СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс позволяет систематизировать приемы и методы создания ситуаций успеха учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»»

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА»

(мастер-класс)

Цель: рассмотреть создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды. 

Задачи: 
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 
3. Создать банк данных по проблеме. 
4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме. 
5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества. 



- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с одной истории:(видеоролик «Бабочки»)

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты,не сможешь петь,у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика,но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.

Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка,может коснуться своим крылышком и окрылить,дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

Быть хорошим учителем сейчас - это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.

- Я, хочу предложить вам поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.

- Что же такое успех? Что он для вас?

( Ответы аудитории………………………………………………………..)

  • Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. 
    В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. 


А давайте вместе с вами соберём в одно целое составляющие успеха.(кластер)



радость УСПЕХ удовлетворение




вера в себя

Игра «Ситуация успеха». 
-
Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как учитель, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.( Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего). 

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? 
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед? 
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве учителя? (успех) 

-Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением»

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.

- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся, что делать , чтобы добиться успеха.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

 Прежде чем разбиться на 2 группы для нашей дальнейшей работы я расскажу вам притчу.


Групповая работа. 

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. 
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит: 
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. 
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. 

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила. 

«Памятка» 
Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия. 
Откровенность и доброжелательность в общении. 
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим. 
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого. 

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

  1. Общая радость.

  2. Радость познания.

Приёмов для каждого типа много. Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли его ожидания. «Неожиданная радость» типична для детей с заниженной самооценкой.

1.Приём «Эмоциональные поглаживания»

Вспомните начало нашего занятия. Могут ли слова сказанные вами друг другу стать похвалой для вас, придать вам уверенность?

Но ведь похвала требует определённых условий её применения, иначе она может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной.

Итак сейчас в течении 5 минут первая группа подумает и запишет правила которых необходимо придерживаться при похвале.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Я попрошу участников второй группы привести 20 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

(Презентация выполненных работ)

2.Приём: «Лестница” 
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет детей поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

На своих уроках я стараюсь не сообщать детям тему урока,а поступательно подводить их к выводу о том ,чем сегодня будем заниматься на уроке.

Предлагаю вам побывать в роли моих учеников.

Коллективная работа.

1.«Порядок действий»

5 см, 5 см, 3 см; Перед вами треугольник.Найдите периметр.

5+5+3 = 13 (см)

-Как по другому можно записать?

5 х 2 + 3

-Как сосчитать?Выберите верный вариант.

2 1

5 х 2 + 3 = 25

1 2

5 х 2 + 3 = 13

-А теперь подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

2. «Приставки и суффиксы.»

-Разбейте слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?

-Что у них общего?

Ник, ниц, очк, еньк, ушк, юшк, н, к, ок, ек, за, перед, при, под, в, над, от, пере, у с,

-Сформулируйте тему урока.

3.Прием « Даю шанс» 
-О каком шансе идёт речь,что имеется в виду?Ни о чём другом,как о зараннее подготовленной педагогами ситуации,при которой ребёнок получает возможность неожиданно,может быть впервые,раскрыть для себя собственные возможности,какую-то сторону,если не таланта,то скрытой до сих пор способности.

-Я прошу вас в течении минуты подумать как можно использовать ,или вы уже используете этот приём на уроке.

(Обсуждение предложенных вариантов)

4 .Приём «Умышленная ошибка»

А название следующего приёма вы мне скажете сами. Прочтите текст записанный на жёлтом листочке.

-Чем хорош этот приём?(вопрос у 1 гуппы)

-Что нужно помнить используя его в своей работе?(его можно применять с учётом возраста только на известном детям материале)(вопрос у 2 группы)


Следующий тип ситуации успеха это Общая радость.

Типичен для детей с хорошими способностями,стабильной успеваемостью, болезненно переживающих свои неудачи. Задача учителя показать пути преодоления неудач,убеждать ребёнка в возможности претендовать на более

высокие достижения,стимулировать желание постоянно работать .а не брать штурмом.

5.Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).

Технология:

  • Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

(На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).

-Скажите ,в чем состояла общая радость?

(Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

6.Приём «Обмен ролями»

-Расскажите пожалуйста,в каких ситуациях этот приём можно использовать на уроках?


Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.


Прием “Эврика”.

-Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ученика, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

-Этот приём хорошо можно увидеть,когда мы даём задание детям самим подготовить доклад,или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать информацию,но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ,и тут правильно чтобы дети тоже принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.


-
Внушить ребёнку веру в себя-залог успешного обучения и воспитания.

И учителю очень важно правильно формулировать свои фразы,замечания.

1 группа прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.

Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

(Презентация работы групп )


«Гвозди и цветы»

- Я попрошу выйти ко мне два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.


Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.

Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.

Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь

У меня всё равно не получиться.

Всё зависит от меня, я – источник.

Я пешка от меня ничего не зависит.

Ситуация меняется, если я на неё влияю.

Кто-то определяет ситуацию, но не я.

Вот видите это всего лишь слова , но некоторые цветами расцветают в нас, а некоторые словно гвозди приколачивают и не дают сдвинуться с места.



- Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец ему заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей.


  • Попробуйте вынуть гвозди . Что осталось?

  • Пусть эти цветы будут олицетворением успеха, так как чтобы вырастить этот цветок нужно приложить немало усилий, также и прежде чем достичь успеха. Я предлагаю вам ещё немного приложить усилий в завершении нашего занятия. Возьмите пожалуйста из корзины по одному ореху, внимательно рассмотрите его ,запомните все пятна, линии.

(Затем орехи складываются в общую корзину и перемешиваются. После чего педагогам нужно опять найти свой орех)

  • Что помогло при выполнении задания?

  • То есть потратив некоторое время на изучение личности ребёнка, мы в большинстве случаев сможем найти подход к каждому ребёнку. А это будет наш с вами успех.


Упражнение: «Ресурсный мешочек» 
Мне тоже хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. 
Подумайте каждый для себя: что это может быть? 
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек. 
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале. 

8.Итог занятия. По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.








10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!