Мастер-класс педагогических работников Красногвардейского района
«Мастерство. Творчество. Поиск»
Площадка №1: русский язык
Тема: «Пишем сочинение, используя речевые клише»
Выполнил:
Насибуллина Альфия Фаридовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Яшкинская средняя общеобразовательная школа»
2018год
Мастер-класс "Пишем сочинение, используя речевые клише"
Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
(Приложение 1, слайд 1)
С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ по русскому языку возрастают. Несколько лет тому назад мы не придавали особого внимания заданию с развернутым ответом, акцентировали внимание на выполнение тестовых заданий, а сейчас, как видим, требования возросли, тем более, что, выполнив эту часть работы, ученик может набрать 24 балла из 58.
У нас в школе все годы администрация выделяла дополнительные часы для элективных курсов: по 1 часу «Сочинение на ЕГЭ», по 1часу «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10-11 классах. За 2 года старшей ступени - 136 дополнительных часов, 34 часа русского языка, 102 часа литературы. Итого 6 часов в неделю в 10 классе, 6 часов в 11 классе для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Я готовлю к ЕГЭ с 2004 года, понимаю ответственность, возложенную на меня. Хочется, чтобы ученики были начитаны, приводили хорошие аргументы, правильно находили проблему текста, правильно соотносили с позицией автора, комментировали. Поэтому еженедельно, начиная с 10 класса, мои ученики пишут сочинения. За 2 года ими написано около 70 сочинений. Велись специальные тетради для написания сочинений.
Как мы начинали? Уже в 10 классе, в сентябре-октябре ученики узнали, что такое сочинение ЕГЭ. Чем отличается оно от сочинения-рассуждения ОГЭ 9класса. С декабря они уже знали, как писать сочинение-рассуждение ЕГЭ.
По каким сборникам работали? В первую очередь, это рабочая тетрадь Сениной, сборники текстов Назаровой, Симаковой. И конечно, интернет- ресурсы.
Уважаемые коллеги, давайте представим себя на месте учеников.
Для начала я предлагаю поделиться на четыре группы и прочитать исходный текст.
(Раздается текст – приложение №1)
Прочитайте, пожалуйста, исходный текст. (Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)
Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения (приложение №2)
(Слайд 2)
Алгоритм написания сочинения
Вступление.
Постановка проблемы
Комментарии к поставленной проблеме.
Позиция автора.
Собственная позиция.
Аргумент1
Аргумент 2
Вывод.
Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить проблему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст.
– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?
(Из ответов выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»):
1. Как воспитать в человеке умение сострадать.
2.Обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
3.Проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.
В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
сочувствие сопереживание сострадание | гуманность человечность | эгоизм равнодушие |
– Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.
(Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота; сострадание – сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность.)
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами по К1-4
- Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению? (приложение №3)
(Слайд 3)
Вступление.
Вопросно-ответное единство.
Цепочка вопросительных предложений.
Риторический вопрос.
Цитата.
Краткая справка об авторе текста.
Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Изучив, данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему варианту текста клише, допишите в
Как можно начать сочинение?
Вариант № 1
«____________________» - так начинается _______ статья ___________(Ф.И.О. автора)
Уже в первом предложении (как?) ____________ (сформулирована, обозначена,
выражена, представлена) основная проблема текста. _________________________.
Вариант № 2
_______ ?_______? _______ ?(Цепочка проблемных вопросов) Эти вопросы всегда (тревожили, беспокоили, волновали, интересовали) человечество. О ________ рассказывает (размышляет, спорит, говорит) в своей ______________ статье _________ (Ф.И.О.).
Вариант № 3
Назывное предложение (тема). Проблемный вопрос. Именно над этим вопросом задумывается в своей ________________ (стиль) статье ___________ (Ф.И.О.).
Вариант № 4
О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Ф.И.О. ________________________ . Автор (публицист) очень эмоционально
(как? примеры) Выражает _________________________________ (что?).
