СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега в 9 классе

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла - оберег

Класс: 9

Место проведения: учебный кабинет

Время:40 минут

Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении  куклы - оберег

Задачи

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
  • научить изготавливать тряпичную куклу;
  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега в 9 классе»

МБОУ Марьинская ООШ





Конспект

открытого мастер – класса по

изготовлению куклы - оберега




Автор – составитель:

Тумандеева Ирина Николаевна











Д. Марьино



2020






Паспорт занятия


Тема: Работа с текстильным материалом

Изделие: Кукла - оберег

Класс: 9

Место проведения: учебный кабинет

Время:40 минут

Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы - оберег

Задачи

1. Образовательные (предметные результаты)

  • дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;

  • познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;

  • научить изготавливать тряпичную куклу;

  • развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;

  • развивать умения изготовлять куклу без использования иголки

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

2. Развивающие (метапредметные результаты)

Познавательные УУД:

  • Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;

  • Развивать моторику рук, координацию движений;

  • Добывать новые знания в процессе обсуждения;

  • Развивать творческие способности, мышление, воображение;

  • Развивать умение формулировать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать речь учителя;

  • Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;

  • Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;

  • Развивать умение организовывать свое рабочее место;

  • Развивать потребность выполнения правил на уроке;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;

  • Развивать умение вырабатывать критерии изделия;

  • Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.

3. Воспитательные (личностные результаты):

  • Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;

  • Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;

  • Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;

  • Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.

5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Методы обучения:

Основной метод: практическая работа

Частные методы:

словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос

наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.

методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.

методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

Ресурсы занятия:

Дидактические средства обучения:

для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)

для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.










Ход занятия

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

2.Сообщение темы, целей занятия.

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

3. Изучение нового материала.

Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;

  • Обрядовые куклы;

  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье.  Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.



Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.

Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.




Подорожница-помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

Берегиня дома-несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.

Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена былахранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

«Кубышка - травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.




Крупеничка или Зерновушка-кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.



Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница

5 Практическая работа

Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги - символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану - такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.

Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.



Этапы работы:

Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;

Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);

Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);

Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;

Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;Если хотите, вырежьте маленький фартук.

Подведение итогов

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!