СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по написанию сочинения (задание 27) ЕГЭ-2019 по русскому языку "Исследовательский метод - анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Исследовательский метод - анализ текста" поможет выпускникам не просто научиться писать сочинение, но и понять, что анализируя и коммментируя текст, они становятся исследователями. Показать им, что это не скучное занятие, а увлекательнейший путь поиска истины. В качестве материала для размышлений выбран философский текст Д.Гранина "По поводу смысла".

Просмотр содержимого документа
«Шаблон ЕГЭ сочинения 2019»

Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку – 2019 (публицистический текст)


Пункт плана сочинения

Совет, как лучше написать,

Необходимые клише

Пример

1

Вступление

Три варианта вступления:

  1. задаём риторический вопрос,


  1. общая фраза по теме, ассоциации, связанные с темой


3. предмет обсуждения - это (и как в словарной статье толкового словаря своими словами объясняем, что это).


Задумывались вы когда-нибудь о смысле жизни?


Поиск смысла жизни занимал умы людей долгие тысячелетия.


Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

От позиции автора к проблеме:

1. Выявите основную мысль текста 2. Запишите её в виде законченного предложения. – 3. Определите на какой вопрос отвечает это предложение. – 4. Запишите этот вопрос, который и будет являться проблемой.

Например: позиция автора: Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема – вопрос к этому предложению: Каким должно быть отношение человека к родному языку?

2

Проблема

Два варианта:

  1. с помощью вопроса:

- почему? Для чего? Так ли важно? Зачем? Какова роль? Каково значение и т.д.

2. Указать проблему (чего?) чести и достоинства

В чём смысл жизни?

На этот вопрос автор отвечает в тексте.



Проблеме смысла жизни посвящён текст Д.А. Гранина.

3

Комментарий

(2 примера из текста, которые необходимо связать по смыслу)


Привести примеры, раскрывающие проблему, и пояснить их.

Необходимо показать, зачем автор приводит эти примеры.

Структура комментария:

1) Пишем красивый переход от проблемы к комментарию: Размышляя над проблемой, автор… (что он делает? На каком материале раскрывает проблему?) – это первое предложение.

2) Приводим пример: Писатель подчеркивает… (и зачем он это делает?). Это будет второе предложение.

Пример-иллюстрация комментария

- Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

- Автор не случайно приводит слова (кого): Цитата.

- Автор разделяет мнение (кого)…

- Автор спорит (с кем)

- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

- Особого внимания заслуживает мнение автора о…

3) Пишем «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО», и поясняем наш пример, – это третье предложение.

4) Далее автор привлекает внимание читателей (чем?) – это будет второй пример.

5) Ставим слово ТАК и дальше поясняем пример.

1. Автор обращается к собственному опыту и вспоминает о своём поиске смысла жизни. 2. Писатель подчёркивает, что …. (цитата пример 1).

3. Действительно, (объясняем цитату).

4. Далее автор рассуждает (о чём?) (цитата) пример 2)

5. Так Д.А. Гранин (что делает?) приходит к выводу …..

Пояснения к комментарию:

- Писатель хочет сказать, что…

- этот пример показывает, что

- Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…



Пример + пояснение «Цитата», - пишет автор, чтобы…


«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.

Смысловая связь между примерами

Смысловые отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина

Часто стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее

Следствие, вывод

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.


4.

Позиция автора

Если проблема текста − это вопрос, то позиция автора − это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Позиция автора вполне очевидна и полностью раскрывается в следующем предложении: «Цитата».



5.

Собственная позиция

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи − убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

Тезис (положение, которое надо доказать, это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение, которое необходимо обосновать);

Аргументация (доказательства, доводы, объяснения, примеры для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Вывод (общий итог).

У вас есть позиция автора. Дальше вы с ней соглашаетесь (чаще всего) и пишете свою мысль, которая будет очень похожа на мысль автора. Это ваш ТЕЗИС, который вы и должны доказать.

Я полностью согласен с позицией автора…

Нельзя не согласиться с мнением автора.


ЧЕМ ДОКАЗАТЬ?

- пример из жизни (не берите из своей: это выглядит примитивно) известных людей, или события, которые происходили в жизни людей (из истории человечества)

- пример из истории

- пример из фильма

- пример из литературы

Афоризмы могут быть также аргументом.


«Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель».

Максим Горький

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Лев Николаевич Толстой

Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём.

Оскар Уайльд

6.

Заключение

1. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения:


2. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.


3. Призыв, обращение к читателю.








4. Выражаем благодарность автору текста.

