Мастер-класс
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «К ИСТОКАМ»
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»
В. А. Сухомлинский
Цель: показать элементы организации исследовательской работы в рамках внеурочной деятельности «К истокам», и убедить слушателей, что исследовательская работа обучающихся является мощным механизмом развития широкого спектра УУД.
Оборудование: исписанные листы, тазик, блендер, горячая вода, пяльцы с запяленной сеткой, тканевые салфетки, клеенка, клей ПВА; краски, редис, ватман, зубочистки, кисть или спонж.
Ресурсы: видеоролик «Производство бумаги», презентация.
Ход мастер-класса
Структура мастер-класса | Деятельность организатора мастер-класса | Деятельность слушателей |
Презентация педагогического опыта. | Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать. Слайд 1. Позвольте представиться…Касько Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 24 им. К.И. Недорубова. Тема мастер-класса: «Организация внеурочной деятельности «К истокам». Слайд 2. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В каждом ОУ реализуется внеурочная деятельность. Сегодня мне бы хотелось продемонстрировать организацию внеурочной деятельности «К истокам» (5-6 класс). Моя цель: показать элемент организации внеурочной деятельности «К истокам», и убедить вас в том, что данный курс помогает реализовать программу духовно-нравственного воспитания. | Приветствуют друг друга, готовятся к мастер-классу. Формулирует свою цель работы на мастер-классе. |
Представление исследовательской и экспериментальной деятельности | - Коллеги, скажите, с чего начинается любое исследование? Верно, любое исследование начинается с проблемы. На данном этапе определения проблемы у учащихся развиваются регулятивные УУД - обнаруживать и формулировать проблему. - Перед вами исписанная бумага. Скажите, можно ли дать бумаге «вторую жизнь» в домашних условиях? - Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать происхождение и производство бумаги. - Коллеги, давайте определим тему нашего исследования.... . - Какова будет цель исследования? … На данных этапах формируются регул. УУД - формулировать тему и определять цель. - Давайте узнаем о происхождении и видах бумаги. Слайды 4-8. Изучение художественной литературы о появлении бумаги (появление, производство, переработка и применение бумаги, ее виды). - Во все времена для передачи своих мыслей человек использовал различные материалы. Писать люди научились раньше, чем изобрели бумагу. Древние люди царапали изображения на камнях, стенах пещер и скалах. Писали на глине, листьях, бересте. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через много лет наша страна узнала, как делать это чудо. Бумага – это материал в виде тонких пластин, который изготавливается из различных переработанных материалов: стеблей некоторых растений (кукурузы, тростника, макулатуры, древесины). Она применяется для письма, упаковки, изготовления печатной продукции, для конструирования, рисования и других видов творческой деятельности. Современная бумажная промышленность изготавливает примерно 600 видов и сортов бумаги. Все они имеют различную толщину, цвет, прочность и свойства. Виды бумаги: типографская, офсетная, обложечная, писчая, самоклеящаяся, газетная, цветная, альбомная. Слайды 9-14. - Для эксперимента понадобятся: исписанные листы, тазик, блендер, горячая вода, пяльцы с запяленной сеткой, тканевые салфетки, клеенка, клей ПВА или крахмал. Сначала надо порвать на маленькие кусочки исписанные листы и положить их в тазик, затем залить их горячей водой, размешать и размять все блендером. Одно из свойств бумаги – это то, что при намокании образуется бумажная кашица. Затем добавить в массу клей ПВА и размешать. Взять пяльцы, погрузить их в кашицу из макулатуры. Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, достать пяльцы и положил на клеенку с салфеткой. После убрать лишнюю жидкость. Для этого надо накрыть пяльцы с «кашицей» салфеткой и промокнуть, таким образом, убрав лишнюю воду. После того как жидкость будет убрана необходимо перевернуть пяльцы, отделить от них бумагу и оставить до полного высыхания. - Предлагаю на этой бумаге написать письмо потомкам. - Делаем вывод, отвечаем на проблемный вопрос: Можно ли дать бумаге «вторую жизнь» в домашних условиях? Слайд 15. - Итак, мы доказали, что бумаге можно дать «вторую жизнь» в домашних условиях. Бумага получается необычная. А еще таким образом можно спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помочь еще и многим животным, птицам и насекомым. Потому что в природе все взаимосвязано: бумагу делают из деревьев, деревья являются жильем, источником жизни для человека, животных, насекомых и птиц. На данных этапах исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия: познавательные - выдвигать гипотезы, выбирать способ решения, анализировать и обобщать. коммуникативные – работать в группе, слушать и понимать других, выдвигать свои версии, формулировать ответы. | Участвуют в диалоге с организатором мастер-класса, отвечают на поставленные вопросы. Излагают свои версии, можно ли дать бумаге «вторую жизнь» в домашних условиях. Да. Бумаге можно дать «вторую жизнь». Тема нашего исследовательского эксперимента: «Бумаге – вторую жизнь». Формулируют цель исследования. Цель: изучить способ получения бумаги в домашних условиях из исписанных альбомных и тетрадных листов. Участники сами определяют способы исследования, и согласно поставленным задачам начинают работу. Пишут письмо потомкам. Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение. |
5. Рефлексия | Слайд 16. - Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу… - «Я узнала, что….» - «Мне было ….» - «Я была не согласна …..» - «В своей работе я ……..» - «Сегодня для меня было новым, то что ….» | Высказывают своё мнение о совместно проделанной работе. |
Итог мастер-класса | Я продемонстрировала фрагмент организации внеурочной деятельности «К истокам», в процессе которого формируются все универсальные учебные действия. Именно такая деятельность способствует развитию метапредметных действий и личностных результатов. Но это можно использовать не только во внеурочной работе, но и на любых уроках. - Наш мастер-класс состоялся! СПАСИБО за работу. | |
ПОКАЗАТЬ: Вовлечение ребёнка в творческую мастерскую создания книги, воспитание интереса и бережного отношения к книге.
