Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум»
Мастер – класс.
Панно «Кот и ракушки» в технике энкаустики с применением природного материала.
Презентацию мастер – класса
подготовила преподаватель БМТ
п. Белоярский
Соловьёва Е.А.
2020г.
Мастер - класс посвящен изучению нетрадиционной техники рисования восковыми мелками с применением природного материала на учебных или внеурочных занятиях. Интересен будет будущим воспитателям и педагогам дошкольного и дополнительного образования. В мастер – классе представлен краткий теоретический и практический материл. Цель: Изучить технологию энкаустики с применением природного материала.
Энкаустика — техника живописи, в которой в качестве красок используется цветной расплавленный воск.
Из истории энкаустики
Восковая живопись берет начало она в Древнем Египте около 5000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V - Ш века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а так же Византии. К ХП веку ее следы исчезли. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин "одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими".
Эти произведения привозил в Рим и Александр Македонский. Войны, разрушения, пожары уничтожали бесценные сокровища. И только спустя сотни лет, при раскопках в окрестностях оазиса Файюм, недалеко от Каира, находящемся в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря, в 1880 году были найдены заупокойные живописные портреты, которые были прибинтованы к ликам мумий. Эти портреты получили название Файюмские, по месту, где они были найдены. Портреты отличались выразительностью и сохранностью. Особенность их в том, что эти портреты писались при жизни, а когда человек умирал, портрет прибинтовывали к лику мумии.
В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также пытался разгадать тайны энкаустической живописи при создании «Тайной вечери», проводил эксперименты с составами краски и грунтом.
Из истории энкаустики
Исследованиям тайн энкаустики посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, Фон Кайлюс, Василий Хвостенко, Аксель. Принято считать, что технология работы с воском пришла в Грецию из Египта.
Несомненно, в Египте это была сакральная технология: древние египтяне почитали пчелу, сотворённую из слёз бога солнца Ра, как священное насекомое Маат – богини истины, справедливости, гармонии, чистоты и согласия. Пчелиный воск египтяне посвящали Маат и её отцу Ра.
Интересно, что состав священной мази, которую египтяне использовали для совершения важнейших религиозных обрядов, весьма близок к составу античных энкаустических красок. Священную мазь египтяне делали из смеси воска, смолы, масла, кипрского терпентина, ладана (смолы ладанного дерева), мёда, различных ароматов, вина, эссенции лотоса, тонко тёртых драгоценных камней и асфальта (чёрного пигмента, символа жизни, плодородной земли Египта).
«Продукты пчеловодства» использовались с глубочайшей древности в сакральных технологиях самых разных народов.
Из истории энкаустики
В состав красок чудотворной иконы Влахернской Божьей Матери (из собрания Третьяковки) входят воск и пепел тел христианских мучеников.
На территории Сибири в Минусинской котловине были найдены ритуальные предметы из кости и камня, покрытые энкаустической защитой. Обнаружено, что в Древнем Египте эту защиту применяли при строительстве пирамид, огромных скульптур, кораблей.
Архитектурный ансамбль Акрополя в Греции так же обработан энкаустическим составом, что позволило мрамору хорошо сохраниться до наших дней. Энкаустические составы называют информационно-энергетической защитой.
В настоящее время применение этих технологий обширно. Восковая живопись применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.
Техника безопасности на внеурочных занятиях
На занятиях необходимо проводить инструктаж обучающихся по технике безопасности.
- Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик.
- Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками за вилку, а не за шнур.
- При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
- При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.
- Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать материал обильно водой.
- Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
- Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться.
- Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Необходимые инструменты
- Отрез белой материи х/б размером А4
- Рамка с картоном размером А4
- Восковые карандаши
- Шаблон рисунка
- Ножницы, резак, точилка для карандашей или тёрка
- Контуры по ткани желтого и серебристого цвета, фломастеры по ткани
- Утюг, подкладочная ткань, бумажные полотенца или газеты, фен
- Горячий клей - пистолет
- Природный материал: ракушки, гречневая крупа, чечевица
- Дополнительный материал для декорирования: бусины, пуговицы, льняной шпагат, нитки и т.д.
Приемы рисования восковыми мелками
- Рисование горячим утюгом начинаем с выполнения упражнений. Утюг держим гладильной поверхностью вверх и наносим восковые мелки.
Разглаживание.
- Представляет собой элементарное гладящее движение утюгом. Утюгом проглаживаем картон (бумагу) от одного края к другому.
Оттиск.
- Утюг прикладываем к картону, а потом резко приподнимаем его.
Рисование боковой стороной утюга.
- Утюг ставим ребром на уже нанесенный фон и проводим вертикальные и горизонтальные линии разной длины и ширины
Рисование кончиком утюга.
- Восковые мелки наносим на кончик утюга и рисуем мелкие детали. Таким приемом можно нарисовать птиц, цветок, мелких животных
Готовимся к творческой работе!
Для того чтобы приступить к нашей работе, нужно взять отрез хлопчатобумажной ткани и прогладить его с двух сторон. И теперь можно приступать к творческому процессу – рисовать!
Выбираем шаблон - заготовку для будущей работы и переносим рисунок на ткань восковым карандашом.
Теперь подбираем желаемую гамму цветов из восковых карандашей и начинаем рисовать.
Рисунок можно наносить на ткань разными способами, а именно, просто штриховкой, тоненьким или толстым слоем, смешивая оттенки.
А также накрошить восковые карандаши и разложить их на ткани по вашему усмотрению.
После того как мы нарисовали, нужно рисунок закрепить горячим утюгом! Подкладываем под нашу ткань лист бумаги и сверху тоже прикрываем бумагой. И начинаем гладить без пара. Ставить нужно поверх бумаги, но не водить им, иначе размажется рисунок.
После того как прогладили нашу картину, убираем бумагу и смотрим результат. Так же закрепить рисунок нужно и с изнаночной стороны
Теперь на нашем рисунке нужно прорисовать детали изображения, используя фломастеры и контуры по ткани. Чтобы контуры быстрее подсохли можно использовать фен . Затем готовый рисунок можно натянуть на картонку из – под рамки, подклеив края работы на изнаночную сторону картона.
Теперь декорируем работу: горячим клеем приклеиваем ракушки, бусины –жемчужины, камушки – гречневая крупа и чечевица, нотный стан – льняной шпагат, ноты – пуговицы .
Когда картина готова! Оформляем её в рамку!
Вот и всё!
Любуемся результатом и поднимаем себе настроение!!!
Надеюсь вам понравилось!
Удачи и творческих успехов !!!
Работы обучающихся
Работы обучающихся
Работы обучающихся
Работы обучающихся
Интернет - ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Энкаустика
- https ://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/09/24/risovanie-v-tehnike-enkaustika-na-zanyatiyah
- www.rezbaderevo.ru/iskusstvo-enkaustiki
- https://www.mastera-rukodeliya.ru/risovanie/encaustic-.html