СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с методом Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления".

Показать возможности использования резервов группового мышления

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»»

Мастер-класс

по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Подготовила: Карпова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№20 пос.Зеленый Ногинского района Московской области.



Тема: Что такое «Технологии креативного мышления»
«Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно


Тип: сообщение

Форма: мастер-класс

Оборудование: презентация; 6 шляп; листы 6 цветов, на которых написаны вопросы к различным этапам урока; белые листы; ручки

Цель:Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

Воспитывать культуру обмена мнениями

Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.

Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.

Преимущества метода

Наглядность применения.

Параллельное мышление.

Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения

Каждый участник семинара поймет значение цвета шляпы.

Каждый участник семинара поймет, какую шляпу на каком этапе урока можно применить


Ход мастер – класса.

  1. Презентация.

Если наше дело - в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то - вся суть!


«Качество мышления –

основной ресурс успешности»

«В способности думать заключена основа человеческой деятельности»

Э. де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого мышления. Он впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах.

Шесть Шляп Мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три следующие трудности:

1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции.

2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”.

3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Черная шляпа: критика

Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Зеленая шляпа: креативность

Зелёная шляпа – Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы, исследуем возможности.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того,

что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Почему «Шесть шляп»?

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы выстраиваем учебный процесс: «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление.

Четыре Типа Использования Шляп

1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других

Преимущества

1.Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

2.Цветные шляпы — это хорошо запоминающиеся знаки, которым легко научить и которые легко применять.

3.Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать

  1. Творческое мышление

  2. Критическое мышление

  3. Толерантность

Оказывается, все дело в ШЛЯПЕ!


  1. Из опыта работы.

Метод «Шести думательных шляп» является достаточно интересным и доступным для использования в начальной школе и отвечает требованиям ФГОС, так как работает на формирование коммуникативных УУД. В соответствии со ФГОС мы должны научить детей самим добывать информацию.

В условиях, когда дети мало читают, имеют маленький словарный запас, приходится искать новые формы и методы работы, направленные на повышение качества обучения.

Большое внимание уделяется групповым методам обучения. В 1 классе я в основном использую методику работы в парах. Со 2 класса я постепенно перехожу на групповую работу. Но есть трудности, которые приходится преодолевать не только мне, но, я думаю, многим учителям. К наиболее значимым относятся следующие: коллектив еще недостаточно сплочен; детям трудно соблюдать правила работы в группе; недостаточно осмысленное чтение.

«Метод шести шляп» я нахожу самым удачным при организации работы в группах.

В процессе дискуссии с использованием данного метода у учащихся формируются все коммуникативные метапредметные умения.

Во-первых, он учится грамотно формулировать и задавать вопросы собеседникам.

Во-вторых, он находит необходимую информацию в ходе сотрудничества (беседы).

В-третьих, учится доказывать свою точку зрения и высказываться в защиту или опровержение иной.

В-четвертых, происходит речевое развитие ребенка.

«Белая шляпа» развивает умение читать тексты, выделять главное.

«Желтая» - анализировать, прослеживать связь с жизнью.

«Черная» - приучает детей «смотреть вперед», предвидеть последствия

«Красная» - развивает умение выражать эмоции, артистизм, фантазию.

«Зеленая» - творческие способности, воображение.

«Синяя» - умение подводить итог; определять, над чем предстоит работать (перспективу).

Конечно, это метод групповой работы, но мне он нравится тем, что с помощью этого метода создается более точная структура его проведения.

Конечно, как у каждого метода, и при проведении урока с основой на данный метод есть трудности.

Во-первых, большая наполняемость классов.

Во-вторых, в классах большое количество детей с «неродным русским языком».

Но плюсы перевешивают!

Мои рекомендации.

1.Данный метод применять не на каждом уроке.

2.На уроках можно давать работу по какому-то определенному цвету шляпы.

3.Удобно использовать метод «Шести думательных шляп» на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности общекультурного направления.

4.На уроке окружающего мира можно обсудить с учащимися проблему охраны природы, соблюдения гигиенических норм поведения, безопасного поведения в различных ситуациях.

5.На уроках литературного чтения можно применить данный метод при придумывании окончания рассказа, обсуждении поступка героя произведения, при выявлении главной мысли сказки или рассказа.

6.На обсуждение в группах давать 2-3 минуты.

На выступления - по 1 минуте.

Сравним этапы проведения традиционного урока и урока, построенному по методу шести шляп.

Традиционный урок.

Этапы урока.

1.Адаптационный этап.

2.Основной этап.

Что мы знаем?

Что умеем?

Что хотим узнать?

3.Первичное закрепление знаний.

4.Творческий этап.

5.Контроль и коррекция.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.


Этапы урока по методу 6 шляп

1.Адаптационный этап.

2. Основной этап.

«Белая шляпа». Отвечает за сбор и озвучивание достоверной информации по заданной проблеме – основной этап.

«Желтая шляпа» - это позитивные стороны рассматриваемого вопроса.

«Черная шляпа». Символ критики. Участники высказывают критические замечания на выдвигаемые гипотезы.

3. Первичное закрепление знаний.

«Красная шляпа». Участники выражают эмоции и чувства по поводу озвученной информации или проблеме в целом.

4. Творческий этап.

«Зеленая шляпа». Предлагают различные идеи по поводу выхода из сложившейся ситуации или разрешения проблемы.

5. Контроль и коррекция.

«Синяя шляпа». Организаторы, наблюдатели процесса дискуссии или диспута.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание



Вывод. Мы видим, что структура урока одинаковая, а построен он по методу шести шляп более красочно и точно.





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!