СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «По лабиринтам методических приемов. Личностно -ориентированная технология на уроках биологии и географии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

«По лабиринтам методических приемов. Личностно -ориентированная технология на уроках биологии и географии»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «По лабиринтам методических приемов. Личностно -ориентированная технология на уроках биологии и географии»»

Слайд 1

Мастер-класс

«По лабиринтам методических приемов. Личностно -ориентированная технология на уроках биологии и географии».

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть  и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное  и полезное мероприятие


Слайд2

Китайская мудрость гласит

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь»

Этими словами хочу начать мастер-класс по теме «По лабиринтам методических приемов. Личностно-ориентированная технология на уроках биологии и географии».

Природа. Как часто слышим мы это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на творческих листках, отобразить свое видение природы.

А теперь, я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ)


Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим.

Сайд 3-6 Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- удивительной красоты озеро.


Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.

Что же сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?

Как их заинтересовать?

Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, возможно, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня рассказать о некоторых методах и приемах личностно- ориентированного обучения, которые я стараюсь использовать в работе.

Как говорит название, эта технология ориентирована на личность ребенка, чтобы он пропустил это через себя.

Слайд 7

Существует семь правил, без которых НЕ может быть личностно- ориентированного урока :

1.Учета индивидуальных особенностей класса

2.Использования субъективного опыта учащихся

3.Самостоятельного целеполагания

4.Ситуаций выбора на всех этапах, где это возможно

5.Большого дидактического материала

6.Создания ситуации успеха

7.Рефлексии



Слайд 8

Чем полезна эта технология для ученика?

  • Для «слабых» учащихся

  • появляется возможность высказаться, не боясь до­пустить ошибку

  • задавать любые вопросы

  • чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться


  • Для «сильных» учащихся

  • прекрасная воз­можность проявить свои способности

  • выступить в роли советчика, помощника более «слабому»

  • почувствовать ответственность за общий результат

Слайд 9

Хочу продемонстрировать как используется эта технология на разных этапах урока.

1.Актуализация

2.Мотивация и целеполагание

3.Изучение нового материала

4.Отработка умений и навыков

5.Подведение итогов урока







Слайд 10

1.Актуализация знаний

Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно- ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.


Слайд 11

Вот например. При изучении класса земноводных я спрашиваю: «Ребята, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения?


Слайд 12


При изучении темы «Свойства воды» ставлю вопрос кто из вас хоть раз пробовал сосульки? Говорят они вкусные. Интересно, из чего они образованы? Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.

Слайд 13

2.Мотивация и целеполагание

Мотив-это желание что-нибудь делать , мотивация это побуждение к работе. При личностно- ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.

Слайд 14

Приемы мотивации:

Парадоксальные факты

Создание проблемной ситуации

Анализ жизненной ситуации

Использование произведений искусства

Найди в тексте ошибку

Экскурсия в историю


Слайд 15

Прием Парадоксальные факты

Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?

Слайд 16

Изучая в 6 классе тему « Атмосфера» привести этот факт :

«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры, Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет». Подобные события, случались отмечались и ранее совершенно в других местах. Что могло послужить их причиной?


 Слайд 17


Прием Создание проблемной ситуации

При изучении строения яйца и размножения птиц можно детей озадачить таким вопросом: Вы любите яичницу? Наверное, да, я тоже люблю. А вы не задумывались над тем, что мы едим, яйцо-это что? Как оно образуется внутри организма курицы? В ответ последуют многочисленные варианты, и вы с классом ставите цель- что такое яйцо и как оно образуется?

 Слайд 18

Изучая географическое положение Южной Америки задать вопрос -

Почему Америка получила свое название по имени Америго Веспуччи, а не открывшего ее Христофора Колумба?


Слайд 19

3.Анализ жизненной ситуации

При изучении витаминов: замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?

Слайд 20

При изучении темы «Почва, её строение и состав»

Что делают ваши родители с почвой в огороде для получения хорошего урожая?


Слайд 21-22

4.Использование произведений искусства

При изучении гормонов: Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить Лукерью в наши дни?

Слайд 23

Изучая тему Облака и их виды : Какой вид облаков описывает И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»? «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго…. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать…»


Слайд 24

5. Найди в тексте ошибку (дается текст с ошибкой по определенной теме и в конце урока ошибку дети сами найдут)

Рассказ кота Мурлыки

7 класс (тема: млекопитающие)

Я обыкновенный сибирский кот из типа Млекопитающихся, класса хищников. Именно поэтому я люблю молоко. Мне уже 20 лет, так что я старый кот.

Жизнь моя уютна и спокойна, хотя последнее время меня начали беспокоить зубы, особенно резцы. Они крупные, эмаль имеют только спереди и могут самозатачиваться, но теперь болят, хоть плачь. Да еще желудок ноет, он четырехкамерный, видимо, рубец засорился, когда я мышей вместе с шерстью глотал. Что делать? А недавно меня водили к ветеринару, но по другому поводу: воспалилось на левом глазу мигательная перепонка. Пришлось удалять. Но хватит о болезнях.

