«Особенности работы с родителями в современном социо - и медиа пространстве».
Цель мастер-класса – передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности. Методическая цель – создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой Дидактическая цель – развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии. - Тема моей воспитательной программы – «Ценностные основы социо - и медиакультурного воспитания: дышим вместе». Концепция программы предполагает формирование у детей представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», снимает барьеры между людьми здоровыми и людьми с инвалидностью; раскрывает способности каждого ученика, воспитывает личность, готовую к жизни в конкурентном мире. |
Одним из направлений моей воспитательной программы является работа с родителями. Цель данной работы – формирование эффективной системы взаимодействия родителей с классным руководителем, обеспечение ценностно-смысловой определенности развития и воспитания личности в социальном пространстве школы, создание основ взаимодействия семьи и школы. |
Вечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Данная проблема возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь. |
Тема моего мастер-класса – «Особенности работы с родителями в современном со |
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы знать ребенка, нужно узнать его семью». Именно поэтому каждый педагог в начале работы с родителями должен изучить семьи, в которых растут и воспитываются их ученики, составить социальный паспорт класса. - Назовите, какие типы семьи могут быть в классе. (Перечисляют: многодетные, полные, неполные, опекаемые и т.д.) |
В процессе изучения семей, опираясь на социальный паспорт класса учителю стоит особое внимание обратить на стиль семейного воспитания – способ отношений родителей к ребенку |
возьмите файл, выберете зеленую карточку, выполните задание. На каждой карточке дано описание определенного стиля воспитания. Впишите недостающие слова и определите стиль семейного воспитания. - Прочитайте, что у вас получилось. (Зачитывают). - Я предлагаю вам посмотреть 5 (НО ЦИФРУ 2 НЕ ВКЛЮЧАТЬ) видеофрагмента и определить, какой стиль семейного воспитания показан в каждом из них. (Просмотр) - Какой стиль показан в 1 видеофрагменте? - Во 2? - В 3? - В 4? - В 5? - Какой стиль семейного воспитания, с Вашей точки зрения, предпочтителен в условиях нашего общества? Почему? Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, все меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. |
Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. Часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. Какие же проблемы возникают в процессе работы классного руководителя с родителями? Возьмите пластиковый конверт с красными табличками. выберите те проблемы, которые возникают в процессе общения учителя с родителями. Разместите выбранные вами проблемы на доске. отсутствие единства требований семьи и школы; неспособность учителя вести диалог; пренебрежение родителем своими обязанностями; неумение решать свои проблемы вовремя; предъявление необоснованных требований к учителю; неумение контролировать эмоции; непонимание того, что в конфликте учителя и родителей страдает ребенок; незнание возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка. пассивность, инертность родителей; их неучастие в общественной жизни класса. (Повесить тучку!!!) Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства. В. А. Сухомлинский. |
В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую профессию?» - Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, - ответила она. - А как вы относитесь к взрослым? - К взрослым отношусь безразлично. - Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся? Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: «Думаю, что провести собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают значение роли семьи в формировании личности. |
- Для преодоления перечисленных проблем классный руководитель ставит перед собой задачи, которые определяют особенности работы с родителями. - Возьмите из файла желтую карточку. Прочитайте и подчеркните только те задачи, которые вы поставите перед собой в работе с родителями. - Прочитайте, какие задачи вы выбрали: активное вовлечение родителей в образовательный процесс; повышение психолого-педагогических знаний родителей; психолого-педагогическое сопровождение семьи; совершенствование форм взаимодействия семьи и школы. |
Я хорошо представляю себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет мне предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, я выбираю наиболее эффективные формы работы с родителями. «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и ко мне. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности. «Дышим вместе» «Брось компьютерную «мышку» — сделай книжку!» Создание собственных, рукотворных книг оказалось не только полезным и интересным занятием, но и сплотило семьи. Ведь многие работы - результат именно семейного творчества. «Сердцу милый уголок»: конкурс семейных видеороликов о городе Курске, посвящённый Дню города. |
- Я назвала не все формы, НЕСКОЛЬКО припасла для вас, чтобы вы подумали. - в файле лежит синяя карточка, на которой указана форма работы. ниже дано несколько описаний. вам необходимо выбрать то описание, которое соответствует данной форме. - Прочитайте, что у вас получилось. Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечёт за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Достичь успехов в обучении и воспитании детей, можно только тогда, когда родители становятся союзниками учителя. |
Взаимодействие учителя с родителями направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности является основой жизни, достойной человека. - У меня в руках «Чудесные ларцы». Один из них чёрного цвета. С чем он у вас ассоциируется? ( негатив) - Я предлагаю Вам, используя файл с синими табличками, пополнить каждую из этих копилок. - Положите в черный ящик то, что Вы не будете использовать в своей работе, а методическую копилку пополните эффективными правилами взаимодействия с семьей ученика. - Помогите мне, пожалуйста. Двум участникам дать в руки 2 копилки. Они подходят к каждому участнику, а те складывают туда правила, зачитывая. |
- Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, то есть то, что мы хотим получить в итоге. - Что от родителей ждет современный учитель? - Кем же должен быть родитель в современной школе? - Русская пословица гласит: При солнышке тепло, при матери – добро. Мне так хочется верить, что в каждом человеке живет солнце. Встречая каждое утро родителей, я как будто протягиваю им свои руки, Посмотрите, видите в моих ладошках солнышко, я хочу подарить его вам, пусть оно проникнет в вашу душу и всегда будет согревать вас. Иди по жизни смело и дари свет своего сердца другим людям! - Давайте мы с помощью солнечных лучей покажем, кем для нас являются родители наших учеников. |
- Я бы хотела, чтобы каждая встреча с родителями была радостной, проходила в хорошем настроении и заканчивалась приятным сюрпризом. Встречу с родителями можно заканчивать совместным изготовлением открытки. Сегодня первый день весны. Давайте и мы попробуем сделать открытку к этому празднику, используя заготовки, которые лежат у вас на столе. (Попросить прочитать 1-2 открытки) |
|
Учителя… Родители…Семья и школа.… А между ними, как граница, ученик. Но почему «союз не равнобедренный», Кто быстро в суть вопроса вник? Порой считаем мы, что виноваты семьи, Они на нас кивают головой. Пока мы ищем правых и виновных, Нас всех, как в лабиринте, ждет тупик. Так может, нам принять чужих детей, как кровных, Понять, что прежде он ребенок, после – ученик? |