СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению куклы "Домашняя Масленица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс можно применять на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению куклы "Домашняя Масленица".»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2







Мастер-класс по изготовлению куклы

« Домашняя Масленица»






Демидова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.






Воронеж-2018

Пояснительная записка.

Воспитательная работа классного руководителя рассматривается как социальный проект развития личности, общества и государства.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Формирование социальной компетентности позволяют ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным к дальнейшей жизни. А результат работы классного руководителя будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной позиции современной личности, т.е. наличию умения у учащихся оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с системой ценностей.

Разрабатывая целевую программу воспитательной деятельности класса, приоритетным для меня стало воспитание через семейное окружение, интеграцию усилий семьи и школы, т.к. это взаимодействие содействует духовно- нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей, старшего поколения. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию оздоровления общества.

Знание традиций и культуры своего народа приобретает все большее значение и становится «модным» в современном обществе. Как классный руководитель осуществляю свою деятельность в соответствии с функциями и основными направлениями работы классного руководителя:

Работа с учащимися:

  • Изучаю индивидуальные особенности развития детей и интересы;

  • Оказываю помощь детям “группы риска”;

  • Работаю с активом класса, органами классного ученического самоуправления;

  • Создаю условия для привлечения детей в творческие объединения по интересам;

  • Организую досуг учащихся.

Работа с родителями:

Работу с родителями строю на диагностической основе, анкетировании, изучаю воспитательные возможности семьи, организую, совместный досуг детей и родителей, привлекаю родителей, бабушек и дедушек к управлению жизнедеятельностью класса. Организую психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей. Использование современных воспитательных и образовательных технологий является необходимым условием эффективности воспитания и обучения.

В своей воспитательной работе использую следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие;

  • Игровые;

  • Проектную деятельность;

  • Технологию организации и проведения группового дела;

  • Технологию личностно-ориентированного обучения;

  • Гуманно-личностные технологии;

  • Технологию гуманного-коллективного воспитания;

  • Технологию коллективного творческого дела.

Владение педагогическими технологиями обеспечивает возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.

Система работы:

Воспитательную работу в классе осуществляю по основным направлениям воспитательной деятельности:

  • гражданско-патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • экологическое;

  • эстетическое.

Для решения поставленных проблем жизнедеятельности классного коллектива, опираясь на вышеперечисленные технологии воспитания, выработала вектор направления в своей воспитательной деятельности: воспитание учащихся в сотрудничестве со старшим поколением (бабушки, дедушки, родители).

Идея такой работы заключается в организации внеклассной работы и кружковой деятельности учащихся, в которой принимают участие бабушки и дедушки, родители. На устный журнал были приглашены ученики с родителями, бабушками и дедушками, класс был разбит на группы: интеллектуалы; мастера; спортсмены; экологи; дизайнеры, артисты. После собрания группы начинают функционировать по установленному расписанию. Лидерами таких групп являются или взрослые или дети.

Например, лидеру группы спортсменов – Гречишникову Максиму (ученик) нравится организовывать спортивные мероприятия в классе, Рябоволова Раиса Михайловна (бабушка) на классных часах рассказывает про традиции русской старины; Прищеп Анна вместе со своей мамой участвовала в школьном вокальном конкурсе с песней «Три белых коня» (результат 1 место по начальной школе); родители Казбанова И.А. и Юркина Т.Н.разработали проект «Волонтерство – путь к добру»; группа мастеров, семья Горошко Владислава и Целыковской Марины регулярно принимают участие во всех школьных и районных конкурсах рисунков, новогодних букетов.

Работу по духовно-нравственному воспитанию осуществляю в рамках кружка «Кружева родного края», который посещают все учащиеся класса. По спортивно-оздоровительному воспитанию я веду кружок «Здоровые дети в - здоровой семье».



Состав групп меняется в течение учебного года, меняются лидеры и роли детей и взрослых, учитываются интересы детей и взрослых, рассматриваются предложения каждого участника группы. В таком дружном составе мы проводим различные акции, внеклассные мероприятия, совместные праздники и экскурсии.

Благодаря такому сотрудничеству школы и семьи мы обеспечиваем внеклассную занятость учащихся, обмен опыта между поколениями, активное вовлечение взрослых в жизнь детей, вовлекаем учащихся в активный воспитательный процесс.

В своей воспитательной работе использую следующие методы и формы:

  • словесно-эмоциональное восприятие (диспут, лекция, разъяснение, этическая беседа ,устный журнал);

  • наглядно-практическое воздействие (игра, праздник, положительный и отрицательный примеры, ярмарка ««Милосердия»).