Всегда находиться в состоянии поиска смысла жизни – возможно в этом и заключается сам смысл жизни?


Таким образом, автор нас приводит к мысли: _______________________________


Задумайтесь о смысле вашей жизни, подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни, светом для близких, или бесцельно и бездарно растрачивающим дни бездельником?


Я благодарна автору текста, потому что он еще раз заставил задуматься меня о том, как важно найти свой смысл жизни.


Просмотр содержимого документа
«заготовка для сочинения»

1. Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению предназначения человечества, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Писатель Даниил Гранин размышляет над проблемой _________________________

_____________________________________________________________________________

2. Автор обращается к собственному опыту и вспоминает о своём поиске смысла жизни: «Было много вариантов жизненаполнения». _______________________________________

_____________________________________________________________________________

Он счастлив, что смысл жизни _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Писатель подчёркивает, что _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Действительно, (объясняем цитату) _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Далее автор рассуждает (о чём?) (цитата) пример 2)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Так Д.А. Гранин (что делает?) приходит к выводу ….._______________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Позиция автора вполне очевидна и полностью раскрывается в следующем предложении: «Цитата». _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(объясняем цитату) ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Я полностью согласен с позицией автора…(и почему согласен, обоснование)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Таким образом, автор нас приводит к мысли: _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«о смысле жизни-сочинения»

Зачем мы живем? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задается великий русский писатель современности Д.А. Гранин. Он размышляет о проблеме поиска смысла жизни человека.

Этот вопрос волнует человечество уже не первое тысячелетие. И «…смысл жизни каждый определяет сам», - замечает Д.А. Гранин. Наверное, найти смысл жизни – это главная задача человека, кто-то находит, а кто-то – нет: «Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей частью не понят».

Писатель прожил долгую и беспокойную жизнь, полную ярких свершений и открытий, но и горьких страниц военного времени тоже хватило на его долю. Может быть, именно поэтому одни стремления автора сменялись другими: «время от времени появлялись разные осмысления жизни: что в ней главное, для чего она существует?» Но подводя итог своей жизни, писатель с сожалением приходит к выводу: «Когда жизнь подходит к завершению, я понял то, чего раньше не то что не понимал, но считал, что это не главное». Гранин осознаёт, что самое важное в жизни – это любовь. В доказательство приводит слова поэта: «И море движется любовью». Писатель уверен, «любовь – это лучшее, это гораздо больше, чем всякое другое творчество».

Автор считает, что каждый человек сам ищет смысл своего существования, но для себя он решил, что в конце жизненного пути постиг истинный смысл своей жизни – это любовь в широком смысле: «любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям». Д. А. Гранин уверен, что ничего более осмысленного нет. Всё в мире движется любовью, чего бы ни коснулось: «самые лучшие моменты связаны с любовью» в искусстве, в поэзии, в живописи, «то же самое относится к любой деятельности, да и вообще к любой жизни». Потому что всё остальное временно, а любовь вечна. Писатель утверждает, что любовь – это то, что остаётся от человека, это наиболее прочно.

Абсолютно согласна с мнением Д.А. Гранина, каждый сам решает, для чего он предназначен, для чего пришёл в этот мир. Но в чём бы ни заключался этот смысл, в нём обязательно должно быть место для любви, ведь всё, что мы делаем, всё ради чего мы живем – это, действительно, любовь. Родители любят своих детей, делают всё возможное и невозможное, чтобы помочь им. Ту или иную профессию мы выбираем потому, что это любимое занятие. Если профессия не любима, то человек несчастен. Таких примеров много. Всё вокруг строится на любви.

Я благодарна автору за то, что он своими размышлениями приблизил меня к осознанию самого важного в жизни: поиск смысла жизни – непростая задача, но необходимая. Если бы смысл жизни был раз и навсегда найден и для всех одинаков, то жить было бы неинтересно!

Зачем мы живём? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задаётся выдающийся писатель современности, автор множества статей на тему нравственности, Даниил Александрович Гранин. Он поднимает проблему смысла жизни человека.

На эти вопросы люди отвечают уже много веков, и каждый раз по-разному. Нет определённого закона, по которому бы жил человек. Это очень радует автора: «И думаю, что, к счастью; если бы был установлен раз и навсегда смысл человеческой жизни… Жить стало бы неинтересно» рассуждает он». Ведь на самом деле каждый человек ищет свой смысл жизни сам, кто-то находит, а кто-то нет. Наверное, найти смысл жизни – это главная задача человека и каждый тратит на это разное время. Также Даниил Александрович Гранин понимает: «самое главное в жизни – это любовь» только прожив практически столетие. Он призывает читателей задуматься об этом прекрасном чувстве, быть может, это и есть главный смысл жизни всего человечества. Закон: любить и быть любимым.