Вариант № 5
В самом начале __________(Ф.И.О) пишет о том, что ________ (вставить оценочное слово из статьи). ______________(вопрос(-ы), задаваемый(-ые) автором)? Автор статьи на этот вопрос дает такой ответ (привести цитату, возможно, сокращенную, если она окажется слишком длинной): «___________». ____________________(прокомментируйте).
(Слайд 4)
2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Постановка проблемы". Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.
(Слайд 5)
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
Подберите к слову проблема эпитеты (сложная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и.т.д). Над проблемой чего заставляет задуматься автор?
Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы?
(Слайд 6-7)
В данном тексте
анализируется проблема...
автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
рассматривается – вопрос, пример…
(Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...
Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.
3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будут следующие 2 абзаца. (Приложение №5)
(Слайд 8)
Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:
– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?
Давайте рассмотрим примеры речевых клише.
(Слайд 9)
– То, о чем пишет автор, очень актуально, так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...
Еще раз обратимся к критериям оценивания сочинения.
(Слайд 10)
K2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 3 |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, Но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, Или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста | 1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, Или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, Или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 |
Пример комментария:
Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С.Львов безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется к нему бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Бескомпромиссность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя. По мнению С.Львова, сострадание должно быть активным.
4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: “Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?”, “Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?”
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.
Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише. (приложение №6)
(Слайд 11)
– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…
Позиция автора
Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включениемсловосочетания «позиция автора»
Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.)
Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.
Получается следующее:
1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.
2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.
3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.
5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.
(Слайд 12)
Построение текста-рассуждения.
Тезис.
Аргументация.
Вывод.
Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:
(Слайд 13)
– Я полностью согласен (на) с автором текста. Ведь... Потому что...
– По-моему...
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.
(Слайд 14)
Вернемся к алгоритму написания сочинения
Вступление.
Постановка проблемы
Комментарий к поставленной проблеме.
Позиция автора.
Собственная позиция.
Аргумент.
Литературный аргумент.
Заключение.
6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?
(Слайд 15)
В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.
(Слайд 16)
Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)
– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...
Ссылка на авторитет
– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...
7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.
(Слайд 17)
Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно, и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.
(Слайд 18)
– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...
Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.
(Слайд 19)
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | Баллы |
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 |
| Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: “Я согласен / не согласен с автором”), или вообще не отражено в работе. | 0 |
Примеры аргументов, приведенных учащимися:
одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
Самоотверженность, активное сострадание проявил Юшка, герой рассказа А.П Платонова «Юшка»
Сострадание к солдату-татарину проявляет герой рассказа Л.Н Толстого «После бала»
Эгоизм и равнодушие мы видим в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в образе Печорина, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» в образе Ларра.
Предложите свои аргументы.
8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
(Слайд 20)
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
4. Использование цитаты.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.
(Слайд 21)
– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!
Напишите, пожалуйста, заключение.
Прочитайте еще раз все, что написали, скажите себе: довольны вы своим сочинением? Если нет, исправьте грамматические, речевые, орфографические, пунктуационные, фактологические ошибки. Проверьте имена, названия, чтобы не было искажения. Проговорите еще раз, как звать автора данного текста, как звать полностью автора, приведенного для аргументации. Еще раз посмотрите критерии, все ли пункты написания сочинения учли. (Допишите сочинение дома)
- Представляю вам сочинения учеников 11 класса, написанные на ЕГЭ 6 июня (слайд 21).
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Все мы одинаково готовим, я рада буду если что-то полезное вы сегодня для себя взяли.
А самое главное, чтобы ваши ученики хорошо написали сочинение, нужно еженедельно писать сочинение, еженедельно читать тексты для аргументов, еженедельно проводить диктант «Как зовут автора?» ( называется фамилия автора, ученики пишут полностью его с именем, отчеством), диктант «Назови произведение?», диктант «Назови героя», диктант «Назови жанр», диктант «Назови проблемы текста»и.т.д
Спасибо за внимание!