«Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Шишкина Ирина Ивановна
МАОУ «Ярковская СОШ»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Функциональная грамотность младшего школьника
Возможность решать учебные и жизненные
задачи
Готовность взаимодействовать с окружающим миром
Способность строить социальные отношения
Владение рефлексивными умениями
Основные направления формирования функциональной грамотности
1.Читательская грамотность
2.Математическая грамотность
3.Финансовая грамотность
4.Естественно-научная грамотность
5.Креативное мышление
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке.
Приёмы по формированию смыслового чтения
- «Проблемная ситуация»
- «Чтение с остановками»
- «Работа с вопросником»
- «Создание викторины»
- «Написание творческих работ»
- «Логическая цепочка»
- «Лови ошибку»
- «Ассоциативный куст»
- «Ассоциации»
- «Приём тонких и толстых вопросов»
Прием «Проблемная ситуация»
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Приём «Ассоциативный куст»
большие
высокие
маленькие
растения
полезные
хвойные
лиственные
ядовитые
декоративные
редкие
Прием «Ассоциации»
Б е рёза - л е то
М о роз – х о лод
Р е бята – д е ти
П е тух – П е тя
Уч е ник – уч е ние
Р я бина - я года
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа
Кто?
Когда?
Согласны ли вы?
В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа
Почему?
В чём различие?
«Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога:
кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Математическая грамотность
это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математические задачи
- В феврале коммунальные услуги подорожали на 7 руб., а в сентябре ещё на 5 рублей. На сколько рублей подорожали коммунальные услуги?
- Какой доход принёс семье урожай, если было собрано на даче за лето и осень 50 кг яблок, 40 кг огурцов и 10 кг клубники при средней стоимости яблок 46 рублей за кг; огурцов – 74 руб. за кг и клубники – 180 руб. за килограмм?
- Витя хочет купить шоколадку за 35 руб. и подаёт кассиру 50 рублей. Сколько он получит сдачи? Какие номиналы денег могут быть, запиши разные варианты полученной сдачи (учти, что монет номиналом 1 и 2 руб. в кассе не было)
Ребусы
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.
Сколько всего лапок оказались свободными?
Продолжить числовые ряды
- 24, 21, 19, 18, 15, 13, …, …, 7.
- 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100.
- 16, 17, 15, 18, 14, 19, … .
- 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78.
- 24, 22, 19, 15, …, … .
Заполнить пустые места
Финансовая грамотность знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Математика
Окружающий мир
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Естественно-научная грамотн ость
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Опыты и эксперименты -
Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в
доступной форме.
Использование опытов и
экспериментов
является эффективным
средством формирования
естественно-научной
грамотности.
ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
Креативное мышление
умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Кластер
Нестандартные задания
Прием кроссенс
формула успеха
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ
НА ПРАКТИКЕ=ОВЛАДЕНИЕ
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Благодарю за внимание!