В своей воспитательной работе провожу регулярно диагностику и анкетирование учеников.




Результаты диагностики:













Мастер-класс « Домашняя Масленица».

Среди множества факторов, обуславливающих развитие школьника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Цель:

Организация продуктивной творческой деятельности школьников, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладение приемами ее изготовления.

Задачи:

Воспитательные:

* Воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы; воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества; прививать уважение к традициям семьи; воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Развивающие:

* Развивать память, глазомер, мышление, навыки работы с материалами;

*Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

* Развивать стремление к самостоятельному творчеству; развивать интерес к истории русской культуры, к миру предметов и вещей, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых, творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Образовательные:

* Познакомить с историей и значением кукол;

* Научить детей изготавливать традиционные народные куклы; формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять инструкции).

Ожидаемые результаты.

1.Личностные результаты:

-осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

-осуществлять совместную практическую деятельность;

-анализировать свою деятельность;

-умение слушать учителя.





2.Предметные результаты:

-понимать предметную задачу занятия и стремиться её выполнить;

-осваивать способы работы с лоскутом;

-применять полученные знания и умения в практической деятельности.



Метапредметные результаты.

1.Регулятивные УУД:

-определять с помощью учителя тему занятия и собственную цель;

-выявлять собственные затруднения;

-находить способы выхода из затруднений;

-организовывать свою деятельность;

-контролировать и анализировать собственную деятельность.

2.Познавательные УУД:

-искать подходящую информацию для достижения поставленной проблемы;

-конструировать новое знание;

-применять знание на практике;

-излагать свое мнение;

-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

3.Коммуникативные УУД:

-умение вести познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделие;

-уметь слышать товарища, не перебивать его;

-уметь отстаивать свою позицию.

Структура мероприятия:

1.Организационный этап - 6 мин.

2. Актуализация учащихся – 5 мин.

3. Этап постановки целей и задач мероприятия – 12 мин.

4. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности . (« открытие» детьми новых знаний). – 12 мин.

5. Этап проверки понимания мероприятия – 5 мин.

6. Практическая работа. – 30 мин.

7. Рефлексия. – 17 мин.

8. Заключительный этап. – 3 мин.



Ход мероприятия.

Этап мероприятия

Конспект мероприятия

Результаты

I Этап

1.Организационный этап .

Цели этапа:

Включить учащихся в самостоятельную учебно - воспитательную деятельность;

Учитель: Здравствуйте!—

Поклонившись, мы, друг другу сказали.

Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Владимир Солоухин.

Отчего же сделалась радостней жизнь от того, что мы с Вами поздоровались.

Учитель: Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

Посмотрите все внимательно, что лежит у вас на рабочем столе?

Ученик: перечисление предметов.

Учитель: А как вы думаете, что можно сделать из этого материала?

Ученик: ответ ( дискуссия.)

Учитель: Правильно, куклу из лоскутков ткани или из тряпочек. А почему их делали из лоскутков? (или из тряпочек)

Ученики: Ответы.

Учитель: Вспомните, папа Карло из чего сделал Буратино? (сказка «Золотой ключик»)

Ученики: Ответ.

Учитель: Правильно, из дерева. А современные куклы из чего сделаны, кто знает?

Ученики: Ответ.

Учитель: А у нас кукла из чего сделана?

Ученики: Тряпичная



II Этап


II.Актуализация учащихся.

Цель: Актуализация учащихся в решении проблемной ситуации.

Проблемная ситуация:

Учитель: М. Салтыков - Щедрин утверждал: « Из всех существующих в мире загадок, тайна кукол – самая загадочная; Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

Ребята, кукла – это игрушка или ваш друг? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.

Кукла, она всегда жила и живет в нашем народе, такая простая со своими секретами переходит из поколения в поколение, по традиции, ей вы можете доверить все свои тайны и она не расскажет ни кому.

В процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность, вы должны достичь цели и разобраться в проблемных ситуациях, которые я поставлю перед вами.

1.Почему кукла была безликая?

2.Чем является кукла – « Домашняя Масленица?»

3.Что символизирует кукла?

(Проблемы написать на доске)



III. Этап

III.Этап постановки целей и задач мероприятия.



Цели этапа:

-развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

-воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Учитель:

Рассказ об истории куклы «Масленица».

За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, знаменовавшим проводы зимы. Длился он целых две недели — 14 дней. Сейчас Масленица празднуется 7 дней, и каждый день имеет определенное название: «Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Разгул – перелом», «Тещины посиделки», «Золовкины посиделки», и последний, седьмой день – «Прощеное воскресенье». Сжигание чучела Масленицы символизировало переход из одного времени года в другое. Приготовлялась обрядовая пища – блины, которые являлись символом солнца.
Кстати, о блинах. Выражение «первый блин комом» изначально было другим и совсем не означало скомканный, не получившийся блин. Правильно — «Первый блин — Комам». Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин. И полностью эта присказка звучит так: "Первый блин — Комам, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне!"

