СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по истории "Шесть шляп мышления"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по истории "Шесть шляп мышления"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯЩИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15

ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»













Мастер-класс «Шесть шляп мышления»

(по методу Эдварда де Боно)








Учитель истории и обществознания:

Чумак Л.И.















2019

«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю.». Это высказывание принадлежит великому китайскому философу Конфуцию. Тем самым Конфуций сформулировал принцип, в соответствии с которым обучение необходимо осуществлять через деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным подходом (как и требуют стандарты).

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатами их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода.

В рамках системно-деятельностного подхода используются следующие формы деятельности учащихся на уроке:

  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д.

  2. Анализ исторических источников (документов).

  3. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы.

  4. Работа с исторической картой.

  5. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, презентации.

  6. Рецензия на ответ товарища.

  7. Задания на образную реконструкцию исторических фактов.


Существует многообразие методических подходов в педагогических технологиях:

- проектный;

- ролевые (деловые) игры;

- проблемный метод;

- коллективной творческой деятельности;

- поисковый;

- интерактивный и другие.

Сегодня Вашему вниманию я представляю разработанный в 80-е гг. XX века англичанином Эдвардом де Боно метод «шесть шляп мышления», в основу которого заложена идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Метод «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на любом этапе урока любой предметной области. Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко.

Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры  носят фуражки, судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает, учимся думать в заданном направлении. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Шесть шляп – это шесть способов мышления.

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Желтая Шляпа. Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение, поиск позитива в информации.
Черная Шляпа. Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?
Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный выход.
Синяя Шляпа. Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?


Цель использования метода на уроках:

  • Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.

  • Обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность.

  • Реализация принципа сотрудничества на уроке.


ПРИТЧА

В одной стране жил старик-шляпник. Заказов у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца делить наследство. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами. Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, выбравший белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат в  красной шляпе  стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат в зелёной шляпе, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы будет тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система», изучаемая в 11 классе. (стр. 48 учебника).

Разделитесь, пожалуйста, на 6 групп и выбирайте шляпы. Внутри группы можно выбрать капитана. Время выполнения заданий – 5 минут. На выступление группы – 2 – 3 минуты. Критиковать, перебивать группы нельзя. Можно лишь слегка поправить после выступления.


Участники в белой шляпе – объективные наблюдатели. Никаких эмоций и чувств, только факты и цифры. Эта группа должна найти и перечислить только конкретные факты по теме, без их оценки. (Какие конференции состоялись в послевоенный период, когда, их итоги).


Участники в жёлтой шляпе – оптимисты, они будут искать только всё самое хорошее. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Необходимо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).


Чёрная шляпа – шляпа пессимиста. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом. Вы ищете минусы. Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.


Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств, символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны – участники конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто нет.


Зелёная шляпа – шляпа творчества и новых идей. Возможные предложения. Альтернативный выход. Предложение своего варианта того, что можно было усовершенствовать.


Синяя шляпа – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций.

На выполнение работы даётся 5 минут.

(Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу):


Учитель. А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!


Применение метода на этапе РЕФЛЕКСИИ:

Белая: На мой взгляд, больше всего удалось….. (факты, информация).

Красная: Меня удивило….. (эмоции, интуиция).

Чёрная: Я думаю, что ……. (критика, оценка).

Жёлтая: Для меня было открытием то, что………….. (логический позитив, оптимизм).

Зелёная: На будущее я учту………….  (креатив, новая идея).

Синяя: Я могу похвалить за….. (обобщение).

ВЫВОД: Метод «Шести шляп мышления» позволяет отстраниться от ситуации принятия решения и посмотреть на происходящее с другой стороны. Особенно он эффективен для людей, склонных мыслить узко. Применение данной методики в школе даёт возможность не только передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Шляпы необязательно использовать всех цветов. Можно взять 4 – 5 шляп. Можно заменить шляпы разноцветными квадратиками, кружочками, треугольниками. Метод признает значимость всех компонентов – эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.



Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Участники в белой шляпе – объективные наблюдатели. Никаких эмоций и чувств, только факты и цифры. Эта группа должна найти в учебнике и перечислить только конкретные факты по теме, без их оценки. (Какие конференции состоялись в послевоенный период, когда, их итоги).



Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Участники в жёлтой шляпе – оптимисты, они будут искать только всё самое хорошее. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Необходимо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).



Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Чёрная шляпа – шляпа пессимиста. Черная шляпа - полная противоположность желтой. Побудьте немного пессимистом. Вы ищете минусы. Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.


Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств, символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны – участники конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто нет.



Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Зелёная шляпа – шляпа творчества и новых идей. Возможные предложения. Альтернативный выход. Предложение своего варианта того, что можно было усовершенствовать на послевоенных конференциях.



Тема «Послевоенная система международных договоров. Версальско-Вашингтонская система» (стр. 48 – 54 учебника)

Синяя шляпа – это координатор, дирижёр оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить, сделать общие выводы. Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!