СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по ораторскому искусству

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты мастер-класса "Основы ораторского искусства": овладение необходимым инструментом для работы над голосом, дикцией, интонацией; умение позиционировать себя как оратора с помощью четкой речи, коммуникативной активности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по ораторскому искусству»


Мастер-класс «Основы ораторского искусства»

Планируемые результаты: овладение необходимым инструментом для работы над голосом, дикцией, интонацией; умение позиционировать себя как оратора с помощью четкой речи, коммуникативной активности.

Базовое содержание занятия

Деятельностный компонент занятия (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы мастер-класса

Добрый день, ребята!

(приглашение в класс, рассаживаются по местам и формируются в группы)


Я думаю мне не нужно вас убеждать, в том, что всем людям стоит владеть искусством красивой речи. И хороший голос, правильная дикция нужны каждому, кто хочет умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.

А вы знаете что наш голос — это произнесение звуков, а звук — это вибрации в различных органах нашего тела. Например,

 звук М живёт в лёгких,

звук О — в области диафрагмы,

 звук У — в гортани,

звуки А и И — в голове,

а звук Э — в мозгу.

Прежде для красивого голоса необходимо правильное глубокое дыхание.
























Процессуально-содержательный этап

Разминка.


Приступим!

Но сначала – разминка. Обратим внимание на позу. в напряженном состоянии заниматься техникой речи бесполезно. Расслабьтесь, поднимите грудь и плечи и «откиньте» их назад, будто вы надели плечи на позвоночник. Спина прямая, шея, руки, плечи расслаблены. Оно должно быть естественным не только при работе над речью, но и в жизни вообще.

Отлично!

Главное в качестве речи – дыхание. Ровное, спокойное, чистое.

Возьмем лист бумаги и начнем дуть на полоску. Наша задача – добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый, бумага будет подниматься, опускаться, дрожать. При ровном выдохе бумага будет находиться в одном положении – отклонившись.







Информация о значении дыхания при занятиях техникой речи






Отработка упражнений, направленных на работу с дыханием.







Этап упражнений. Блок «Техника речи». Дикция.

Наступил этап упражнений. Итак, поработаем над дикцией. Что позволит нам, ребята, улучшить ее качество? Скороговорки!


На экране будут появляться скороговорки, прошу прочитать их.


  1. Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Hадел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне кукушонок смешон.

  2. Чайничек – с крышечкой,

Крышечка – с шишечкой,

Шишечка – с дырочкой,

В дырочке – пар.


  1. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.
Непростая задача, порой не выполнимая вовсе.


Выполнение упражнений

Отработка упражнений, направленных на работу над дикцией.


Этап упражнений. Блок «Техника речи». Интонация






























Закрепление знаний в рамках блока.

Вы заметили, что при прочтении одной из скороговорок, важна была не только дицкия, но и интонация:

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонация - это своеобразные подъемы и спуски вашего голоса. При чтении стихов мы её часто называем выразительным чтением. Монотонность речи в общении очень утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту.

Действительно, одним из направлений в технике речи является работа над интонацией. Предлагаю выполнить следующее задание.

Четверым из вас я раздаю текст упражнения. Для каждого задание конкретизировано. Задание понятно?

Задание: Произнесите фразу «Чайка у причала отчаянно кричала», интонационно выделяя выделенное слово.

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала»

Слышите разницу? От интонации порой зависит очень многое. На письме понять смысл фразы помогают знаки препинания (вспоминайте – Казнить, нельзя помиловать), а в устной речи, речи публичной нам нужна точная интонация.

Работа и над дикцией, и над интонацией – необходимая составляющая техники речи.

















Выполнение упражнений.



















Формулировка выводов.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Соблюдение правил речевого поведения


Отработка упражнений, направленных на работу над интонацией


Этап упражнений. Блок « Основы ораторского мастерства». Работа над содержанием.

- Ну а сейчас мы продолжим нашу работу.

Мы живем в удивительной точке земного шара, которая дарит нам четыре времени года. И одно из них- волшебница зима!.


-Ребята, какие вы испытываете чувства, когда видите первый снег?

- Какие ассоциации рождаются при упоминании слова «зима»? Перед вами листы бумаги, запишите ваши ассоциации и нужно озвучить.


Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Соблюдение правил речевого поведения


Отработка упражнений, направленных на важность качества содержания материала.


Этап упражнений. Блок «Основы ораторского мастерства».










Закрепление знаний в рамках блока.

- Какие чаще всего повторяются слова?

Варианты ответов: снег, елочка, праздник?


- Ребята, подберите к ним эпитеты. (Это красочные определения предмета или явления, чаще выражены именами прилагательными)


- Молодцы!

- А теперь усложним задание: вам предстоит составить рассказ на тему «Волшебница- зима».

( дается время, и один из ораторов выступает)

Приводятся примеры

Отработка упражнений, направленных на работу над содержанием материала.


Этап закрепления

Обобщение знаний

- Понравились вам, ребята, рассказы?

Спасибо ораторам. Интересно ли было слушать? За счет чего?



выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;


Отработка знаний и умений в ходе составления рассказа

Рефлексивный этап

Рефлексия


Все ли вам было понятно в ходе мастер-класса?

Что показалось наиболее сложным, а что далось легко?

В каком направлении вы бы хотели продолжить работать?

Какой новый опыт вы получили?


Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!

На столах у вас смайлики, покажите свое настроение


личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Ответы детей

Оценивают актуальность, новизну опыта, эффективность работы на занятии и интерес к учебному занятию.

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке





























Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Используемые технологии: технология проблемного диалога, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный.

Межпредметные связи: история, русский язык, литература, актерское мастерство.

Упр. 1. Повторите фразу с интонацией, которую я вам задам:

1.Здравствуйте, я ваша тетя! С горечью

2.Эх, жизнь моя жестянка... С радостью

3.Ваня, я ваша навеки! Печально

4.А теперь покатай меня большая черепаха.  Гневно

5.Я сказал: Горбатый! Ласково

6.Отдай колбасу, я все прощу! Нежно

7.Товарищи, в зоопарке тигру мяса не докладывают. С радостью




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!