СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по химии "Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения мастер-класса: развитие профессиональной компетентности проведения химического эксперимента как средства повышения интереса учащихся к изучению химии.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по химии "Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета"»




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»



Согласовано:

Заведующий районным методическим кабинетом отдела образования администрации Петровского района г. Донецка

____________Е.Н. Горшовенко

Методист РМК

____________И.И. Суханова

Утверждено:

Директор МОУ «Александровская школа

Марьинского района»


_____________Е.В. Бурыкина








Мастер-класс


«Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета»







Подготовила

учитель биологии и химии

высшей категории

Лысенко Ольга Александровна







Донецк 2020



Мастер-класс

Тема: «Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета»

Цель: развитие профессиональной компетентности проведения химического эксперимента как средства повышения интереса учащихся к изучению химии.

Задачи:

  • развивать практические умения в проведении различных типов школьного химического эксперимента;

  • ознакомить коллег с опытом работы по проведению химического эксперимента как одного из средств повышения интереса учащихся к изучению химии; обмен опытом работы.

Дата проведения: ___декабря 2020 г.

Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальная работа.

Методические приемы: эксперимент, наблюдение, сравнение, логическая цепочка по знакам правил техники безопасности.

Информационное обеспечение: видеопрезентация, выступление.

Планируемый результат: развитие профессиональной компетентности.

Бонусы для участников: презентации, теоретический и практический материал, сертификат участника мастер-класса.

Теоретическая часть

Мероприятие

Ответственный

Доклад-презентация на тему «Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета»

Лысенко О.А.

Практическая часть

Проведение химического эксперимента: разделение смесей (8 класс; тема урока «Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование»)



Лысенко О.А.

Дидактический материал:

- Система занимательного химического эксперимента.

- Презентации: «Интересный эксперимент на уроках химии из доступных реактивов»;

«Химия – чудесная страна».


Лысенко О.А.

Итоговая часть

Рефлексия

Ответы на вопросы участников и комментарии по материалам

Сертификат участника мастер-класса

Лысенко О.А.

[email protected]



Учитель — «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Д. Дьюи

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и  не принимаясь за химические операции.

М. В. Ломоносов

Добрый день, уважаемые коллеги, гости нашего мастер-класса «Химический эксперимент как средство повышения интереса учащихся к изучению предмета»!

Сегодня я приглашаю Вас посетить чудесную страну Химию. Почему чудесную? Да потому, что химия – это наука о веществах и их превращениях! В Александровской школе я работаю 30 лет и один из девизов моей работы – это слова выдающегося химика Н.Н. Семенова: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом жалеть».

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у обучающихся, чтобы они умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимали химическую картину мира, умели логически мыслить. Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения, и, поэтому, одним из важнейших средств повышения интереса учащихся к изучению предмета химии. Слайд № 1.

Со времен М.В. Ломоносова в методике преподавания химии наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией химических опытов и экспериментов, ведь «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и
не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов).
Слайд № 2.

Система общего образования направлена на овладение обучающимися химическими знаниями в объёме, необходимом для повседневной жизни и во всех областях хозяйственной деятельности человека, а также образования, культуры, науки. Химическое образование является также важным условием экологически грамотного, безопасного поведения человека.

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

«Предметные результаты предметной области «Естественнонаучные предметы» должны отражать: формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;

овладение основами химической грамотности: навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов».

Отсюда, следует актуальность темы мастер-класса:

  • химический эксперимент - важная мотивационная составляющая учебного процесса;

  • формирование целостного понимания химии, как науки невозможно без проведения химического эксперимента;

  • химический эксперимент является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения и стратегию деятельности. Слайд № 3.

Современный урок химии невозможно представить без химического эксперимента.    Использование эксперимента на уроках применяется при:

  • формировании новых знаний;

  • формировании химических понятий;

  • раскрытии сущности химических явлений;

  • формированию навыков экспериментальной работы и соблюдения правил безопасности работы.