Наши предки считали, что Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы.
Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла «Масленица» делалась в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
В первый день Масленицы, насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях. В честь Масленицы пели величальную песню:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!


В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было отголоском языческой веры: чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. С помощью этого обряда люди гнали прочь скуку, с нетерпением ожидая весны.

Прощай, Масленица, Пересмешница.
Тырь, тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах. Ура!!!

Кроме «общей» Масленицы, в некоторых губерниях (Московской, Калужской, Владимирской) делали и свои, «семейные» куклы, которых тоже называли Масленицей – «Домашняя Масленица». Эти куклы изготавливались в тех домах, где была молодежь. Под Переславлем в некоторых деревнях перед домом на шесте ставили ряженую куклу, приветствуя, таким образом, молодоженов, желая им потомства. В отличие от общей, деревенской Масленицы, семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.
Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя Масленица» – небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства.
«Домашняя Масленица» – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Сегодня мы с вами изготовим «Домашнюю Масленицу», для этого нам понадобится:
– берёзовый тонкий ствол (заменим газетой);
– квадратный лоскут белой ткани 35х35 см;
– лоскут для юбки;
– лоскутки для косынки, фартука;
– шерстяные нити.



Учитель: Ребята, нам предстоит познакомиться со старинной лоскутной куклой « Домашняя Масленица».

Ну а самое интересное для вас, вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу.

Ребята, сформулируйте цель нашего занятия:

Ученик: Научиться изготавливать тряпичную куклу « Домашняя Масленица».

Ученик: Приобщение к русской народной культуре.

Учитель: Цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?

Ученик: (Ответы)

1.Изучить представление о народных обычаях;

2.Воспитывать интерес к русским традициям;

3.Обучить приемам изготовления тряпичной куклы;

4.Формировать представление о красоте и простате.

Учитель: Совершенно верно ребята, вот и наш эпиграф к уроку «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А как вы думаете, как можно сформулировать тему занятия?

Ученик: Изготовление куклы.

Учитель: Действительно, тема занятия– изготовление тряпичной куклы «Домашняя Масленица». А теперь поставьте для себя личностную цель. Обратите внимание на плакат (учащиеся читают и выбирают цель).

1.Работать творчески и эффективно.

2 Самостоятельно создавать придуманный образ.

3. Научить высказывать и отстаивать собственное мнение.

4. Уметь анализировать и оценивать свою работу и товарища.

Учитель: Молодцы!

Личностные: (действия смыслообразования, установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью и её мотивом).


Познавательные: (общеучебный поиск и выделение необходимой информации).


Коммуникативные: (построение логической цели, рассуждений, доказательств. Умение вступить в речевое общение)


Предметные: (умение различать факты, мнение, доказательство).




IY Этап

IY.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. («открытие» детьми новых знаний).


Цели этапа:

Развивать у учащихся творческое воображение, увлечь,

заинтересовать историей возникновения куклы.


Учитель:

Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. А кто знает, что означает красный цвет?

Учащиеся: (Ответ) Красный цвет – оберегает от злых духов.

Учитель: Правильно. И ещё считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

А сейчас мы прослушаем сообщение ученицы: «История тряпичной куклы».

Ученица: Самые ранние игрушки относятся ко 2 тысячелетию. Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Сначала была глиняная кукла, затем деревянная, тряпичная. Традиционной игрушкой - русской деревни в самых бедных семьях была тряпичная кукла. Но, самая первая кукла на Руси делалась из золы. В золу добавляли воду, скатывали в шарик, затем украшали тканью. Получалась «баба» - женское божество. «Баба» передавалась по наследству, от бабушки к внучке и дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках

Тряпичная кукла - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла служила оберегом. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать, ведь этот талисман должен был оберегать. Считалось, что безликая кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином. Это было чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без лица. Игрушки не разбрасывали, как попало, их хранили в корзинах, коробах. Кукла являлась продолжение рода.

Учитель: Прослушав сообщение ученицы, можем ли мы ответить на поставленный вопрос?

1.Что символизировала кукла?

Ученик: Продолжение рода, т.к. каждый человек, изготавливая куклу, видел в ней себя.

Учитель: Вот и решена одна из поставленных проблем.


УУД познавательные (общеучебные извлечения необходимой информации из прослушанного)


Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Умение вести познавательный диалог по теме урока, вступать в беседу).


