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы;

  20. Создание поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата;

  21. Плакат-аннотация на статью, фильм и т.д.






Возможно, что школа будущего – это школа проектов.

Внедрение в практику метода проектов значительно повышает интерес учащихся к занятиям, их самооценку, качество и уровень выполненных работ. Улучшаются взаимоотношения между обучающимися. Чувствуя свою значимость в коллективе, дети охотно оказывают помощь своим сверстникам в освоении компьютерных технологий.

      Проект зарождается из мини проектов, затем складывается в небольшие модули, снова возникает проект более объёмный и значимый, вырастает в новый модуль более крупного размера и так можно, в моём случае, работая с компьютерной графикой, продолжать работу над проектом практически бесконечно.


1. «Космос».

  • «Звёздное небо».

  • «Вращение земли». Здесь представлена анимация модели вращения земли вокруг солнца, а возникла идея создания при изучении самых простых инструментов градиентной сплошной и текстурной заливки, кисти и инструментов выделения в графическом редакторе GIMP.

  • «Ракета, летящая на другую планету»- анимация.

  • Рисунки на тему «Космос»

2. «Дорога».

  • «Светофор на улице». Здесь коллективный проект возник из нескольких рисунков домиков, выполненных различными детьми и анимации «Мигающий светофор».

  • «Автомобиль» - анимация.

  • «ПДД» - анимация – игра. Движение автомобиля на зелёный свет.

  • «Моя дорога» - анимация.

3. «Новый год».

  • Рисунок открытки.

  • Рисунок зимнего пейзажа.

  • «Ёлочка» - анимация огней на ёлочке.

  • «Снегопад» - анимация. «Ёлки на улице», «Ёлки в лесу», «Ёлочка в комнате», «Новогодние сверкающие надписи» - анимация.

4. «Природа».

  • «Рисунки о природе».

  • «Листопад» - анимация.

  • «Снегопад» - анимация

  • «Дождик» - анимация

  • «Вода» - анимация.

  • «Бабочки» - анимация.

  • «Аквариум» - анимация.

     Проекты можно показывать долго, их много.  В дальнейшем они будут объединены одной темой «Этот огромный, огромный мир…».



Методическая копилка

    1. «Сложи квадрат»

Тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении частей целого.


    1. «Чудо-кубики. Сложи узор»

Дети учатся складывать такой же узор из кубиков, придумывать новые узоры. Развивается способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.


    1. Спирограф

Это игра нового типа. Спирограф готовит руку к письму, стимулирует воображение и фантазию, развивает способность к рисованию, учит моделированию цветов и пространственному мышлению. А у взрослых поднимает жизненный тонус и успокаивает нервную систему.


    1. Трафареты для рисования


    1. Программы для работы с мышью

Мышка – такое маленькое непослушное устройство. Эти простые игры помогут детям держать мышь, пользоваться кнопками, управлять мышкой на экране.


    1. Пазлы


    1. Программы для декоративно-прикладного рисования

Программа предназначена для компьютерной поддержки изучения народного декоративно-прикладного творчества. Можно использовать на уроках изо.


    1. Раскраски


    1. Программы-рисовалки

Графические редакторы: рисование, аппликация


    1. Дизайнерские программы

С программой ребенок создаст свои первые шедевры: это может быть веселая открытка, грамота для родителей или смешная поделка. Игра научит его реализовывать свою творческую фантазию, создавая при этом удивительные работы.


    1. Graph

Создание и исследование различных конструкций из геометрических фигур. При выполнении данных заданий ученику приходится   оперировать реальными и абстрактными объектами и отношениями между ними.





    1. Paint

Стандартная программа для рисования, раскрашивания и редактирования изображений. Программа сама по себе простая и разобраться в ней под силу даже новичку. Знакомство с рисование на ПК рекомендую начать с неё.


    1. Tux paint

Это свободная программа рисования для детей от 3 до 12 лет. Используется в школах по всему миру. Её отличает лёгкий в освоении интерфейс и забавные звуковые эффекты. Рисованный персонаж (пингвин Тукс) поможет детям в освоении программы.


    1. Брашечка

Увлекательная программа для рисования онлайн, развивающая творческие способности ребёнка. Рисование в Брашечке – это и рисование и художественное конструирование одновременно. Создание рисунка происходит в тематических наборах для творчества, а основными инструментами служат текстура и кусочки изображений. Программа идеально подходит для первого знакомства с графическими редакторами.



    1. Snowf (рисование снежинок)

Редактор создания оригинальных снежинок. Снежинки можно нарисовать, потом распечатать.

    1. Конструктор мультфильмов: Мульти-пульти

В планах ребята хотят создать свой мультфильм.



























Практикум (по группам)

Наступила почти уже зима, скоро Новый год. Много интересных и разнообразных идей можно придумать для рисунков на тему зимы. Итак – зимняя фантазия. Какие идеи рисунков можете предложить Вы?

Работать будем в группах.

1 группа – работа со спирографом. Ваша задача – потренироваться в рисовании узоров. Создать свои снежинки (спирограф, инструкция)

2 группа – работа с кубиками «Сложи узор». Ваша задача – придумать сказку на зимнюю тему, использую кубики (фломастеры, лист А3, кубики)

3 группа – работа с программой Graph. Ваша задача – создать лесных зверей для зимнего леса из геометрических фигур (компьютер с программой)


4 группа – работа с программой Snow. Вам нужно пофантазировать и нарисовать снежинки (компьютер с программой)


5 группа – раскраска. Раскрашиваем картинку на зимнюю тему (компьютер с программой)



Рефлексия

Предлагаю вам поделиться мыслями по поводу проведения мастер-класса. Перед вами цветик-пятицветик. Можно написать на одном лепестке или на нескольких. Это может быть слово, предложение, смайлик.

Красный цвет – ЭМОЦИИ – ваше эмоциональное состояние

Зелёный цвет – ТВОРЧЕСТВО – ваше внутреннее состояние, была ли в вас искра фантазии

Оранжевый цвет – НОВОЕ – узнали ли вы новое

Синий цвет – ТРЕВОЖНОСТЬ – выскажите свои тревоги, опасения

Жёлтый цвет – ПОЗИТИВ – оценка с позитивной точки зрения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!