Исходя из вышесказанного, следуют цели и задачи мастер-класса:

  • Цель: развитие профессиональной компетентности проведения химического эксперимента как средства повышения интереса учащихся к изучению химии.

  • Задачи: развивать практические умения в проведении различных типов школьного химического эксперимента;

 ознакомить коллег с опытом работы по проведению химического эксперимента как одного из средств повышения интереса учащихся к изучению химии; обмен опытом работы. Слайд № 4.

В химии ведущими методами познания являются наблюдение и химический эксперимент.

Наблюдение - это чувственное отражение предметов и явлений. Чтобы понять окружающий нас мир, нужно уметь наблюдать. При этом важно уметь фиксировать и детально описывать признаки объекта и условия, при которых проводилось наблюдение. Иначе все это бессмысленно!

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение: «эксперимент» – это научный опыт».

В методической литературе можно встретить такое определение:

«эксперимент (от лат. experimentum – испытание) - это наблюдение явления при определенных условиях, позволяющих не только следить за его ходом, но и повторить при соблюдении этих условий». Слайд № 5.

В процессе обучения химии эксперимент является, во-первых, своеобразным объектом изучения, во-вторых, методом исследования, в-третьих, источником и средством нового знания. Эти особенности химического эксперимента характеризуют многоплановость его использования, практическую значимость, отражают различные его стороны и функции в учебном процессе:

1)познавательную,

2) воспитывающую,

3) развивающую. Слайд № 6.

Рассмотрим классификацию химических экспериментов. В практике обучения химии традиционно принято деление химического эксперимента: демонстрационный, осуществляемый учителем, и ученический, выполняемый школьниками; применение компьютера в эксперименте позволяет проводить виртуальные опыты - «компьютерные эксперименты».

Теоретическую часть мастер-класса хочется закончить словами А. Эйнштейна «Эксперимент сам по себе гораздо ценнее, чем тридцать формул, добытых в реторте отвлечённых мыслей» Слайд № 7.

Теперь приступим к практической части мастер-класса:

«Проведение химического эксперимента: разделение смесей»; 8 класс; тема урока «Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование». Вашему вниманию хочу представить фрагмент урока, а именно, решение экспериментальной задачи.

Но вначале – небольшое вступительное слово.

ГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывала у учащихся помимо интереса большие трудности при её изучении.

В 8 класс к нам приходят дети, которые вступили на новый этап своего психофизиологического развития, что непосредственно также составляет сложность при изучении предмета. Педагогам хорошо известны трудности подросткового периода, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, не совершенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Для меня, как и для многих других учителей сегодня актуален вопрос: «Как повысить интерес учащихся к изучению химии?»

Я считаю, что эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений обучающихся в ходе выполнения химического эксперимента: при этом учащиеся:

  • определяют цель работы;

  • планируют ее выполнение;

  • прогнозируют результат;

  • учатся корректировать свои ошибки и делать выводы, как по каждому опыту, так и по работе в целом. Слайд № 8.

Итак, рассмотрим организацию учебного химического эксперимента, ученического: практическое занятие. Давайте, мы с Вами, побудем в роли учащихся восьмиклассников.

Экспериментальная задача (проблемная ситуация):

«Золушка собралась на бал. Но мачеха не хотела отпускать ее на бал, поэтому приготовила смесь из гвоздей, древесных опилок, песка и соли и дала ей задание: выбрать гвозди и соль из смеси. Золушка быстро справилась с заданием и успела на бал. Объясните и покажите, как Золушка так быстро справилась с этим заданием». Слайд № 9. 

Чтобы выполнить задание, нужно составить план работы:

1) изучить материал § 4 (учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 8 класс ): способы выделения веществ из неоднородной смеси;

2) повторить правила техники безопасности;

3) применить полученные знания на практике:

  • отделить железные опилки с помощью магнита;

  • растворить оставшуюся смесь в воде;

  • собрать всплывшие опилки;

  • отделить не растворившийся в воде песок фильтрованием;

  • выделить соль из воды выпариванием;

3) записать решение задания: оформить его в виде таблицы. Слайд № 10.