Я красивый кот, и хозяева меня очень любят. Шерсть у меня пушистая, гладкая и шелковистая, потому что состоит она только из остевого волоса.

В жаркие дни я очень люблю поспать, свернувшись клубочком и прикрыв хвостом нос. А раньше, когда помоложе был, любил поиграть с мячом. Он такой яркий, красный с желтым.


Слайд 25

По географии тема «Австралия»

«… прежде чем посетить саму Австралию, мы решили осмотреть ее берега. Для этого мы сели в корабль севернее острова Мадагаскар, который находится на юге материка и поплыли на запад по Большому Индийскому заливу. Затем, доплыв до крайней западной точки Австралии м. Байрон мы проплывали мимо больших пустынных пространств по водам Атлантического океана. Далее, прежде чем попасть к крайней северной точке материка м. Йорк, мы плыли по водам Арафурского моря. Обогнув м.Йорк, мы чуть было не натолкнулись на Малый Барьерный риф, но наш капитан обогнув его по Коралловому заливу, успешно довез нас до столицы Австралии города Сидней, проплыв мимо крайней восточной точки материка м. Стип – Пойнт. Итак, обогнув Австралию, осмотрев ее берега мы принялись изучать все самое интересное на самом материке»

Слайд 26

6. Экскурсия в историю

При изучении фотосинтеза и дыхания растений: одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?


Слайд 27


3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

примерно ¼ часть урока – до 15 минут (по закономерностям усвоения)

на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта (дидактическая цель урока : НЕ научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

Слайд 28

Прием « Мнемоника»


Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Как запомнить Таксоны у растений:



Все

Вид

Растения

Род

Симпатичны

Семейство

Посмотри

Порядок

Они

Отдел

Кругом

Класс

Царствуют

Царство


Слайд 29


Медвежонок Ветчину Закусил Малиной,
Ю
ркий Суслик Утащил Ножик Перочинный


Это стихотворение позволяет запомнить порядок планет
Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.


Слайд 30


4.Отработка умений и навыков, закрепление и применение знаний.


Для слабых и творческих учеников можно дать интересные (креативные задания), можно разработать много карточек-заданий, можно организовать задания на пару.

Слайд 31


Приемы закрепления знаний:

  • Метод образного видения

  • Метод эмпатии (вживания)

  • Метод эвристических вопросов

  • Метод ошибок

  • Метод сравнения

  • Метод фактов


Слайд 32

Метод образного видения.

Тема «Простейшие»

Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.

(одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная.)

Слайд 33


Тема «Облака»

Опишите облака , используя только прилагательные.

Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.

Слайд 34

Метод эмпатии (вживания.)

Представьте себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения (я одноклеточная, мне очень одиноко и скучно, бывает и страшно, я очень маленькая- быстро устаю.)

Слайд 35


Представьте себе, что вы –река. Опишите свои ощущения ( Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?"

Слайд 36

Метод эвристических вопросов.

Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»…

1)кто такая инфузория туфелька

2)что представляет собой

3)зачем она нужна

4)где её найти

5)чем питается

6)когда её открыли

7)как появилось такое название

Слайд 37

Составьте вопросы про Тихий океан, используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»…

1.Кто открыл Тихий океан?

2.Какие материки омывает Тихий океан?

3. Почему океан назвали «Тихим»?

4.Когда открыт это океан?

Слайд 38

Метод фактов

Узнайте по описанию «особо опасного преступника»-. (Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружен до зубов, на ребрах ходит, у него есть капюшон, на нем- татуировка.) змея кобра

Слайд 39

Омывается морями трех океанов. Все точки имеют западную долготу и северную широту. Открыт был путешественником, который плыл в Индию. Но он умер, не зная, что был не в Индии, а совершил открытие нового материка. Местных обитателей стали называть после этого

индейцами. Они имеют красноватый цвет кожи. Это - родина картофеля, кукурузы, томатов и фасоли. (Южная Америка).

Слайд 40

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Этот прием , особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать тот или иной материал и стать основой для подготовки и написания проектных работ.


На уроке биологии тема «Бактерии»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое бактерии?

Когда впервые упоминаются бактерии?

Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?

Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Слайд 41

Для уроков географии при изучении темы «Мировой океан»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?


Слайд 42

5.Подведение итогов урока


Обычно - это выставление отметок и домашнее задание. Причем объективным результатом урока служит отметка, а субъективным- рефлексия ( осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов).

Слайд 43

На этапе рефлексии удобно пользоваться следующими приемами :

Прием «Лесенка успеха»

Демонстрирую слайд с изображением лестницы успеха и предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке, поместив изображение человечка (себя на соответствующую ступеньку лесенки:



Слайд 44


Прием  «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения.

«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».


Слайд 45

.

Дидактический синквейн


Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Организм
живой, действующий
растёт, развивается, изменяется
Главный объект изучения биологии.
Особь

1.Облака

2.Воздушные, кучевые

3.Поднимаются, перемещаются,изображают

4.Из них выделяется водяной пар

5.Тучи


Слайд 46


В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей.


Слайд 47

Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым» -индейская мудрость.

Учитель должен находиться в тандеме с учеником, только так возможен результат.


Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества!





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!