СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по функциональной грамотности»

               «Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»                 Шишкина Ирина Ивановна МАОУ «Ярковская СОШ» учитель начальных классов первой квалификационной категории

«Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»  

Шишкина Ирина Ивановна

МАОУ «Ярковская СОШ»

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

    Функционально грамотная личность – это человек,  ориентирующийся в мире и действующий в соответствии  с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Функциональная грамотность младшего школьника Возможность решать учебные и жизненные задачи Готовность взаимодействовать с окружающим миром Способность строить социальные отношения Владение рефлексивными умениями

Функциональная грамотность младшего школьника

Возможность решать учебные и жизненные

задачи

Готовность взаимодействовать с окружающим миром

Способность строить социальные отношения

Владение рефлексивными умениями

  Основные направления формирования функциональной грамотности    1.Читательская грамотность 2.Математическая грамотность 3.Финансовая грамотность 4.Естественно-научная грамотность 5.Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности

1.Читательская грамотность

2.Математическая грамотность

3.Финансовая грамотность

4.Естественно-научная грамотность

5.Креативное мышление

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке.

Приёмы по формированию смыслового чтения «Проблемная ситуация» «Чтение с остановками» «Работа с вопросником» «Создание викторины» «Написание творческих работ» «Логическая цепочка» «Лови ошибку» «Ассоциативный куст» «Ассоциации» «Приём тонких и толстых вопросов»

Приёмы по формированию смыслового чтения

  • «Проблемная ситуация»
  • «Чтение с остановками»
  • «Работа с вопросником»
  • «Создание викторины»
  • «Написание творческих работ»
  • «Логическая цепочка»
  • «Лови ошибку»
  • «Ассоциативный куст»
  • «Ассоциации»
  • «Приём тонких и толстых вопросов»
Прием «Проблемная ситуация»  Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:  Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Прием «Проблемная ситуация»

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Приём «Ассоциативный куст» большие высокие маленькие растения полезные хвойные лиственные ядовитые декоративные редкие

Приём «Ассоциативный куст»

большие

высокие

маленькие

растения

полезные

хвойные

лиственные

ядовитые

декоративные

редкие

Прием «Ассоциации» Б е рёза - л е то  М о роз – х о лод Р е бята – д е ти  П е тух – П е тя Уч е ник – уч е ние  Р я бина - я года

Прием «Ассоциации»

Б е рёза - л е то

М о роз – х о лод

Р е бята – д е ти

П е тух – П е тя

Уч е ник – уч е ние

Р я бина - я года

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа  Кто?  Когда?  Согласны ли вы? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа   Почему?  В чём различие?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа

Кто?

Когда?

Согласны ли вы?

В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа

Почему?

В чём различие?

   «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».

  «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».

 Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р  РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА Прочитай слова без лишнего слога:    кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

Прочитай слова без лишнего слога:

  кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

 Математическая грамотность   это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Математическая грамотность

это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Математические задачи В феврале коммунальные услуги подорожали на 7 руб., а в сентябре ещё на 5 рублей. На сколько рублей подорожали коммунальные услуги? Какой доход принёс семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46 рублей за кг; огурцов – 74 руб. за кг и клубники – 180 руб. за килограмм? Витя хочет купить шоколадку за 35 руб. и подаёт кассиру 50 рублей. Сколько он получит сдачи? Какие номиналы денег могут быть, запиши разные варианты полученной сдачи (учти, что монет номиналом 1 и 2 руб. в кассе не было)

Математические задачи

  • В феврале коммунальные услуги подорожали на 7 руб., а в сентябре ещё на 5 рублей. На сколько рублей подорожали коммунальные услуги?
  • Какой доход принёс семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46 рублей за кг; огурцов – 74 руб. за кг и клубники – 180 руб. за килограмм?
  • Витя хочет купить шоколадку за 35 руб. и подаёт кассиру 50 рублей. Сколько он получит сдачи? Какие номиналы денег могут быть, запиши разные варианты полученной сдачи (учти, что монет номиналом 1 и 2 руб. в кассе не было)
Ребусы

Ребусы

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.

Сколько всего лапок оказались свободными?

Продолжить числовые ряды 24,  21,  19,  18,  15,  13,  …,  …,  7.  1,  4,  9,  16,  …,  …,  49, 64,  81, 100.  16,  17,  15,  18, 14,  19,  … .  1,  3,  6,  8,  16,  18,  …,  …,  76,  78.  24,  22,  19,  15,  …,  … .

Продолжить числовые ряды

  • 24, 21, 19, 18, 15, 13, …, …, 7.
  • 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100.
  • 16, 17, 15, 18, 14, 19, … .
  • 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78.
  • 24, 22, 19, 15, …, … .
Заполнить пустые места

Заполнить пустые места

      Финансовая грамотность   знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия  в экономической жизни.

Финансовая грамотность знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Математика

Математика

Окружающий мир

Окружающий мир

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

 Естественно-научная грамотн ость   способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Естественно-научная грамотн ость

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

 Опыты и эксперименты -  Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в  доступной форме.  Использование опытов и  экспериментов  является эффективным  средством формирования  естественно-научной  грамотности.

Опыты и эксперименты -

Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в

доступной форме.

Использование опытов и

экспериментов

является эффективным

средством формирования

естественно-научной

грамотности.

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!

Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;

2) жгучими волосками;

3) горьким вкусом.

Обозначь эти растения номерами.

А как защищаются животные?

Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

 Креативное мышление   умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. 

Креативное мышление

умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. 

Кластер

Кластер

Нестандартные задания

Нестандартные задания

Прием кроссенс

Прием кроссенс

 формула успеха  УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ=ОВЛАДЕНИЕ

формула успеха

УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ

НА ПРАКТИКЕ=ОВЛАДЕНИЕ

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!