Автор считает, что каждый человек сам ищет смысл своего существования, но каким бы он ни был, он не должен забывать о любви. «Любовь – это то, что остаётся от человека», - говорит нам автор. Смысл жизни и любовь – неразрывные понятия для великого классика современности Д.А. Гранина.

Я согласна с мнением автора, и считаю: каким бы для человека ни был смысл жизни, в нём должна присутствовать любовь. Не имеет значения, какая именно: любовь к своему делу, к родителям, Родине, жене или мужу – главное, что она есть. Каждый человек должен стремиться обрести свой смысл жизни. Альберт Эйнштейн сказал: «стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

Я благодарна автору за предоставленную возможность порассуждать о смысле жизни. Он помог мне разобраться в собственных мыслях, теперь я чётко понимаю: каждый человек сам определяет, что для него самое главное, но в сердце каждого человека должно быть место любви.

Зачем мы живём? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задаётся автор. Даниил Гранин ставит перед читателями проблему смысла жизни человека.

Этот вопрос волнует человечества уже несколько тысячелетий и каждый отвечает на него по-своему. Своим смыслом жизни автор считает творчество: «Человек создан для творчества». Цель творчества стала смыслом жизни для писателя. Автор также приходит к выводу, что «самое главное в жизни – любовь». Действительно, любовь помогает нам быть счастливыми и добиваться своих целей.

В конечном итоге Гранин подводить нас к мысли, что «смысл жизни каждый определяет сам». Нужно просто «выбрать своё жизненаполнение» и добиваться того, чего мы хотим.

Я полностью разделяю позицию автора. И считаю, что только от нас зависит, какой будет наша жизнь: полной смысла или полной бессмыслицей. Мы сами ставим, перед собой цель, определяем, ради чего мы живём. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» также встречается эта проблема. Наташа Ростова, видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Так, и любовь может стать смыслом жизни.

Я искренне благодарю автору текста за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над смыслом жизни и над тем, чего я хочу от жизни.


Просмотр содержимого документа
«текст мастер-класса»

Мастер-класс Исследовательский метод – Анализ текста

Сегодня мы будем исследователями, исследуем текст, проанализируем.

Зачем? Конечно, в каждой работе есть Цель.

Наша конечная цель – написать сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ.

Эта проблема актуальна для выпускников. Сегодня вы почувствуете себя одиннадцатиклассниками, и узнаете, как это - написать сочинение в обязательном экзамене.

Поставим задачи:

  1. Исследовать текст, проанализировать

  2. Сформулировать проблему

  3. Прокомментировать

  4. Определить позицию автора

  5. Высказать своё мнение о проблеме и обосновать его



Для структуры сочинения не хватает только вступления и заключения.



Итак, это и есть план нашего сочинения: (слайд или плакат)



Структура сочинения



  1. Вступление

  2. Проблема

  3. Комментарий

  4. Позиция автора

  5. Собственная позиция и обоснование

  6. Заключение.

Познакомимся с текстом (читаем текст)

- о чём текст? Основная мысль? Идея?

Какую проблему поднимает автор?

Как он рассуждает? Какие аргументы приводит? Почему он приходит к такому выводу?

Нашёл ли автор свой смысл жизни? Как он это объясняет?

Разделимся на 4 группы, сейчас я вам раздам шаблоны и вы напишете, всё что думаете, но в заданных рамках. 1-ая пишет вступление + проблему и заключение, 2-ая комментарий, 3 – позиция автора, 4-ая собственная позиция и обоснование.

Самая сложная задача – это комментарий, за него из 24 баллов, возможных за сочинение можно получить 5 баллов!



Прочитаем, что у нас получилось.

А теперь я прочитаю сочинение, которое написали мои одиннадцатиклассницы.

Просмотр содержимого документа
«текст по поводу смысла Гранин»

ПО ПОВОДУ СМЫСЛА


(1)То, что я понял в этой жизни, восходит к таким проблемам, как смысл жизни: зачем мы живём? (2)Чего мы хотим от жизни? (3)Вещи коренные и, к счастью, безответные. (4)И думаю, что, к счастью; если бы был установлен раз и навсегда смысл человеческой жизни, то он мог бы стать всеобщим правилом, всеобщим законом, и жить стало бы неинтересно. (5)А уж что касается искусства… (6)Оно бы навсегда осталось без работы.