Предметные (использование для познания окружающего мира, наблюдения, опыт).

Y Этап

Y.Этап проверки понимания мероприятия.

Цель этапа:

Понять учебно-воспитательную задачу и стремление к выполнению.

Искать подходящие способы для достижения цели занятия.


Учитель: Ребята, кто заметил одну особенность кукол?

Ученики: (ответ) Куклы не имеют лица.

Учитель: А почему куклу изготавливали без лица?

Ученик: Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух.

Учитель: Итак, вот и решена вторая проблемная ситуация. Почему же так популярна была именно тряпичная куклу?

Ученики:

1.Доступность материала: использовались старые лоскутки ткани;

2.Быстро можно создать куклу.

Учитель: Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку» Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

Учитель: Правильно. Для того чтобы выполнить данную работу, построим технологическую карту.

Рассмотрите иллюстрации необходимые для изготовления куклы, и приступаем к построению технологической карты. (Просмотр слайда).

Выберите необходимые инструменты. (Ножницы)

Какие цвета тканей возьмете? (Красный, желтый, синий, зеленый).

Учитель: Обратите внимание на кукол, которые пришли к нам в гости.
1. Какую куклу вы хотите изготовить?

2. Почему вы выбрали эту куклу? Обоснуйте свой выбор

Правила техники безопасности.

1.Ребята, с каким инструментом будете работать?

Ученик: Ножницами.

Учитель: Ребята, мы будем работать с опасным предметом. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая с колющими, режущими предметом?

Ученик: Ответы детей.

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе занятия.

Ну - ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.


УУД Познавательные (наблюдать и делать самостоятельные выводы)


Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Способствовать умению делать простейшие обобщения и выводы).


YI Этап

YI Практическая работа.

Цель этапа:

Изготовление куклы своими руками.

Уметь работать с технологической картой.

Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.


Ход выполнения изделия.

Демонстрация выставки кукол. Слайдов.

Обсуждение последовательности изготовления куклы.

Составление технологических карт.

Индивидуальное изготовление куклы – «Домашняя Масленица».

Учитель: Ребята, в каком порядке будете выполнять работу?

Ученики: (Ответы)

1.Скрутим скрутку из газеты и обернем тканью;

2.Наденем на скрутку лоскуток. Обмотаем нитками – получим голову куклы.

3. Перетянем нитками талию.

4. Нарядим куклу.


Самостоятельная работа

(выполняют работу под музыку)

УУД Личностные (действия смыслообразования, установление уч-ся связи между целью и уч. деятельностью)


Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели)


Коммуникативные (понимать учебную задачу и стремиться выполнить).


YII Этап

YII.Рефлексия.

Цели этапа:

Оценить собственную деятельность на занятии;

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат занятия;


Презентация кукол

(защита своей работы учащимися)

Учитель: Ребята, давайте вернемся к теме и цели занятия. Как вы думаете, ваша цель достигнута?

Ученики: (Ответ…)

Учитель: Что вы сегодня узнали нового?

Ученик: ( Ответ…)

Учитель: Вот и третья проблема нами решена.

Что вы можете рассказать об этой кукле своим родителям?

Для чего можно использовать эту куклу?

Учащиеся: (Ответ…)

Учитель: Кому можно подарить эту куклу?

Учащиеся: (Ответ…)

Учитель: Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Учащиеся: (Ответ…)

Учитель: Да, действительно, даже легкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать. Эти куклы без лица, они, как и другие изделия декоративных народных ремесел, по словам русского академика С.Д.Лихачева «Представляют собой индивидуальное лицо культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной старины, истоков собственной культуры».


УУД Метапредметные (развитие умения анализировать учебную цель. Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. Объективное оценивание своего решения).

YIII Этап

YIII.Заключительный этап.

Учитель: Ребята, огромное Вам спасибо за занятие, Вы прекрасные мастера.

Я думаю, что Вы всем своим родным изготовите и подарите куклу «Домашняя Масленица».






Литература:

  1. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск; Издательство БГПУ им. академика. И.Г.Петровского, Н.М.Ц. «Технология», 2005 – 235с.

  2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 – 98с.

  3. Назарова Т.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков. – М., Просвещение, 2011 -176с.

  4. Шишкина Т.А. Технология обучения детей изготовлению куклы как народной игрушки. - М., Культура итрадиции,2006-143с.

  5. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся №1 2003 -145-212с.

  6. Назарова Т.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции, Педагогика-1997 - №3 – 23с.

  7. http://www.slavynskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

  8. http://www.oberegi.net/stati/beregini-iz-babushkinogo-sunduka.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!