СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению тауматропа «Чиж с утра всегда поёт, а потом зерно клюёт»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по изготовлению тауматропа «Чиж с утра всегда поёт, а потом зерно клюёт» 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению тауматропа «Чиж с утра всегда поёт, а потом зерно клюёт»»

Мастер-класс «Чиж с утра всегда поёт, а потом зерно клюёт»

Авторы: Нетужилкина Ирина Вячеславовна, учитель-логопед.


Цель: формирование целостного представления детей о птице чиж, посредством использования методического приема «тауматроп» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наглядный материал: изображение птицы, модель птицы, фотография птицы чижа в природе.

Раздаточный материал: алгоритм создания изделия, бумажные круги, палочка, карандаши, фломастеры, клей.


Ход мастер-класса

Теоретическая часть

Коррекционно-развивающий процесс обучения детей с нарушением речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку интереса детей к изучаемому материалу.

Задача педагогов группы компенсирующей направленности – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Возникает вопрос, как же заинтересовать ребенка? Для этого необходимо просто превратить занятия из скучных уроков в интересную игру, использовать игры и игрушки. Использование игрушек и игр на коррекционных занятиях делает эти занятия для ребёнка интересней и привлекательней, особенно, если это игрушки – динамические.

Динамическая игрушка – это игрушка, которая передает моторику движения объектов. Эта игрушка может качаться, как неваляшка или лошадка-качалка, вращаться, как юла, шагать или крутиться.

Одной из форм подачи речевого материала является использование такой игрушки как «тауматроп». Тауматроп - игрушка, основанная на оптической иллюзии. В переводе с греческого означает «чудовращалка» - первая оптическая игрушка, демонстрирующая слияние двух изображений в единое целое в восприятии наблюдателя.


История создания игрушки

Эта игрушка была особо популярна в Викторианскую эпоху, период правления Британской империей королевы Виктории.

Считается что создателем тауматропа является Джон Гершелл. Это был разносторонний человек. В истории известен как английский полимат, который занимался химией, математикой, астрономией и физикой, был изобретателем и экспериментальным фотографом, оратором, популяризатором науки. В 1824 году он поспорил со своим другом Чарльзом Беббиджем, что сможет показать ему одновременно две стороны золотой гинеи, т.е. монеты. Он вращал монету на ребре, а Беббиджа попросил поместить глаз на её уровне. Обе стороны монеты слились воедино. В 1825 году Генри Фиттон и доктор Пари, популяризируя этот опыт, превратили его в детскую игрушку, получившую имя тауматроп.


Направления работы

На занятиях в группах компенсирующей направленности тауматроп можно использовать в разных направлениях работы: при проведении артикуляционной гимнастики, для автоматизации звукопроизношения, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи. Применение тауматропа активизирует мелкие мышцы кистей рук, когда ребёнок без посторонней помощи производит самомассаж биологически активных точек на ладони. Игрушка способствует развитию мелкой моторики рук в процессе работы над темпом и ритмом проговаривания словесного материала. Помимо этого, данная игрушка является профилактикой нарушений зрения. Его также можно использовать в виде релаксирующей паузы или как некоторый сюрпризный момент на занятии. Создание этой игрушки научит детей простейшим методам анимации.


Практическая часть

Особенностью данной игрушки является её тематическая универсальность. При изучении лексической темы «Птицы» возможно применение этого методического приема в процессе ознакомления с темой и закрепления знаний детей о повадках и особенностях жизни птицы. Перед началом мастер-класса для педагогов демонстрируется алгоритм создания изделия.

На мастер-классе были предложены следующие варианты тауматропов.


Тауматроп № 1

1 сторона тауматропа – изображение ветки, 2 сторона тауматропа – 2 птицы.

Жа-жа-жа сидят на ветке три чижа.


Таумароп № 2

1 сторона тауматропа – изображение зёрен, 2 сторона тауматропа – чиж.

Жу-жу-жу дам я зёрнышек чижу.


Тауматроп № 3

1 сторона тауматропа – изображение клетки, 2 сторона тауматропа – чиж.

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Я на волю улечу.


Тауматроп № 4

1 сторона тауматропа – изображение ели, 2 сторона тауматропа – гнездо.

Чиж на высоченной елке
Прячет гнездышко в иголках.


Тауматроп № 5

1 сторона тауматропа – изображение травы, мха и перьев, 2 сторона тауматропа – гнездо.

Травку, мох и перышки

Соберу для гнездышка


Тауматроп № 6

1 сторона тауматропа – изображение одного чижа на ветке, 2 сторона тауматропа – несколько чижей на другой ветке.

Громко песню запою и друзей себе найду.


Тауматроп № 7

1 сторона тауматропа – изображение шишки, семечки и мелких насекомых, 2 сторона тауматропа – чиж.

Шишки, семечки и тля – вот и пища у меня.


Тауматроп № 8

1 сторона тауматропа – изображение гусеницы, 2 сторона тауматропа – чиж и чижата.

Гусеничку в клюв возьму и чижатам принесу.

В конце мастер-класса подводятся итоги о жизни птицы в природе и её повадках.


Источники:

  1. Белякова Н. К. Использование наглядности в коррекционной работе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 91-95.

  2. Использование наглядных средств в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья / Я. И. Шкурат, Т. В. Шевырёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77086/ (дата обращения: 11.01.2024)

  3. Никонов Н. Певчие птицы [Электронный ресурс] - URL: https://ours-nature.ru/lib/b/book/4175353319/72 (дата обращения: 15.01.2024).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!