(7)Но, славу Богу, смысл жизни каждый определяет сам. (8)Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей частью не понят. (9)Потому что люди не отдают себе в этом отчёта, не хотят отдавать отчёта, и, может быть, они в этом правы.

(10)Что же я понял в этой жизни? (11)Подводить итоги ужасно трудно. (12)Потому что, хочешь — не хочешь, надо признаваться — далеко не всё получилось. (13)И то не вышло, и это.

(14)Было много вариантов жизненаполнения, которое всякий раз казалось первоочередным и самым важным. (15)В какой-то момент я со страхом решил: надо писать, надо попробовать. (16)Никаких гарантий нет. (17)Кто я такой? (18)Инженер. (19)На это есть диплом. (20)А на писателя ни диплома, ни справки, ничего.

(21)Я понял когда-то, что писать надо не вообще, а надо писать о чём-то, ради чего-то. (22)Хотелось пробудить в людях стремление к творчеству. (23)Это делает человека более свободным. (24)Творческий человек — это наиболее красивый человек. (25)Человек создан для творчества. (26)Только в творчестве он себя и реализует. (27)Такую возвышенную цель для себя сформулировал, мне мало было просто желания писать. (28)Обязательно надо было понять — во имя чего.

(29)В какой-то момент, когда я был на войне, я понял, что главное — это выиграть войну, добиться победы. (30)Чтобы страна стала свободной, чтобы не было ужаса оккупации и так далее. (31)Перед этой задачей отступали все остальные. (32)Но кончилась война, и жизнь опять стала требовать какого-то осмысленного продолжения.

(33)Так что время от времени появлялись разные осмысления жизни: что в ней главное, для чего она существует?

(34)Но вот сейчас, когда мне много лет, когда жизнь подходит к завершению, оглядываясь назад, я понял то, чего раньше не то что не понимал, но считал, что это не главное. (35)Я понял, что главное в жизни, в моей жизни, для меня — это любовь. (36)Можно по-разному расширять это понятие: любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям.

(37)Это не значит, что всё, что я понимал раньше, было неправильным. (38)Никогда не знаешь, когда ты был прав: когда тебе было двадцать лет, когда тебе было пятьдесят лет? (39)У каждого возраста, наверное, своя правота и своя истина есть. (40)Но сейчас, когда кажется, что ты можешь оценить всю прожитую жизнь, когда кажется, что ты сейчас самый мудрый из всех тех других сущностей, которые проявлялись в твои двадцать, сорок, шестьдесят лет, сейчас-то я точно знаю, что является настоящей истиной. (41)И я говорю: самое главное в жизни — любовь!

(42)Как написал поэт: «И море движется любовью». (43)Всё, как мне нынче видится, всё любовь, всё движется любовью. (44)Ничего более осмысленного нет. (45)Слава, деньги, должности, написанные книги и всякие другие реализации ничего не значат по сравнению с этим.

(46)Может быть… (47)Может быть, любовь — это лучшее, что способен дать человек другому человеку, людям. (48)Это гораздо больше, чем всякое другое творчество. (49)Ну хорошо, научное творчество, искусство. (50)Одна книга, десять, двадцать книг. (51)Но и в искусстве самые лучшие моменты связаны с любовью. (52)У того же Пушкина. (53)Наиболее красиво и счастливо он раскрывался в любви. (54)То же относится ко всем великим художникам. (55)Я думаю, что то же самое относится к любому виду деятельности, да и вообще к любой жизни.

(56)Когда подводишь итог, оказывается, что всё, даже лучшие твои достижения, всё это временно, всё это уносится рекой времён, и остаётся только то, что ты пережил, когда ты был лучше всего, когда ты был в наибольшей степени самим собой и в ответ получал ту же наивысшую радость настоящего, подлинного.

(57)Есть люди, которые никогда не любили по-настоящему и полноты этого чувства не знают. (58)Это потеря. (59)Горькая. (60)Жизнь оказывается ущербной. (61)Я не имею права осуждать этих людей, говорить, что это люди неполноценные. (62)Но жаль, что они не осуществили себя, того прекрасного, что расцветает в любви. (63)Если человек не любил, он не жил. (64)Он работал, чего-то достигал, но в каком-то большом смысле это движение на месте и труд вхолостую.

(65)Любовь — это то, что остаётся от человека. (66)Наиболее прочно. (67)Хотя это совершенно непрочный вроде бы материал.

(Д. Гранин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!