Цели программы:
– обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям; сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного воспитания, декоративно-прикладного творчества;
– гармонично развить и воспитать ребенка – носителя и хранителя национальной культуры – посредством использования различных форм и методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-нравственную личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение разными видами творчества в их единстве и взаимосвязи:
- способностью осознанно принимать и воспринимать произведение искусства как основное ядро познания мира;
- выразительно, точно и логично передавать собственные мысли и чувства в разных формах творческой деятельности;
- интерпретировать художественный образ, открывая новые в нём смыслы – смыслы для себя.
Деятельностно-системный подход пронизывает весь курс программы, в которой предусмотрены четыре взаимосвязанных блока:
• «"Книги – реки, напояющие Вселенную мудростью", или Похвала книгам» (знакомство с историей самой первой книги; вовлечение ребёнка в творческую мастерскую создания книги, воспитание интереса и бережного отношения к книге; изготовление новодела старинной книги; осмысление высказывания И. Фёдорова: «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать»; осознание своей роли в жизни книги, а также роли книги в судьбе каждого человека);
• «Путешествие в удивительный мир "говорящих" листов» («История изобретения бумаги как культурный феномен») (открытие тайны создания бумаги; приобщение к великим культурным открытиям, создание атмосферы сопричастности «Я» к Миру; открытие ребёнку удивительного мира привычных для него вещей; изготовление ватной бумаги по старинному рецепту; изготовление бумаги из старых газет; опыты по «узнаванию» бумаги; проект «Карта-путешествие бумаги по стране»; осмысление высказывания Ф. Шиллера: «Телом и словом письмо облекает безгласные мысли, говорящий листок их относит векам…»);
• «"Лоцманы" в мире культуры» («Великие преобразователи земли Русской») (открыть тайну судеб великих людей: М. В. Ломоносова, В. И. Даля; на примере великих судеб людских продемонстрировать путь служения Отчизне; формировать чувство патриотизма, желание приносить пользу людям; сопоставительный анализ картины неизвестного художника «Портрет М. В. Ломоносова» и скульптурного памятника
Ф. И. Шубина «М. В. Ломоносов»; виртуальные экскурсии; осмысление высказывания А.Н. Герцена: «Время от времени полезно заглядывать
в архивы… Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперёд»);
• «Вечный глагол» («Слово устное и письменное в судьбе Руси») (создание социально значимых проектов; приобщить ребёнка к великим культурным открытиям, вызвать интерес к истории слова; создать сайт «Аз – свет миру», интеллект-карты в сервисной программе MindMeister; осмысление высказывания Н. М. Карамзина: «Чтение и письмо открывают человеку новый мир»
Для достижения главной цели внеурочная деятельность строится в соответствии со следующими основными принципами программы:
принцип системности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
принцип гуманизации (уважение к личности ребёнка; создание благоприятных условий для развития способностей детей);
принцип опоры (учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них);
принцип совместной деятельности детей и взрослых (привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении);
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией; совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить их настроение и перспективу развития);
принцип успешности (и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным; степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен).
Таким образом, формируется представление о культуре как национальном достоянии русского народа.
Программа направлена на всестороннее воспитание личности: развитие эмоционально-волевой сферы, формирование представления о мире и богатстве культуры русского народа, формирование потребностей в самосовершенствовании.
Программа внеурочной деятельности «К истокам» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
• тестирование;
• творческие задания;
• викторины;
• конкурсы;
• лабораторные работы;
• интеллектуальные игры;
• выставки творческих работ учащихся;
• защита проектов;
• музейные занятия.
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что воплощение программы благотворно влияет на развитие творческих достижений учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности. Считаю, что данная программа благотворно влияет на подрастающее поколение.
Закончить свое выступление хотелось бы народной мудростью:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.