Приступая к выполнению любой экспериментальной работы, необходимо внимательно изучить инструкцию, пройти инструктаж по безопасности жизнедеятельности:

  • «Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Повторим правила по БЖ. Слайд № 11.

  • Самостоятельные опыты без разрешения учителя проводить запрещено: «Сердца ваши пусть будут смелыми, А руки пусть будут умелыми, Движенья их будут быстрыми, А помыслы только чистыми». Слайд № 12.

  • При работе используйте чистую посуду, на стол вещества не рассыпайте и не разливайте «Чтобы опыт получился, держите рабочее место в порядке!» Слайд № 13.

  • Работая с огнем, будьте особенно внимательными и осторожными! «Где порядок соблюдают, там пожаров не бывает!» Слайд № 14.

  • Запрещается пробовать химические вещества на вкус: «Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе - будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!» Слайд № 15.

  • Запрещается приём пищи в кабинете химии: «Чай и вкусный бутерброд очень просятся в твой рот? Не обманывай себя: есть, и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, для еды условий нет!» Слайд № 16.

  • Правила БЖ, знай и выполняй: «Помни, каждый ученик! Знай, любая кроха: безопасность — хорошо, а халатность — плохо!» Слайд № 17.

Последовательность выполнения задания:

  1. гвозди отделить от смеси при помощи магнита;

  2. оставшуюся смесь залить водой: всплывшие древесные опилки собрать после отстаивания;

  3. песок отделить фильтрованием;

  4. соль из раствора извлечь выпариванием. Слайд № 18.

Записать решение задания: оформить в виде таблицы. Слайд № 19

Очень важно анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины и условия, которые привели к получению данных результатов. Слайд № 20.

Итоги. В моей работе химический эксперимент играет очень важную роль и ему отведена значительная часть времени в учебном процессе. Какие же результаты я получила в своей работе за межаттестационный период?

1. Химию как предмет учащиеся выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации и показывают 100% качество знаний.

2. В школе создан и работает клуб «Эколог», в котором старшеклассники развивают навыки в осуществлении исследовательской и проектной деятельность.

3. Мы участвуем, с хорошим результатом, в Республиканском Интернет - конкурсе по химии «Химик - ON» (МАН) и в Республиканском Интернет - конкурсе «БИОМАН» (результативность: 3 участника - лауреаты конкурса; сертификаты; Благодарность ректора Дон НУ).

Таким образом, использование на уроках химии эксперимента, формирует универсальные учебные действия, развивает умения наблюдать факты и явления, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки, прививает навыки планирования работы и осуществления самоконтроля, способствует воспитанию уважения и любви к труду, всестороннему развитию личности.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов, уважаемые коллеги!









Библиография

  1. Амирова А.Х. Формирование умений проводить химический эксперимент. Химия. (Изд. Дом Первое сентября), №16,2008.

  2. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента: Пособие для учителей. В 2 т. Т.1.—М.: Просвещение,1973.

  3. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс : учебно-метод. Пособие.— М.: Дрофа, 2005.

  4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ МОН ДНР от 07 августа 2020 г. № 121- НП).

  5. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. Химия (ИД «Первое сентября»), 2005,№8, с.13-21.

  6. Назарова Т.С., Грабецкий А.А. ,Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе .— М.: Просвещение, 1987.- (Библиотека учителя химии)

  7. Общая методика обучения химии. В 2 ч. Ч.1/Под ред. Цветкова Л.А.—М.: Просвещение,1981.

  8. Общая методика обучения химии в школе /Р.Г. Иванова, Н,А. Городилова, Д.Ю. Добротин и др.; под ред. Р.Г. Ивановой.—М.:Дрофа,2008

  9. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1989.

  10. Учебное электронное издание: Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория.(2CD+методическое пособие). Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004

  11. Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!